Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20020211-amel.html

Конфликт двойного гражданства. Окончание
Яна Амелина, Владимир Горюнов

Дата публикации:  11 Февраля 2002

Начало - здесь.

Шансы разрешить конфликт политическими средствами, если переговоры между сторонами все-таки будут возобновлены, представляются очень небольшими. Неуступчивость Игоря Смирнова в вопросе определения статуса Приднестровья выводит из себя многих деятелей в Москве и Кишиневе. Он не раз заявлял о невозможности отхода от принципа равносубъектности на любых переговорах по определению статуса Приднестровья. "Мы хотим от Молдавии четких правовых гарантий нашего статуса, - говорит президент ПМР, - для нас, помнящих трагические события 1992 года, слова мало что значат". Приднестровцы прошли через кровавые испытания и не хотят их повторения. В конце концов, считает он, распада СССР, полностью изменившего геополитическую реальность Евразии, тоже никто не ожидал. Полагаться на заверения, пусть и даваемые на высоком уровне, в таких обстоятельствах по меньшей мере недальновидно.

Продолжение политики - теми же средствами?

Жесткая позиция И.Смирнова определяется большой осведомленностью о происходящем в регионе. За год воронинского президентства тщетность упований части окружения Владимира Путина по поводу вовлечения Молдавии в процесс более тесной интеграции с Россией стала очевидной. Ситуация с ПМР, после продемонстированного Тирасполем желания пойти на сближение и проведения четырех встреч двух президентов, в сентябре вылилась в развязанную Правым берегом "таможенную войну". Кишинев до сих пор не только не присоединился к Союзу России и Белоруссии, но и не вышел из антироссийского блока ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Более того, участие в этих межгосударственных образованиях, по словам Владимира Воронина, определяется "экономической эффективностью для страны". Так что решение о присоединении к российско-белорусскому Союзу откладывается на неопределенный срок.

Точно так же кишиневская политика силового давления на Тирасполь и экономического удушения Республики обусловлена стремлением не разрешить конфликт "по справедливости", а как можно скорее реализовать интересы международных финансово-промышленных групп, прибрав к рукам приднестровские предприятия и отрапортовав в Москву о "воссоединении" страны, получив за это прощение газовых долгов (по недавнему примеру Украины). Поэтому Приднестровью предлагают заведомо неприемлемые варианты статуса в составе Молдавии - впрочем, для "внешнего употребления" они выглядят вполне пристойно. Взять, скажем, права "широчайшей автономии в составе Молдавии", о чем неоднократно упоминал Владимир Воронин. При ближайшем рассмотрении оказывается, что, по разработанным в Кишиневе документам, прав у ПМР остается меньше, чем у столичной муниципии (орган местного самоуправления).

Да и о какой "широчайшей автономии" можно говорить, когда и формула так называемого "общего государства", закрепленная в московском Меморандуме 1997 года, все меньше устраивает Приднестровье. По словам Валерия Лицкая, четыре года назад молдавская экономика была гораздо стабильнее и предсказуемее, чем сейчас. И впрямь: какой смысл Приднестровью создавать "общее государство" с Молдавией, балансирующей на грани дефолта? А после злосчастного выступления В.Воронина на НТВ, как сообщает "Тирас-Медиа", Верховный совет ПМР принял постановление, в котором прямо говорится о необходимости пересмотра существующего подхода официального Тирасполя к переговорному процессу. Соответствующим парламентским комиссиям даны полномочия определить новую цель переговоров - вплоть до построения фактически независимого приднестровского государства ("до рассмотрения целесообразности дальнейшего строительства отношений с Республикой Молдова в рамках конфедеративного Союза").

Россия же, помимо упоминавшегося пятистороннего формата переговоров, предлагает разрешать проблему, соблюдая принцип территориальной целостности Молдовии и предоставления Приднестровью "согласованного и надежно гарантированного статуса". При этом в базовом российско-молдавском договоре по этому поводу говорится следующее: "Стороны осуждают сепаратизм во всех его проявлениях и обязуются не поддерживать сепаратистские движения".

Прогресс или предательство национальных интересов?

Украина подходит к проблеме не в пример более гибко. Она не исполнила настоятельное пожелание Молдавии закрыть границы для приднестровских товаров, что вызвало обмен резкими нотами и довольно заметное похолодание в отношениях двух стран. В украинском Верховном совете - как и в российской Госдуме - действует комиссия по приднестровской проблематике, наиболее активными членами которой являются депутаты от крайне правых фракций. 11 наблюдателей от Украины неофициально присутствовали на президентских выборах в Тирасполе и зафиксировали, что выборы прошли без нарушений. Правительство Украины, по представлению председателя Совета национальной обороны и безопасности Евгения Марчука, разрабатывает масштабную программу поддержки и помощи украинской диаспоре в ПМР, которая насчитывает около 300 тысяч человек. В Тирасполе открывается украинское консульство, призванное помочь желающим получить гражданство Украины в упрощенном порядке. Об открытии российского консульства приднестровцы мечтают все десять лет своей независимости, однако воз и ныне там...

Неслучайно участники прошедшего в конце января экстренного заседания Координационного Совета общественных организаций ПМР, структуры весьма влиятельной, обратились к президентам России, Белоруссии и Украины с призывом не допустить вывода ОГРВ. При этом необходимость ввода в Приднестровье украинского военного контингента была отмечена особо. По мнению членов КС, в случае, если Россия все-таки ликвидирует свое присутствие (хотя в Москве утверждают, что не собираются делать этого), то именно Украина должна взять на себя обязанности по обеспечению безопасности населения Республики.

"А без этого нам полная блокада", - так просто объясняют в Тирасполе укрепление связей с Украиной. Однако постепенное втягивание Приднестровья на киевскую геополитическую орбиту означает, прежде всего, общее падение российского влияния в регионе. В отличие от России, Украина имеет с ПМР общую границу. Достаточно открыть ее и включить Левобережье в общее экономическое пространство - и Приднестровье окажется навсегда потерянным для России. Допускать это, учитывая постоянные реверансы Киева в сторону Запада, по меньшей мере недальновидно. Ну а если давать оценки по "гамбургскому счету", то плавную сдачу Москвой небольшого, но стратегически важного и абсолютно преданного России региона в центре Европы не назовешь иначе как предательством по отношению к его жителям, среди которых, кстати, около 80 тысяч наших сограждан.

При этом румынское гражданство имеют уже сотни тысяч жителей Молдавии. Сложилась абсурдная ситуация: Румыния готова платить за принятие ее гражданства молдаванами (об этом много писала молдавская пресса), тогда как приднестровцы готовы отдать свои деньги за российский или украинский паспорт... Украина и Румыния тянут Приднестровье каждая в свою сторону. Россия безучастно наблюдает за этим процессом, вновь демонстрируя полное отсутствие политической воли.