Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Вокруг власти / Политика / < Вы здесь
С кем бороться: с бедностью или с бедными?
Внутренняя политика прошедшей недели

Дата публикации:  21 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Мы гордимся общественным строем

На прошедшей неделе были обнародованы результаты сразу нескольких социологических исследований фонда "Общественное мнение", РОМИР и Центра исследования политической культуры. Опросы показывают, что нынешний президент и его либеральный курс пользуются поддержкой большинства, однако при этом сохраняют свое влияние на общество и социалистические идеи. Кроме того, значительная часть сторонников президента, по-видимому, вовсе не считает его представителем либеральной идеологии, а поддерживает скорее как жесткого и национально-ориентированного лидера.

Партийные симпатии избирателей по-прежнему на стороне коммунистов (33%). За ними со значительным отрывом - "медведи" (26%), а в конце - либералы, которые, правда, тоже имеют немало сторонников (СПС и Яблоко вместе - 16%).

Интересна иерархия проблем, которые заботят население. На первом месте инфляция и рост цен. Потом - безработица, Чечня, экономический кризис и, наконец, проблемы социальной защиты. При этом среди респондентов четко выделяется группа наименее обеспеченных граждан, для которой характерна озабоченность проблемами выживания, а также (внимание!) - падением нравственности. Среди более обеспеченной и более образованной публики, напротив, цены и нравственность вызывают меньше ажиотажа, зато намечаются склонности к размышлениям о правовом государстве и свободе слова.

Данные опросов подтверждают уже накопившуюся за последние годы информацию о социо-культурной стратификации российского общества. Помимо "либерал-западников" и "национал-левых" у нас возник слой "прагматиков". Можно бы назвать его "средним классом", но язык не поворачивается, больно уж заезженное и мифологизированное это выражение. В системе ценностей таких людей доминирует симпатия к сильным лидерам, идейный "прагматизм" и "здоровый национализм", который выражается в чувстве превосходства над слабыми нациями и глубокой душевной привязанности к сильным. Социальной базой "прагматиков" являются среднеобеспеченные городские слои самых разных профессий. Характерной чертой является повышенный процент военных и силовиков, а также работников сферы услуг. Именно они составили ядро электората "Единства", а прежде (в 1996 году) - Лебедя, а еще раньше (в 1993 году) - Жириновского.

На заре перестройки явный перевес был за западниками, потом маятник качнулся влево. Сейчас Путин пытается собрать в кулак "третью силу" - прагматиков. Однако есть проблемы, которые подрывают доверие средних слоев к власти. Среди них главная - это низкий уровень жизни и социальное расслоение общества. На смягчение этих социальных язв и была направлена активность Путина на прошлой неделе.

Приюты как залог стабильности

Нельзя сказать, что руководство рыночной демократической страны обречено заботиться о беднейших слоях общества. Даже в самых богатых странах до одной трети населения могут жить за чертой бедности или около нее. Такие люди разобщены и социально беззащитны. Их недовольство подавлено обществом и силовыми структурами. Но когда число бедняков становится слишком большим, а в их рядах оказываются прежде обеспеченные и социально активные члены общества, тогда возникает опасность бунта. Предпосылки для такой ситуации сложились сейчас в России.

На прошедшей неделе Путин предпринял ряд шагов, направленных на смягчение бросающегося в глаза разрыва в уровне жизни между богатыми и бедными слоями населения.

Одной из главных проблем, стоящих сейчас перед малообеспеченными, является рост цен на тарифы естественных монополий и ЖКХ. Уже сейчас в регионах, где переходят на стопроцентную оплату населением стоимости коммунальных услуг, чувствуется серьезное социальное напряжение. На этом фоне жесткая политика РАО ЕЭС выглядит просто вызывающе. В центральных СМИ мало информации о действиях региональных энергетиков, понукаемых руководством РАО из центра. Но в региональной прессе примеров хоть отбавляй: и отключенные больницы, и детские дома, и даже тюрьмы, из которых при отключении сигнализации бегут заключенные.

Видимо, это побудило Путина встретиться с Чубайсом. Из официальных источников известно, что президент посоветовал "главному энергетику" действовать "неформально", то есть более мягко в отношении неплательщиков. Такой шаг - плюс Путину в отношениях с народом, но минус - в отношениях с либеральными экономистами. Интересно, чье мнение в конечном счете перевесит?

Другой острой проблемой для России стала беспризорность. С точки зрения прагматизма, конечно, "маленькие оборвыши" не представляют реальной угрозы социальной стабильности, по крайней мере, сегодня. Зато являются наглядным напоминанием миллионам горожан о том, что рыночная система имеет некоторые изъяны, оборачивающиеся для неудачников необходимостью ночевать на улице.

Кроме того, завтра беспризорные дети вырастут и превратятся в самых жестоких и отчаянных преступников, которые даже не знают о том, что в жизни есть что-то хорошее. В странах Латинской Америки, прошедших жесткие модели либерального реформирования по американским рецептам, опробована практика физического уничтожения детских и подростковых банд. В принципе, есть чему поучиться нашим молодым государственным деятелям. Правда, наше общество, большая часть которого еще помнит "Путевку в жизнь", пока не готово к такому повороту событий. Но со временем, когда инстинкты собственности прочно укоренятся в сознании россиян, мы, может быть, и одобрим создание специальных бригад для отстрела уличных преступников.

Пока же приходится довольствоваться организацией приютов и ночлежек. Но и здесь не все благополучно. Например, социальный министр Починок, через ведомство которого проходит ряд детских программ, считает, что проблема беспризорности у нас раздута, о чем он недавно заявил в интервью "Профилю". Социальный вице-премьер Матвиенко недавно предложила лично возглавить кампанию по поимке и отправке домой юных бродяг. Это забавно, если вспомнить, что большинство детей убегает именно от своих спившихся и опустившихся родителей.

Думается, целый ряд аналогичных фактов из деятельности социального блока правительства побудил президента на прошедшей неделе последовательно обсудить тему беспризорности сначала с премьером Касьяновым, а затем и с Матвиенко. Путин дал им поручение всерьез разобраться с детскими программами и их реализацией. Хотя в нынешней ситуации, когда число беспризорников уже превысило послевоенный уровень, такие поручения впору давать чекистам - уж больно все запущено.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Вокруг власти' (архив темы):
Александр Страхов, Неделька политической некорректности /14.01/
Устинов неполиткорректно наехал на самую верхушку; Миронов неполиткорректно настаивает на своих идеях; американцы просто хамят (в вопросе о ТВ-6). Внутренняя политика прошедшей недели.
Кирилл Якимец, Нас ожидает кризис? /24.12/
Глеб Павловский полагает, что в отсутствие общественной активности Президент будет сам разруливать ситуацию - но в лучшем случае это сведется к "цивилизованному" распаду существующей системы власти.
Александр Страхов, Жаркая партийная зима /24.12/
Коммунисты не могут определиться в своих чувствах к Президенту. ЛДПР теперь будет славить Буша и бороться против Ирака. Березовский окончательно расколет СПС. И только "Яблоко" все никак не докатится. Внутренняя политика прошедшей недели.
Владислав Савин, 36 стратегем. Китайская азбука конфликтного управления. Окончание /14.11/
Если русские (грубо) - это "народ с широкой душой", то китайцы (столь же грубо) - "народ со стратегическим мышлением". Стратегемы с 21 по 36.
Михаил Ремизов, Праздновать революцию /09.11/
"В XX веке только Ленин и Шмитт понимали, что такое политика". Заметки по следам недели.
Александр Страхов
Александр
СТРАХОВ
alex_s1999@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: