Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20020213-ya.html

Политгештальт #4. Сдюжит ли ковбой?
Рефлексии над лентой Интерфакса

Кирилл Якимец

Дата публикации:  13 Февраля 2002

Вчера открылись два судебных процесса - противоположных по своей сути. Бывшего "сверхминистра" экономики Аргентины Доминго Кавалло судят в Буэнос-Айресе за то, что он слишком доверял Америке. Обвинительные формулировки, разумеется, звучат несколько иначе: "подстрекательство к преступлению" и "нарушение обязанностей государственного служащего" (хотя в данном случае эти формулировки вполне синонимичны "чрезмерному доверию к США").

А бывшего президента Югославии Слободана Милошевича, наоборот, судят в Гааге за то, что он не слишком доверял Америке. Формулировки также звучат иначе: "геноцид", "военные преступления" и "преступления против человечества". Главный прокурор "трибунала победителей" Карла Дель Понте добавила в этот список "средневековое варварство" и "этнические чистки" - использовав, таким образом, в качестве юридических аргументов газетные штампы. Милошевич не отстает от злобной Карлы: брат обвиняемого Борислав Милошевич заявил, что после сентябрьских терактов "всем стало ясно, что албанские экстремисты были связаны с Аль-Каидой и Усамой бен Ладеном". Слобо, по словам своего брата, еще в 1998 году "обсуждал с официальным представителем США на Балканах Ричардом Холбруком факт посещения Албании бен Ладеном". Все прочие аргументы защиты (юридическая сомнительность Международного Трибунала, финансирование деятельности Трибунала Соросом, тем более - преступность военных действий стран НАТО в Югославии) едва ли можно считать удачными. Но "террористический аргумент" - это аргумент по существу. Дело, конечно, не в фактах, поскольку единственным актуальным фактом является само присутствие Милошевича на процессе в качестве обвиняемого. Дело в том, что "игра по-путински" - поиски бен Ладена под кроватью и за шиворотом у своих политических противников - в данном случае вполне продуктивна. Администрация Буша не имеет отношения к югославской операции. И в случае, если нынешние югославские власти проявят строптивость либо руководство НАТО вдруг обзаведется собственным мнением по "балканскому вопросу", неожиданно оправданный Слобо вполне может вернуться в Югославию с американскими танками (скорее, с американскими бомбардировщиками) - в качестве "борца против международного терроризма и вооруженного сепаратизма". Американским демократам, оказавшимся (по неразумию, конечно, а не по злому умыслу) пособниками террористов, будет нанесен политический удар, сравнимый лишь с военным ударом, который в этом случае ждет Югославию: Слобо всем припомнит.

А злобную Карлу пошлют шерстить швейцарские банки, установление контроля над деятельностью которых - немаловажный аспект американской колониальной политики.

Россия держится в стороне от балканского вопроса: совместная зюгановско-анпиловская демонстрация перед посольством США, в которой участвовало 100 человек, - по сути, именно демонстрация российского нейтралитета: мол, у нас на всю эту бодягу реагируют только немногочисленные маргиналы, да и то - в рамках законности. Похоже, по остальным вопросам Россия также занимает выжидательную позицию. В этой связи интересно заявление Сергея Иванова на вчерашней пресс-конференции в Интерфаксе: эйфория по поводу уничтожению Аль Каиды преждевременна, "многие сторонники террористов и сами террористы просто растворились, никуда они не делись, они живы-здоровы и будут искать возможность и шанс для того, чтобы заявить о себе <...> Каким способом, я думаю, вы тоже все хорошо понимаете". При этом, как сказал глава Минобороны, он не склонен "поднимать градус беспокойства до ненужно высокого уровня" в связи с американскими базами в Средней Азии: "у нас тоже есть базы в дружественных нам государствах, в Таджикистане, в частности". Короче, давайте воевать с террористами, и чем дольше это продлится, тем лучше. Пусть американцы делают в Средней Азии нашу работу: воюют, например, с "Исламским движением Узбекистана" (на афганской территории). Пусть Америка вкачивает в Узбекистан деньги (пока что не слишком много - в нынешнем фингоду планируется вкачать всего $160 млн.). Хитрые узбеки в это время договариваются с не менее хитрыми таджиками - переговоры на уровне премьер-министров начались в понедельник. Официально речь идет об экономическом сотрудничестве, но скорее, все-таки, об Афганистане: не следует забывать, что афганские таджики и узбеки друг с другом не очень ладят. Может, сейчас они пытаются договориться, используя переговоры между Таджикистаном и Узбекистаном в качестве инструмента для контакта?

Одновременно президент Узбекистана Ислам Каримов провел переговоры с министром обороны Германии Рудольфом Шарпингом - на предмет "переброски с территории республики германского военного контингента для осуществления в Афганистане миротворческих операций".

Киргизия также ведет многоплановую игру. С одной стороны, парламент Киргизии принял в первом чтении законопроект "О национальной безопасности", согласно которому концепция НБ должна одобряться парламентом, кадровая политика органов безопасности контролируется парламентом, а указы президента о введении чрезвычайного положения в регионах страны могут быть отменены все тем же парламентом. С киргизской армией парламентарии тоже разобрались: срок службы будет сокращен до одного года, а ежели вовсе служить не хочешь - можешь просто выплатить министерству обороны "финансовую компенсацию". Не надо, в общем, Киргизии ни армии, ни безопасности: "лучше деньгами". А воюют пусть американцы... С другой же стороны, Акаев ринулся в Москву и срочно договорился об оснащении киргизской погранслужбы (а может, и не только погранслужбы?) российской военной техникой. Так что, с кем американцы будут воевать в Киргизии - интересный вопрос.

России остается лишь, "сидя на красивом холме", наблюдать, как Ходжа Насреддин надевает ковбоя Джорджа на палец. И ловить "первых ласточек": премьер-министр Финляндии Пааво Липпонен уже спешит напомнить, что он всегда был за военное сотрудничество между Западом и Россией, и при этом смущенно добавляет: "Мы исходим из того, что и в будущем, как это было до сих пор, Соединенные Штаты в своих действиях на международной арене будут учитывать мнение мирового сообщества" (и не станут бомбить Ирак, например). А глава МИД Франции Юбер Ведрин уже делает заявления о том, что сочувствует антиглобалистам, что Франция выступает за "более человечную глобализацию", что "весьма экстравагантно отождествлять движение антиглобалистов с террористическими группировками" и, наконец, что "коалицию против терроризма необходимо продолжить коалицией за справедливый мир" (то есть американская вооруженная борьба за новые колонии уже кое-кого достала).

Единственное, что вызывает реальное беспокойство, это договор с Азербайджаном о сохранении там российского военного присутствия - в радиолокационном центре "Габала". Точнее, не сам договор, а американская (неявная) реакция: выступая на общественном телевидении Армении, посол США в Ереване Джон Ордвэй много говорил о "проблеме Карабаха" и о необходимости ее решать, после чего перешел к теме армяно-американского военного сотрудничества, которое "преследует цель ни в коем случае не допустить нарушения регионального равновесия". Ясно, что Армения и Азербайджан понимают "равновесие" не совсем одинаково, когда речь заходит о Карабахе, причем обе стороны в этом контексте абсолютно не склонны ни к какой "политкорректности". Сумеет ли Америка превратить карабахский конфликт в аналог корейского конфликта (середины ХХ века)?

Вся надежда на то, что у Америки до этого не дойдут руки: коварные чингизиды помогут ей увязнуть в Средней Азии, а отчаянный Слобо заставит до кучи увязнуть в Южной Европе.