Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Проблемы Евразии / Политика / < Вы здесь
Россия - лучший друг Израиля
Интервью с Гидоном Сааром, секретарем правительства Израиля

Дата публикации:  8 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В ходе первого визита Ариэля Шарона в качестве премьера в Америку на его переговорах с Колином Пауэллом, проходивших в "Блэр-хаусе", разговор коснулся определенных, довольно специфических, нюансов израильско-китайских отношений. В какой-то момент главе правительства понадобилась более детальная информация, чтобы подробнее ответить на вопрос собеседника. Однако, поскольку эта тема оказалась незапланированной, никто из членов израильской делегации, присутствовавших на переговорах, не смог по памяти сообщить требуемые данные. Беседа внезапно прервалась, и наступила довольно длительная пауза... Обычно Шарон выходит из подобных ситуаций, искусно используя свое оригинальное чувство юмора, однако на сей раз обошлось без этого. Неожиданно "носителем" требуемой информации оказался самый молодой представитель израильской стороны, за неделю до этого назначенный на должность секретаря правительства, - Гидон Саар.

Впоследствии высокая информированность, феноменальная память и широкая эрудиция этого 36-летнего юриста не раз оказывали услугу премьеру. Благодаря своим качествам и профессиональным навыкам Саар вот уже почти год занимает весьма важное место в окружении Ариэля Шарона, а также принимает активное участие в работе коалиционного правительства.

Михаил Фальков: Вскоре исполняется год с момента формирования нынешнего кабинета министров. Как вы характеризуете прошедший период, какие итоги уже можете подвести?

Гидон Саар: Рассматривая первый год работы коалиционного правительства, необходимо отметить, что оно пришло к власти после почти семилетнего периода, прошедшего под знаком соглашений "Осло". Условия, которые возникли в результате подписания "мирных" договоренностей, привели к значительному ослаблению еврейского государства. Это особенно ярко проявилось в области внутренней политики и безопасности, а также во внешнеполитической сфере. В то же время позиции Палестинской автономии на международной арене становились все более прочными, в частности в том, что касается пропаганды и информационного обеспечения.

Как следствие, с приходом к власти нынешнего правительства, прежде всего, было необходимо принципиально пересмотреть политику Иерусалима на стратегическом и тактическом уровнях. Это касалось как отношения к палестинской администрации, так и внешнеполитического курса в целом. Именно выполнение указанной задачи является одним из главных достижений правительства. Благодаря этому значительно расширились границы маневра израильского руководства в области безопасности и внешней политики. Параллельно были существенно подорваны позиции палестинцев в тех же областях. Практически, по многим показателям нам удалось диаметрально изменить ситуацию в свою пользу. Вместе с тем мы отказались от изначально проигрышной формулы, согласно которой любой вариант урегулирования конфликта рассматривался исключительно через призму обязательных территориальных уступок с нашей стороны. Отмечу в связи с этим, что переговоры, которые по этой же логике велись предыдущим правительством в Кэмп-Дэвиде летом 2000 года и в Табе в начале 2001, в случае их "успешного" завершения, поставили бы еврейское государство со стратегической точки зрения в самое плачевное положение. В результате изменения стратегической линии наше требование о прекращении террора и подстрекательства к насилию со стороны палестинцев теперь признается практически всем мировым сообществом как принципиальное условие для возобновления переговорного процесса. Обычная же до недавнего времени позиция большинства иностранных лидеров, согласно которой переговоры должны возобновиться с той точки, на которой они прервались в Табе, утратила свою актуальность.

Что особенно важно - в минувшем году, благодаря усилиям правительства, и американская администрация пересмотрела свой подход к "палестинской" проблеме. Теперь Вашингтон полностью поддерживает израильскую политику, направленную на уничтожение финансовой и военной инфраструктуры палестинских террористических организаций. Белый дом также разделяет мнение Иерусалима, следуя которому демилитаризация палестинского общества в целом и прекращение подстрекательства к насилию руководством ПА является основополагающим условием для возобновления двухстороннего диалога. При этом мы добились и понимания своей политики со стороны широкой общественности в Соединенных Штатах.

Одновременно правительством был взят на вооружение принципиально новый курс тактического противодействия палестинскому террору. Он включает в себя два основных направления: активные мероприятия упреждающего характера, направленные против лидеров и боевиков экстремистских организаций, и постоянное военно-экономическое давление на саму палестинскую администрацию.

