Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20020122-ya.html

Несколько лет позора - и сладкая месть в награду
Кирилл Якимец

Дата публикации:  22 Января 2002

дущие вместе" - это, конечно, не Комсомол. Это клоуны. Последняя акция - по обмену книг Пелевина, Сорокина и Маркса на книгу Бориса Васильева (с забавной ремаркой: "Сочинения Маркса будут отправлены на Родину писателя, в город Карлмарксштадт") - напугала самого Васильева. В результате Васильева должны сменить Бунин, Куприн и Лесков. Мертвые сраму не имут и сопротивления не оказывают.

Помимо современной русской прозы "Идущие" борются против наркотиков, алкоголя и русского мата (хорошо хоть секса нет в этом списке). Здесь я хотел бы прекратить издеваться над "Идущими в одно место" - поскольку эта развлекуха стала настолько же банальной, насколько и сам ее объект. Стоит только отметить, что характерная для России "архефобия" выработала у наших граждан своеобразный комплекс: всех, кто сотрудничает с властью, так долго считали людьми недостойными, что теперь любой человек, желающий быть благонадежным, автоматически стремится при этом поступать глупо или подло. Молодежь, менее склонная к рефлексии и искушенная в самообмане, чем "предки", демонстрирует эту "берновскую игру" наиболее рельефно и откровенно. А "Идущие" с портретами ВВП на майках, хвастающие с телеэкрана тем, что получают неплохие деньги "от руководства" (и пейджер впридачу) - и готовые за эти деньги менять непрочитанного Пелевина на непрочитанного же Васильева (вариант - на непрочитанного Бунина), - свидетельство того, что "молодежный вопрос" у нас решается куда менее эффективно, чем решался при Советской власти.

Принцип, казалось бы, тот же (с некоторой, правда, "постмодернистской" спецификой): чтобы сделать карьеру, молодой человек должен помаршировать на "демонстрациях лояльности", потренироваться на сверстниках, организовать некоторое количество бессмысленных мероприятий. После чего можно приступать к организации мероприятий осмысленных. При этом молодой человек с самого начала знает: власть - это привилегии, в том числе - привилегированное трудоустройство. Но "постмодернистская" (то есть фарсовая) специфика все сводит на нет. Комсомол воспринимался не как "шанс урвать", а как необходимость (пусть для многих - необходимость грустная). Комсомольская карьера ни в коем случае не выглядела фарсом. Можно, конечно, в фарсе "Идущих" усмотреть рациональное зерно. Молодые активисты с самого начала приучаются плевать на презрение окружающих, действовать в рамках субординации, совершать нелепые поступки - зная (надеясь), что это приведет их в те сферы, где они уже сами будут определять, что нелепо, а что "лепо". Перед нами своеобразный механизм инициации: прохождение через абсурд аналогично прохождению через смерть - для последующего возрождения на новом уровне...

Однако готовность активистов к подобного рода абсурду означает, что они изначально считают абсурд атрибутом власти! "Идущие", таким образом, оказываются не только кузницей госкадров, но и фильтром: в качестве сырья на "кузницу" попадают молодые люди, для которых "архефобия", неприязнь к власти, естественна! Комсомольский карьерист вовсе не обязательно был "рвачом и подлецом". Просто для пути во власть не существовало альтернативы. Возможно, "Идущим" тоже нет альтернативы - но это держится в тайне, хотя стоило бы объяснить всем молодым людям: если хотите попасть во власть, сперва "походите вместе". И тогда этот карьерный трамплин перестанет привлекать лишь тех, кто считает, что государственная карьера начинается с фарса. Но возникнет другая проблема. Эту проблему при Советской власти решили лишь частично - легализовав КСП и "рок-движение". Речь идет о дифференцированности молодежи, распределении по (часто не пересекающимся) "тусовкам". Раньше "легализация" означала придание (пусть негласное) государственного статуса. Сегодня подобный статус, похоже, есть только у "Идущих". В остальных "тусовках" вырастают люди, всегда готовые "уйти в тень", встать в оппозицию к власти. А ведь этого можно избежать - используя все ту же "легализацию". Прежде, конечно, придется изучить, подвергнуть классификации молодежные движения и выяснить, какие из них интересны в указанном смысле, где придание статуса должно происходить с помпой, а где - "исподтишка". Понятно, что легче создать "тусовку" искусственно...

Но тогда во власть пойдут люди, эту власть презирающие. Пойдут с целью отомстить всем, кто подвергал их насмешкам. А равно, кстати, и тем, кто втравил их в это дело, поманив пейджером.