Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Россия и мир / Политика / < Вы здесь
Галопом по Европам
Внешняя политика прошедшей недели

Дата публикации:  30 Января 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На прошлой неделе внешнеполитические усилия России были сосредоточены на западном и южном направлениях. Можно сказать, что Москва продолжила работу по строительству "Большой Европы", проведя серию встреч от самой западной оконечности континента до его юго-восточных пределов. В рамках западного направления прошел визит министра иностранных дел Игоря Иванова в Испанию и Португалию, которые председательствуют сейчас в Евросоюзе и ОБСЕ, соответственно. Фоном для этого чрезвычайно важного визита послужили "страсбургские сидения", на которых европарламентарии в очередной раз, хотя и не столь успешно, как раньше, схлестнулись с российской делегацией по чеченскому вопросу, и заседания Европейского суда по правам человека, где рассматривался иск "Сливенко против Латвии". Кроме того, на южном направлении прошли интенсивные переговоры по проблемам Каспия.

Испания в ЕС и Лиссабон в ОБСЕ - курорт или коррида?

Как известно, с 1 января с.г. Испания председательствует в Евросоюзе. На что может рассчитывать Россия в этом первом полугодии? Станет ли переговорный процесс Россия-ЕС более интенсивным и, главное, продуктивным за время председательствования Испании? Похоже, что так. Прежде всего надо отметить, что Испания и Россия имеют много общих черт как с внешне-, так и с внутреннеполитической стороны. Во внутренней политике это, конечно же, опыт борьбы с терроризмом и сепаратизмом. Можно сказать, что у Испании есть свой "кавказский узел" - Страна Басков. Начавшиеся еще в 1968 году (так же, впрочем, как и в Северной Ирландии), вооруженные акции баскских террористов против представителей испанских властей не прекращаются до сих пор. Боевая организация "Эускади та аскатасуна" (ЭТА) - "Страна Басков и свобода", политическим крылом которой является движение "Эрри Батасуна", добивается создания собственного независимого государства Эускади, которое должно объединить, ни много ни мало, три провинции на севере Испании и три юго-западных департамента Франции, в которых проживают большинство басков.

Кстати, в качестве аргумента за создание собственного государства баскские лидеры указывают на уникальность своей культуры и языка, который радикально отличается не только от официального испанского (кастильского), но и от всех других романских языков. Некоторые лингвисты считают, что баскский язык родственен грузинскому, из чего они делают вывод о том, что предки свободолюбивых горцев Эускади пришли на Пиренеи из Закавказья. Сказываются исконные традиции?

Мадрид и Москва уже в ноябре прошлого года подписали совместное заявление по терроризму, в русле которого должна начать работу двусторонняя рабочая группа. Нет сомнения в том, что польза от обмена опытом и информацией в области борьбы с терроризмом, как и в области борьбы с международной организованной преступностью, будет огромной. Особенно если учесть тот факт, что и Испания и Россия имеют практический опыт борьбы с террористами, в отличие, скажем, от большинства северо- и центрально-европейских стран, для которых этот опыт в некотором смысле виртуален, по крайней мере сегодня.

Но позиции Москвы и Мадрида близки не только в деле борьбы с терроризмом. Несмотря на то, что Испания, наряду с Германией, Францией, Великобританией и Италией, относится к числу "грандов" Евросоюза, она стоит все же посередине между "большой тройкой" и так называемыми "малыми странами ЕС" (Португалия, Австрия и др.), причем не только по численности населения и экономическому потенциалу, но и в политическом отношении. Недаром в рамках предложенного Лондоном плана создания "суперсовета" Евросоюза (по аналогии с Советом Безопасности ООН), призванного оптимизировать процесс принятия решений после расширения ЕС до 25 стран, не нашлось места ни Испании, ни Италии. Реализация этого плана приведет к формальному признанию господствующей роли в Евросоюзе Великобритании, Германии и Франции, что вызывает, естественно, негативную реакцию не только в Мадриде и Риме, но и в других странах - членах ЕС. Так что в каком-то смысле Испания и Россия являются союзниками в борьбе за равноправное партнерство в "Большой Европе". Конечно, борьба за равноправие в рамках ЕС и между всем Союзом и одной, пусть и огромной, страной, это, как говорится, "две большие разницы", но направление усилий, по крайней мере, совпадает.