М.Ф.: Как известно, все усилия, предпринятые в связи с этим за минувший год, не привели к прекращению террора, к искоренению инфраструктуры радикальных организаций или к снижению мотивации их активистов в борьбе с еврейским государством.

Г.С.: Да, возможно, но необходимо учитывать, что речь идет об экзистенциальном конфликте двух национальных движений, который нельзя рассматривать вне рамок широкой исторической перспективы. Поэтому его условия требуют от нас максимальной выносливости и выдержки. В подобной ситуации панацеи нет, пожалуй, ни у кого. Многие другие государства, которым приходится сталкиваться с аналогичной проблемой, не располагают рецептами ее сиюминутного решения. Вместе с тем важно подчеркнуть, что благодаря политике правительства по проведению активных мероприятий упреждающего характера за этот год удалось сорвать десятки крупных терактов. Так что данная стратегическая линия принесла и вполне ощутимые практические результаты.

Продолжение террора объясняется во многом тем, что палестинская администрация использует его наравне со своей внешнеполитической и пропагандистской деятельностью как одно из главных средств достижения своих "исторических" целей. До тех пор, пока лидеры автономии не поймут всю ошибочность подобного "комбинированного" подхода, давление на руководство ПА будет неукоснительно возрастать. Хотя на примере ряда событий этого года очевидно - подобная стратегия наносит ущерб в первую очередь самим палестинцам, не принося им никаких реальных дивидендов. Весьма красноречиво об этом свидетельствует тот факт, что, несмотря на все усилия и поддержку арабских стран, Арафату так и не удалось повернуть ситуацию по "балканскому сценарию": с привлечением на "территории" международных наблюдателей и с более активным участием ООН.

К этому хочу добавить, что проблема палестинского террора не имеет военного решения. Но, совмещая военные методы с политическими, мы стремимся довести до руководства ПА, что ставка на терроризм не принесет ему никаких политических выгод и поэтому бессмысленна.

М.Ф.: Не считаете ли вы, что политика правительства, направленная на ослабление палестинской администрации, приводит к укреплению позиций исламистского движения на "территориях", в частности организации ХАМАС?

Г.С.: Я не приемлю подобной точки зрения, поскольку речь не идет о межрелигиозном противостоянии, как бы противная сторона ни пыталась придать ему именно такую окраску. Характерно, что Арафат использует ту же риторику, что и радикальные исламские лидеры. В его выступлениях постоянно звучит терминология, заимствованная у идеологов исламского фундаментализма, типа "шахиды интифады Аль-Акса" или "священный джихад". Таким образом, я не вижу принципиальной разницы между Арафатом и возглавляемой им ООП - и сторонниками шейха Ясина, духовного лидера ХАМАСа. Цель и тех, и других - уничтожение еврейского государства путем использования демографических, политических и военных средств. Попытки представить ООП и его руководство как умеренную и прагматичную силу в палестинском обществе не выдерживают никакой критики. Разница между Арафатом и его оппонентами со стороны исламистов заключается, главным образом, в идеологических нюансах, касающихся пути достижения общих целей.

Более того, именно лидер ПА является на "территориях" символом радикализма, представляя собой наиболее дестабилизирующий фактор, возможно, даже в рамках всего ближневосточного региона. Данная роль Арафата четко просматривается на многочисленных примерах его деятельности в Иордании, Ливане и Тунисе. Всюду, где бы он ни появлялся, возникали внутриполитические конфликты, ситуация накалялась до вооруженных столкновений и гражданской войны, а также беспрерывно повторялись вспышки кровавого террора.

М.Ф.: Какую политику правительство намерено в дальнейшем проводить в отношении палестинского руководства? Можно ли в этом контексте уже говорить о контактах Иерусалима с представителями палестинской политической элиты, в обход Ясера Арафата?

Г.С.: Я понимаю, что вы имеете в виду. По этому поводу скажу лишь, что мы не можем привести на место раиса и его окружения альтернативное руководство. Тем более что любые попытки с нашей стороны в этом направлении возымеют лишь обратный результат. По-моему, "ливанский" опыт в данном контексте более чем поучителен...

М.Ф.: Изменилась ли в лучшую сторону пропагандистская и информационная политика Израиля за минувший год? Если да, то в чем конкретно это выражается?

Г.С.: Да, безусловно. Эта сторона работы правительства была заметно улучшена, и хотя здесь имеется еще немало проблем и недоработок, многое уже сделано. Так, нам удалось довести до сознания международной общественности и зарубежных политических лидеров, в частности на Западе, что Арафат несет личную ответственность за продолжение террора и ситуацию на "территориях". Вместе с тем, наше положение во всемирном информационном пространстве отличается от арабских государств своим разноголосием. Это вызвано невозможностью - в условиях демократии - контролировать и регулировать потоки информации, исходящей от различных неправительственных источников. Например, мы никак не можем препятствовать тому факту, что многие зарубежные СМИ, в частности европейские, предпочитают привлекать в качестве представителей израильской стороны Йоси Бейлина и Шломо Бен-Ами. В силу объективных причин эти деятели устраивают пропалестински настроенные телеканалы и печатные издания куда больше, нежели официальные представители Иерусалима. Так что, конечно, еще очень многое нужно исправить, но, к сожалению, далеко не все зависит от нас. Особенно это касается Европы, где традиционно сильны симпатии к палестинскому "национально-освободительному" движению. Поэтому не столь важно, какие именно усилия в области пропаганды мы будем предпринимать, в конце концов, европейцы изберут для себя то, что им больше всего нравится.

Ради того чтобы довести до руководства европейских государств информацию об истинном положении вещей на "территориях" и о компрометирующих связях администрации ПА, мы даже прибегаем к услугам отечественных спецслужб. Так что на данном направлении правительство использует все возможные средства.

М.Ф.: Как вы можете охарактеризовать развитие израильско-российских отношений за прошедший год?

Г.С.: Отношение России к еврейскому государству и позиция Москвы в вопросе израильско-палестинского конфликта испытали очень значительные изменения в лучшую сторону. В настоящее время российский подход к ближневосточной проблематике отличается сбалансированностью и прагматизмом. Во многом данное обстоятельство объясняется личной позицией российского президента, его глубоким пониманием таких актуальнейших сегодня проблем, как исламский фундаментализм и международный терроризм, пропаганда различных идеологий радикального толка и т.п. Поэтому Путин играет особенно важную роль в международных процессах, имеющих непосредственное отношение к ближневосточному конфликту. Тем более, между российским президентом и Ариэлем Шароном сложились отношения взаимопонимания и уважения, что также существенно способствует развитию межгосударственных связей. Немалое значение для двусторонних отношений имеет и более чем миллионная община выходцев из стран СНГ в Израиле.

Что же касается участия Москвы в международных усилиях, направленных на решение израильско-палестинского конфликта, то по этому поводу Шарон и Путин поддерживают между собой постоянный контакт. Кроме того, мы работаем в постоянном контакте со специальным посланником главы МИД России по вопросам ближневосточного урегулирования Андреем Вдовиным.

В заключение хочу отметить, что, как ни парадоксально, сегодня Россия занимает по отношению к еврейскому государству гораздо более взвешенную и ответственную позицию, нежели европейские страны. Если бы лидеры Европы следовали примеру Владимира Путина, то у Ясера Арафата практически не осталось бы никаких шансов в международной политике.

Источник - "Новости-On line"


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Проблемы Евразии' (архив темы):
Яна Амелина, Владимир Горюнов, Конфликт двойного гражданства /07.02/
Кто поддерживает противоречия между Кишиневом и Тирасполем? Возможно, российские власти (чтобы превратить зону интересов в зону влияния). А возможно - отдельные лица в МО (чтобы скрыть прошлые "грешки").
Сергей В. Бирюков, Югославские "узлы". Окончание /14.01/
Милошевич отказался от политкорректности в пользу сербского национализма. Это оказалось хорошей тактикой, но дурной стратегией.
Сергей В. Бирюков, Югославские "узлы" /10.01/
Титовская Югославия держалась за счет иностранных кредитов и навязываемой авторитарными методами политкорректности. Но условия изменились - и политкорректность стала слишком дорогим удовольствием.
Александр Казаков, Персидские узоры /08.01/
Политкорректность неуместна на уровне большой политики. Все на бой с исламским миром! "Разделяй и выживай" - властвовать в регионе Персидского залива Россия пока еще не в состоянии. Внешняя политика последней недели прошлого года.
Михаил Фальков, Наташа Каневская, Абу-Нидаль, микрокандидат в Бин Ладены /26.12/
Раз Бин Ладена не поймали - пойдем ловить Абу-Нидаля! Спецслужбы Палестинской Автономии пытаются "перевести стрелки" на престарелого террориста, который, якобы, проживает в Ираке. Пойдут ли американцы на поводу у палестинских спецслужб?
Михаил Фальков
Михаил
ФАЛЬКОВ
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: