Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20020212-dj.html

Данилевский о глобализации. Окончание
Игорь Джадан

Дата публикации:  12 Февраля 2002

Начало - здесь, продолжение - здесь.

Помимо "братства народов" существует и другой миф, упорно навязываемый незападным странам, - миф о "западном качестве жизни", в отстаивании которого американцы, похоже, готовы на военные действия, только чтобы доказать другим народам, что они живут лучше них. За основной показатель качества жизни догматически взят доход населения и его производные. Не правда ли, удивительно? Швеция, страна с одним из наиболее высоких уровней доходов, держит первое место и по количеству самоубийств на душу населения в Европе, а светочи "протестантской культуры" - страны северной Европы - мировые лидеры по этому печальному показателю. Как видно, собственные граждане оценивают свою жизнь совсем не так, как это пытаются подать внешнему миру политические лидеры и интеллектуалы. И не стоит ли в таком случае и России принять на вооружение более сбалансированную шкалу оценки качества жизни?

Впрочем, в глубине души западный интеллектуал прекрасно понимает ущербность рая на земле, построенного "честными трудягами-протестантами", но миф исключительности его развращает, "облегчая" моральные неудобства, связанные с необходимостью идти на нарушение интеллектуальной честности.

Следующий пример: спаивая полмира алкоголем - достаточно сильным наркотиком с точки зрения науки и худшим наркотиком с точки зрения мусульман, - Америка продолжает угрожать военным вмешательством под предлогом борьбы с наркобизнесом. Это в то время, когда мир отнюдь не забыл опиумных войн за право именно Запада открыто торговать наркозельем. Опять же, гробовое молчание со стороны западных элит по поводу такого явного лицемерия!

Полбеды, если бы речь шла только о лицемерии и ограниченном военном вмешательстве. Но дело в том, что начинается все, как правило, с обещаний "хирургически выверенного" вмешательства, а кончается - "ковровыми" бомбардировками и напалмом, постепенно перерастая в геноцид. Причем защита своего, западного взгляда на жизнь как будто специально проводится крайне грубыми и глупыми методами. Запад не стесняется открыто демонстрировать неевропейским народам абсурдность своей точки зрения, тем не менее не оставляет попыток заставить их принять этот абсурд именно в качестве символа веры, хотя бы даже под угрозой военных ударов. Мир как бы пытаются приучить выполнять все причуды "хозяина", несмотря на явное его самодурство, просто как символ признания подчиненного состояния.

Никакое поведение жертвы не устраивает "сурового господина". Бин Ладена не выдали, но если бы и выдали, афганцев все равно бы "изнасиловали" (другого слова не находится), ведь бомбардировки продолжаются и сейчас, даже после настойчивых требований теперь уже прозападного правительства. Иногда кажется, что один народ просто срывает на другом беззащитном народе свои психические комплексы. Но на самом деле происходит "трансляция" своего рода мессиджа от одной цивилизации к другой. Как несложно понять, смысл такого "внеземного" послания может быть примерно следующий: "вы низкие создания, мы будем убивать вас, как животных, когда захотим и сколько. Если мы захотим, то будем насиловать ваших женщин, когда и сколько захотим, и вы ничего не сможете сделать, потому что нам ничего не стоит вас убить. Но ваши жены сами нам отдадутся, потому что у нас будет все больше денег, а у вас - все меньше. Правила правосудия и справедливости на вас не распространяются, и не рассчитывайте! Лучший выход для вас будет сдаться на нашу милость или исчезнуть". Нам представляется, что воздушный разгром беззащитной страны, будь то Югославия или Афганистан, может быть понят только в таком смысле. Ведь язык оружия - это язык жестов, понятный безо всякого перевода! Слова после бомб стоят очень мало. После всего, политкорректные заклинания прессы могут быть оценены как средство расслабления духа цивилизации-жертвы и дезориентации ее лидеров.

Любая незападная страна теперь может опасаться неожиданного "рэйпа", ощущая, что кто-то за океаном просто желает крови за действия кого-то третьего. Для мужчин такое состояние морали, пожалуй, еще страшней: они видят, что не в состоянии защитить свою семью и едва ли могут отомстить за боль и унижение. Ковровые бомбардировки, а параллельно - мешки с крупой и обязательным "made in USA", - калька прошлого: эсэсовцы, стоящие у входа в газовые камеры с конфетками для детей. Небось, тоже было написано: "Сделано в Великой Германии. Арбайт махт фрай!" - реклама так полюбившегося нашим интеллектуалам "протестантского" отношения к труду, кстати.

Когда слышатся обычные и, как правило, частично справедливые упреки в зажиме прессы и ограничении свобод, впору вернутся к банальному: господа, вам ли учить других? Но стоит ли ограничиваться только риторическими вопросами? Быть может, России по собственной инициативе стоит начать обращать большее внимание на соблюдение гуманитарных прав и общечеловеческих свобод как у себя дома, так и повсюду в мире. Русские ведь пострадали от нарушения таких базисных принципов в гораздо большей степени, чем, например, американцы.

Русский прорыв

Освобожденная от фашизма, Европа вовсе не возрадовалась, не воспылала благодарностью к России и к русским (кроме, может быть спасенных евреев). Все время холодной войны на Россию грубо давили военной силой, результатом стала фактическая консервация репрессивного режима на долгих 35 лет (с 1953 по 1988) , - метод, который Запад постарался повторить в Ираке. Теперь аналогичная политика проводится в отношении Китая.

В результате те задачи, которые Англия и Франция решили сразу после Второй мировой войны, - консолидация этнического ядра и освобождение от периферии - русским пришлось решать после периода застоя и безо всякого внешнего демпфирования рисков, подобного плану Маршалла. Естественно, не удалось избежать той дезорганизации, которая всегда неизбежна при проведении запоздалых реформ и которую мы имели несчастье наблюдать.

Все-таки, несмотря на браваду западной политологии по поводу роспуска явно застойной (экономически и цивилизационно) социалистической системы, ясно, что выполнить главную задачу - так сказать, поставить России мат - Западу не удалось. Как выяснилось, значительный ядерный потенциал оказался серьезным для этого препятствием и великолепным гарантом проведения Россией назревших реформ политической и экономической систем, не позволив Западу решить окончательно этот самый острый для него вопрос онтологической борьбы.

Дальнейшее развитие России переворачивает радикальнейшим образом весь тезис западного пиара о якобы победе в холодной войне. Победой в онтологических поединках может считаться только окончательное исчезновение противника с "большой доски" (если пользоваться терминологией Бжезинского). Получили же они - динамичную, быстроразвивающуюся, "зубастую" и изголодавшуюся по успехам Россию. Скорее уж, для русских такое счастливое, без вторжений, освобождение от застоя можно считать большой победой - если не забывать о возможности гораздо худших альтернатив. Правильнее было бы сказать о продолжающемся теперь спокойном "развитии фигур", быть может, о начале новой евразийской консолидации. Вспомним: последний этап европейской консолидации начался с роспуска ("распада"!) Британской и Французской империй.