Более того, для Испании, стремящейся войти в группу лидеров Евросоюза, становится политически выгодным содействовать интеграции ЕС и России. Мадрид, находясь на полгода во главе ЕС, может на равных включиться в большую игру, ставка в которой - представительство интересов России в Евросоюзе и Евросоюза в России, которое сегодня приносит солидные политические дивиденды. Можно сказать, что полугодичное формальное лидерство в ЕС автоматически вводит Мадрид в "клуб друзей" Москвы, в котором состоят Лондон и Берлин, а также присоединившийся к ним уже к этом году Париж (интересно, Ширак позвонил, как он обещал Путину во время недавнего визита последнего в Париж, испанскому премьеру Аснару с предложением сделать систему ЕС более оперативной в решении вопросов экономического сотрудничества между ним и Россией?).

Еще одним политическим полем, на котором и Испания, и Россия стали ведущими игроками и партнерами, является Средиземноморский регион. Мадрид на время своего председательствования в ЕС намерен уделять большое внимание этому региону, который, после падения Берлинской стены и взятия курса на принятие в Евросоюз стран Центральной и Восточной Европы, практически выпал из поля зрения Брюсселя. А ведь этот регион является самым "исправным" поставщиком иммиграционных и социально-политических проблем для всего континента. Для России же это, во-первых, - "южные ворота", а во-вторых, - "православные братья" на Балканах и на Ближнем Востоке.

Так что по всему выходит, что период председательствования Испании в Евросоюзе может стать временем очередного внешнеполитического прорыва для Москвы. Девиз Мадрида на посту главы ЕС - "Больше Европы", что означает, с одной стороны, поддержку проекта создания единой Европы, а с другой - стремление добиться большего веса Евросоюза в международных делах. Надо сказать, что Москва полностью поддерживает эту испанскую инициативу. "Мы считаем Евросоюз, - сказал официальный представитель российского МИДа Александр Яковенко накануне визита Игоря Иванова в Мадрид, - важным полюсом многополярного мира. Поэтому мы заинтересованы углублять и структурировать диалог Россия-ЕС по политическим вопросам и вопросам безопасности, рассматривая его как важную составляющую создания единого европейского пространства равной безопасности".

В своем программном выступлении в Конгрессе депутатов (парламенте) Хосе Мариа Аснар так изложил свои взгляды на взаимоотношения Брюсселя и Москвы: "Россия играет в преодолении нынешнего кризиса (политического и экономического - А.К.) роль исключительной исторической важности. Она избрала стратегию, четко сделавшую ставку на ценности свободы, демократии и развития правового государства. Европейский Союз обязан поддержать эту стратегию, и поэтому одной из приоритетных целей нашего председательства является углубление и упрочение отношений между ЕС и Россией". Заметьте, сказано без всяких оговорок! Поэтому Игорь Иванов был так уверен в том, что за эти полгода совместные политические решения ЕС и России, принятые на встрече на высшем уровне в Брюсселе осенью прошлого года, будут наполнены конкретным экономическим содержанием. Так что очередная встреча на высшем уровне ЕС-Россия, которая состоится в мае в Москве и на которой будет председательствовать Испания, обещает быть весьма результативной.

После Мадрида Игорь Иванов отправился в Лиссабон для встречи со своим португальским коллегой Жайми Гамой, действующим председателем ОБСЕ - ключевой европейской организации, по мнению Москвы. О том, как представляет себе Россия роль этой организации в общей системе европейской безопасности, мы уже писали в связи с прошлогодним СМИД ОБСЕ в Бухаресте. Напомню, что на бухарестской встрече был принят чрезвычайно важный План действий по борьбе с терроризмом, с которого начался новый этап в разработке "коллективной стратегии ОБСЕ по борьбе с рисками и вызовами XXI века". В связи с новыми задачами, поставленными перед ОБСЕ, Москва выступила тогда с предложением провести институциональную реформу организации, в последнее время все больше превращавшейся в некий "гуманитарный отстойник", принципиальная пассивность которого на европейском политическом поле привела к затяжному кризису и неспособности решать задачи по разблокированию конфликтных ситуаций в зоне своей ответственности. Для того чтобы выправить положение, Россия предлагает развивать не только гуманитарное и экономическое, но и военно-политическое измерение ОБСЕ.

Надо сказать, что министр иностранных дел Португалии Жайми Гама поддерживает инициативы Москвы. Это было ясно еще во время двусторонней встречи министров в Бухаресте. Нет сомнения, что Лиссабон приложит максимальные усилия для того, чтобы увеличить вес ОБСЕ в европейских делах, для чего он имеет гораздо больше возможностей, чем министр иностранных дел Румынии Мирча Джоанэ, бывший председателем ОБСЕ в 2001 году.

На встрече с Жайми Гамой Иванов в очередной раз сделал акцент на положении наших соотечественников в странах Балтии. Российский министр призвал председателя ОБСЕ продолжить плотный мониторинг гуманитарной ситуации в этих странах со стороны Верховного комиссара по делам нацменьшинств и Бюро по демократическим институтам и правам человека. И тут очень кстати пришлось решение Европейского суда по правам человека, который признал приемлемым по основным требованиям иск российской гражданки Татьяны Сливенко против Латвии. Надо сказать, что это решение Европейского суда имеет неоценимое значение для нормализации ситуации с нацменьшинствами в странах Балтии. Ведь до сих пор оценки этой ситуации, которые давали различные европейские организации (в том числе ОБСЕ, которая не так давно закрыла (!) в Латвии и Эстонии свои бюро), имели формальный характер, а зачастую наблюдатели вообще вели себя по принципу китайской обезьяны ("ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу"). Лишь бы не дать повод России оказать законное политическое или экономическое давление на балтийские страны с целью поддержать там своих соотечественников. Сейчас ситуация может измениться.

В целом визиты Игоря Иванова в Мадрид и Лиссабон показали, что период председательствования Испании в ЕС и Португалии в ОБСЕ не будут для России ни отдыхом, ни корридой. При режиме максимального благоприятствования со стороны Мадрида и Лиссабона для Москвы появилась возможность активно и продуктивно работать для налаживания все более тесных связей с Европой.

Каспийский узелок

Нет сомнения в том, что проблемы Каспийского моря представляют для России первостатейный интерес. Проблема Каспия имеет две стороны. Первая - урегулирование правового статуса Каспия с другими прикаспийскими государствами. Вторая - удержание за собой геополитического влияния в каспийском регионе, богатом нефтяными и газовыми месторождениями.

На прошлой неделе существенный сдвиг произошел в правовом урегулировании вопроса о "разделе" Каспия. Визиты в Москву президента Туркмении Сапармурата Ниязова и президента Азербайджана Гейдара Алиева показали, что обе эти страны готовы принять план Москвы, который заключается в поэтапном определении статуса Каспийского моря. В рамках этих решений должны быть урегулированы как вопросы недропользования, так и вопросы экологии и рыболовства. В вопросе о разграничении дна Москва придерживается тактики заключения двусторонних соглашений, в основу которых заложен принцип срединной модифицированной линии с учетом разработки нефтяных месторождений. Эту позицию разделяют Казахстан и Азербайджан, к ней склоняется также Туркмения, несмотря на свои разногласия с Баку. Главная загвоздка в решении вопроса Каспия - позиция Ирана. Тегеран настаивает на том, чтобы либо разделить море на пять равных частей, либо вообще ничего не делить и распоряжаться недрами сообща. Ни тот, ни другой вариант, естественно, не устраивают остальных участников процесса. Однако после заседания в Москве специальной рабочей группы по выработке правового статуса Каспийского моря на уровне замминистров иностранных дел всех пяти прикаспийских государств и подписания на нем коммюнике о разработке конвенции дело, кажется, сдвинулось с мертвой точки. Вполне возможно, что следующая встреча рабочей группы, которая состоится в Ашхабаде в апреле месяце, станет заключительным этапом по подготовке встречи прикаспийской "пятерки" на высшем уровне, которая так и не состоялась в прошедшем году по вине Тегерана.

На встречах с Ниязовым и Алиевым Владимир Путин продолжил процесс нанизывания евразийской внешней политики России на разные трубы. Так, с Ашхабадом достигнута договоренность о более тесном сотрудничестве в деле транспортировки туркменского газа через российские трубопроводы, а с Баку - о транзите через российские порты азербайджанской нефти. При этом снова были отложены "на потом" разговоры о нефте- и газопроводах из Азербайджана (через Грузию) и Туркмении (через Афганистан и Иран) в Турцию в обход России, что можно расценить как дипломатический успех Кремля.

Здесь стоит отметить роль Ирана в большой геополитической игре в каспийском регионе. Выгодное географическое положение, с выходом на Каспий и в Персидский залив, дает возможность Тегерану опередить Соединенные Штаты в их желании "вскрыть" каспийский регион для доступа западных гигантов к его природным богатствам. Особенно тревожным для России стало начало строительства Ираном судоходного канала Каспий - Персидский залив. В случае успешного завершения этого строительства Иран может существенно перетянуть на себя одеяло в торговых отношениях Средней Азии с внешним миром, которые сейчас идут, в основном, через Россию. Азербайджана это касается в меньшей степени, во всяком случае, до тех пор, пока Тегеран будет обеспокоен возможными осложнениями с азербайджанским нацменьшинством, компактно проживающим на северо-западе Ирана.

Каспийский регион не зря называют регионом "многостороннего соперничества". Здесь сходятся интересы России, Турции, Ирана, Индии и даже Китая. Однако одним из самых сильных игроков в регионе - особенно после закрепления в Афганистане - являются США. Америка давно уже положила глаз на богатые энергетическими ресурсами республики Средней Азии и особенно на Азербайджан, который, по мнению американских геополитиков, имеет ключевое значение в регионе. Именно поэтому США всячески приветствовали усиление роли Турции на Кавказе.

Вообще, Азербайджан, который, по мнению Збигнева Бжезинского, является "пробкой в сосуде, содержащем богатства бассейна Каспийского моря и Средней Азии", был главной ареной геополитического противостояния России, Турции, Ирана и США до тех пор, как американцы не обосновались в Афганистане. Возможно, именно из-за потери своей исключительной значимости Баку пошел на столь стремительное и полномасштабное сближение с Москвой, как это было продемонстрировано во время визита Алиева. После водворения в среднеазиатском регионе американских военных республики Средней Азии, которые раньше были географически повязаны с Россией, получили возможность сыграть свою игру. Они могут выбирать, с кем им выгоднее дружить, особенно если через территорию Афганистана и Пакистана удастся проложить трубопровод к Индийскому океану, о чем давно мечтали западные компании.

Так что, с одной стороны, переговоры с Сапармуратом Ниязовым и Гейдаром Алиевым, которые упрочили экономические связи Туркмении и Азербайджана с Россией (а в случае Азербайджана, что стратегически важно, еще и военно-технические связи), можно считать безусловным внешнеполитическим успехом Москвы. С другой стороны, стало ясно, что работа в южном направлении должна стать одним из внешнеполитических приоритетов для России. Ставки слишком высоки! А оселком для этой работы станет вопрос о правовом статусе Каспийского моря.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Россия и мир' (архив темы):
Александр Казаков, Обустройство жизненных пространств /23.01/
Левые интеллектуалы не помешали Шираку перехватить у Шредера инициативу и стать основным лоббистом России в Европе. Латинская Америка намерена сделать ставку на Россию (как на противовес США или как на посредника?) Внешняя политика прошедшей недели.
Сергей Демидов, Политкорректность как проблема однополярного мира /03.01/
НПРО спасет Америку от врагов - но что спасет ее от союзников?
Все еще будет хорошо. Все еще будет. Все еще... Все. Руглый стол #16 /29.12/
Ругань по существу. Над кофейной гущей текущих и грядущих событий медитируют: Модест Колеров, Павел Фельгенгауэр, Михаил Леонтьев, Юрий Осипов, Александр Дугин, Сергей Караганов, Александр Ослон и Михаил Делягин.
Предновогодний тост за русский Авось /27.12/
Американцы утвердятся в Средней Азии; в Афганистане вспыхнет кровавая "междусобойня"; российский госкризис приобретет хроническую форму. Колонка редактора, исполненная мрачных прогнозов.
Александр Казаков, Tabula rasa machen /25.12/
Пользуясь недовольством европейцев односторонними действиями Буша, Россия пытается сколотить новую систему европейкой безопасности, альтернативную НАТО. "Западно-Европейский Союз"? Лекция о международном положении - с подробностями, подозрениями и прогнозами.
Александр Казаков
Александр
КАЗАКОВ
ale-kazakov@yandex.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: