Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Россия и мир / Политика / < Вы здесь
То ли гроза, то ли эхо холодной войны...
Внешняя политика прошедшей недели

Дата публикации:  22 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В последнее время и правда что-то похолодало. Даже в спортивной жизни. Вполне ущербное решение Международного олимпийского комитета о вручении канадской паре фигуристов "утешительных" золотых медалей не лезет ни в какие ворота. Но особенно удивила та вакханалия, которая захлестнула по этому поводу западные (точнее, североамериканские) масс-медиа. Поначалу, действительно, подумалось: "Как в старые добрые времена холодной войны". Это когда спорт воспринимался почти так же, как война, которая "есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами", по формуле Карла Клаузевица. Однако, по трезвом размышлении, я пришел к выводу, что - нет, во времена холодной войны как раз не могло произойти ничего похожего. В то время, при военно-политическом паритете в противостоянии Запада и Востока, ни одна сторона не взялась бы за откровенное продавливание наград для своих спортсменов при помощи грубого давления на судейское сообщество. Себе дороже.

Ситуация с наградами для российских и североамериканских спортсменов на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити в очередной раз продемонстрировала прелести именно однополярного мира, в котором Штаты ведут себя как варвары в завоеванном Риме. Вот и получается в результате, что наши хоккейные болельщики желают сборной России на олимпийском турнире не только выхода в финал, но чтобы она там непременно встретилась с американской сборной и выиграла именно у нее. Впрочем, для Америки поражение в хоккее от любой другой сборной (кроме, разве что, "своих" канадцев) будет подобно холодному душу. Это ведь не просто ихняя, "американская" Олимпиада, это "шанс" для спортсменов всех стран цивилизованного мира продемонстрировать сочувствие и поддержку американцам, пострадавшим 11 сентября от террористов, и, по возможности, отдать им "в утешение" все награды. Действительно, ведь все страны - за исключением представителей "оси", которые злонамеренны по определению, - являются теперь, в постсентябрьском мире, моральными должниками США. Особенно Россия? О спорт - ты мир!

Впрочем, на прошедшей неделе происходило кое-что и помимо Олимпиады, в том числе во внешней политике. Владимир Путин, правда, из Москвы не уезжал, поскольку, во-первых, конец зимы и начало года, а следовательно - перебои в работе ТЭКа и с выплатами зарплат бюджетникам. Во-вторых, накануне ежегодного послания надо восстановить баланс во внешне- и внутриполитической активности, а то россияне сочтут ВВП "выездным" президентом, что плохо. Впрочем, кому надо, приехали в Москву сами, а в "теплые точки" для обозначения позиции России съездили "дипагенты" Кремля Константин Пуликовский (в Северную Корею) и Дмитрий Рогозин (в Иран). Кроме того, Игорь Иванов посетил своего французского коллегу Юбера Ведрина - для "сверки часов", надо полагать (в последнее время это занятие очень полюбилось политикам всех стран и уровней).

Началась же неделя с визита в Москву замглавы временного правительства, министра обороны Афганистана Мохаммада Фахима.

Фахим в Москве ("Политика слоеного пирога")

В Средней Азии идет сейчас большая геополитическая игра, в которой сошлись интересы не только главных игроков региона: России, Китая, Ирана, Турции, Индии и Пакистана - но и давно мечтавших о присутствии там США и Великобритании. Последние не скрывают своей цели "вскрыть" богатый нефтью и газом регион для Запада через Индийский океан, если уж не получается сделать это через кавказский коридор. Давно в Азии не завязывались такие узелки.

В связи с этим визит Мохаммада Фахима в Москву был весьма примечательным, так как через него прорисовались новые контуры внешнеполитической тактики Москвы, применимые не только в Афганистане. Можно назвать эту внешнеполитическую тактику "политикой слоеного пирога", а можно и более русопятисто "политикой кулебяки" (не путать с "политикой большого сэндвича"). Суть этой политики заключается в том, что взаимоотношения с каким-либо отдельно взятым государством или союзом/блоком государств не носят тотального характера, а напротив, разнонаправленны и разноцветны. Такая многоуровневая политика позволяет жестко - вплоть до дипломатического конфликта - отстаивать свои интересы на одном уровне и в то же время идти на максимальное сближение на другом, держа в замороженном состоянии контакты на третьем.

Примером такой "политики слоеного пирога" как раз и может служить взаимодействие с Афганистаном на протяжении нескольких последних лет, включая период международной антитеррористической операции против талибов и Аль-Каиды. На политическом уровне - поддержка США в попытке "зачистить" Афганистан от талибов и террористов; на военном уровне - военно-техническая поддержка Северного альянса; на международно-правовом уровне - опять-таки поддержка международной коалиции в Совете безопасности ООН и содействие договоренностям Штатов со среднеазиатскими (постсоветскими) партнерами России; на гуманитарном уровне - многосторонняя (и опережающая) помощь новому афганскому правительству. Результатом этого многоуровневого взаимодействия должен стать для России режим максимального благоприятствования в экономическом сотрудничестве в Кабулом. А уж геоэкономическое влияние естественным образом перерастет в восстановление геополитического доминирования в регионе, вне зависимости от наличия там американских военных баз.

Вообще-то Фахим приезжал в Москву по долгу службы - решать вопросы строительства афганской армии. Именно Россию выбрал Кабул в качестве партнера в этом генеральном для нового Афганистана вопросе, несмотря на то, что свою помощь в создании армии предлагали братские мусульманские Турция и Пакистан. И мне кажется, что дело здесь не только в том, что, по словам Мохаммада Фахима, "и в настоящее время система комплектования и управления соединениями и частями афганской армии остаются российской (сиречь советской - А.К.)". Для лидеров Северного альянса, к каковым относится и сам Фахим, и министр иностранных дел Абдулло Абдулло - другой приглашенный в Москву Игорем Ивановым во время недавнего посещения Кабула политик, - выбор России в качестве стратегического партнера является своего рода гарантией сохранения своего влияния на всеафганском уровне после того, как истечет срок полномочий Хамида Карзая и власть в стране перейдет к Лойя-Джирге. Впрочем, поддержка лидеров Северного альянса важна для России сама по себе, так как именно они контролируют и будут контролировать в обозримой перспективе север Афганистана, граничащий с союзниками России по СНГ.

Пока Фахим договорился о закупке в России запчастей и оборудования, а также широкого ассортимента предметов тылового обеспечения для афганской армии. На "американские" деньги, что приятно греет душу.

Интересно отметить, что в то время, когда Фахим вел переговоры в Москве, в Кабуле министр общественных работ Афганистана Халик Фазаль обратился за помощью к России в деле восстановления автодорог. Министр признал тот очевидный факт, что основные транспортные артерии его страны были построены при участии советских специалистов (как и вся экономическая инфраструктура, добавим от себя), а потому именно к Москве решило обратиться афганское правительство с предложением поучаствовать в их восстановлении. На эти нужды, по словам Фазаля, должно быть затрачено не менее 1,2 млрд долларов из обещанных международным сообществом 4,5 млрд.

Так что, в русле "политики слоеного пирога", Россия, удачно уклонившись от прямого военного участия в антиталибской операции, отыгрывает очки на экономическом и военно-техническом уровнях, что на сегодняшний день гораздо важнее. У Москвы есть все шансы выиграть борьбу за большинство многомиллионных афганских подрядов, хотя бы потому, что в недрах генштаба сохранились многие карты минных полей, которые не расчищены еще со времен советского вторжения в Афганистан.

Пуликовский в Пхеньяне

Судя по последним выступлениям президента США, он не собирается ничего менять в своем определении мировой "оси зла", которую составляют, по мнению администрации Буша, Ирак, Иран и Северная Корея. На этом фоне весьма многозначительно смотрелся визит полномочного представителя президента России в Дальневосточном округе Константина Пуликовского в Пхеньян и его новогоднее застолье с Ким Чер Иром. И все это накануне азиатского турне Джорджа Буша, которое и так не обещало быть легкой прогулкой.

Слова Джорджа Буша об "оси зла", в которых прозвучали отзвуки давно отгремевших боев (фашистские "страны оси" во время Второй мировой + СССР как "империя зла" в определении Рональда Рейгана), вызвали немалую сумятицу в мировом сообществе. Последствия этого заявления уже налицо. Во-первых, появилась трещина в международной антитеррористической коалиции: агрессивные намерения Вашингтона в отношении Ирака поддержали только Лондон и Тель-Авив, а в отношении Ирана - только Израиль. Со стороны других европейских союзников по отношению к Вашингтону зазвучали резкая критика. Министр иностранных стран ФРГ Йошка Фишер в интервью журналу "Шпигель" сказал более чем определенно: "Лично мне до сих пор никто не предоставил доказательства связей террориста Усамы бен Ладена с правительством Ирака". При этом Йошка Фишер указал на то, что даже наличие международной антитеррористической коалиции "не является индульгенцией" для нападения на какое бы то ни было государство, и уж тем более если США собирается "делать это в одиночку". На такой же позиции стоит и Россия, как стало видно из интервью ВВП газете "The Wall Street Journal" 11 февраля. Российский Президент подчеркнул тогда, что военные действия против какого бы то ни было государства могут предприниматься только по решению Совета Безопасности ООН. Буш, кстати, тоже неоднократно заявлял, что считает очень важным действовать сообща с союзниками, в том числе с Россией, при проведении антитеррористической кампании. Однако после интервью Путина пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер заявил, что "различные коалиции будут формироваться для различных целей из различных государств". То есть против Ирана Вашингтон готов воевать, даже если у него будет только один союзник - Израиль?

Впрочем, анализ позиции Вашингтона по странам "оси зла" не имеет никакого смысла, так как, во-первых, у разных групп в администрации Буша разные позиции, а во-вторых, у самого Буша семь пятниц на неделе: то он готов к переговорам с Северной Кореей, то публично грозит "замочить" Ким Чен Ира в любом, даже самом неподходящем, месте.

Вообще, внесение в "черный список" Северной Кореи вызвало шок, особенно у тех государств региона, которые прилагают немалые усилия для мирного объединения Северной и Южной Корей - России, Китая и Японии.

"Осевые" страны отреагировали на вызов США вполне определенно. Особенно выразительным было заявление Ирана, который спокойно так пообещал в случае малейшей угрозы применения насилия по отношению к нему "запалить" все нефтяные колодцы Персидского залива, что может привести к коллапсу мировой экономики. Пхеньян же просто расценил заявление Буша как "объявление войны".

Россия после знаменитого обращение Буша к нации тоже оказалась в двусмысленном положении, поскольку для нее все три страны "оси зла" являются не только экономическими партнерами, но и соседями. Президент Путин предложил отказаться от составления "черных списков" и продолжить мирные усилия по предотвращению распространения оружия массового уничтожения под эгидой ООН. Однако Вашингтон ответил Москве, что в случае, если она не поддержит США в их намерении "навести порядок" на "оси зла" (что равнозначно свержению правящих режимов в суверенных государствах!), то и не надо.

И вот, пока ситуация находится в подвешенном состоянии, в гости к лидеру Северной Кореи Ким Чен Иру отправляется Константин Пуликовский (замечу, не избранный политик, а назначенный в Кремле чиновник). Официальная цель визита - упрочение экономических связей Северной Кореи и Дальневосточного региона. Но, учитывая мизерность этих связей (за исключением важных для России транзитных проектов - газопровода в Южную Корею и продления до южнокорейских портов Транссиба), едва ли не главным событием визита стала совместная встреча Нового года по лунному календарю. Иначе как демонстрацией все это назвать нельзя.

Похоже, Москва таким образом демонстрирует свои возможности - тот самый "внешнеполитический потенциал", о котором говорил ВВП - в мирном урегулировании проблемных тем со странами "оси зла". Так что новогодние здравицы, звучавшие в Пхеньяне, могут еще оказаться "в руку". Пуликовский на новогоднем банкете сказал важные слова, которые должны были оценить все заинтересованные стороны: "Совместное расширение взаимовыгодных связей - это и дополнительная гарантия упрочения стабильности и мира в Корее. Это сегодня необходимо и корейцам, и россиянам". Полпред подтвердил, что Россия последовательно поддерживает стремление корейцев севера и юга к самостоятельному мирному объединению. В ответ Ким Чен Ир, как водится, предложил спеть по-русски "Широка страна моя родная". И спел, выговаривая все слова.

Сразу после визита Пуликовского в КНДР, председатель комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин отправился в Иран. Объявленные темы для переговоров - укрепление двусторонних отношений и межпарламентских связей - настолько общи и необязательны, что дело, похоже, снова заключается в демонстрации отношения к агрессивным планам США. Но прикольнее всего смотрелось совещание по проблеме сохранения популяции осетровых в Каспийском море, в котором участвовал министр сельского хозяйства Ирана. Кому ножи точить, а кому - рыбку съесть. Симптоматично.

Иванов в Париже

Официальная цель визита российского министра иностранных дел в Париж - продолжение интенсивного политического диалога между нашими странами. Однако трудно абстрагироваться от того факта, что Игорь Иванов отправился во Францию буквально накануне президентских выборов, в которых будут участвовать нынешний президент Жак Ширак и нынешний премьер-министр Лионель Жоспэн. Скорее всего, сопутствующей целью визита было прощупывание обстановки в стране накануне выборов. Учитывая тот факт, что во французской политике - в том числе внешней - существенным образом меняются акценты при смене консервативного (Ж.Ширак) курса на социалистический (Л.Жоспэн), российская дипломатия должна заранее просчитывать перспективы взаимодействия с Парижем в случае, если на выборах победит Жоспэн.

Это тем более важно, что политический диалог с Парижем приобрел в последнее время для России стратегическое значение. Стремление Ширака стать главным посредником между Россией и Западной Европой, в отличие от большинства других европейских политиков, воплощается в конкретные предложения, которые без промедления ставятся в повестку дня. Уж в чем-чем, а в решительности Шираку - достойному наследнику в этом смысле де Голля - отказать нельзя. Вот и на встрече Иванова с Юбером Ведрином шла речь о конкретизации декабрьских (2001 года) французских инициатив об установлении "глобального партнерства" между Россией и Евросоюзом, о формировании в Большой Европе единого экономического, культурного, образовательного и правового поля. Кроме того, министры рассмотрели ход работы по созданию Совета по внутренней безопасности России и ЕС, идею которого предложил своим коллегам опять же Ширак на встрече в верхах Евросоюза в Лаакене в декабре прошлого года.

Москва явно благосклонно относится к желанию Парижа стать локомотивом в деле политического сближения России и Евросоюза. Преимущества Парижа перед другими ведущими столицами Европы очевидны: старинные и доверительные отношения между нашими странами (едва ли не со времен Александра III); предельная самостоятельность Франции на евроатлантическом пространстве (прежде всего, по отношению к США); стремление Франции за счет политических инициатив компенсировать свое экономическое отставание от Германии и др.

Кроме того, Москва может вести тонкую игру на европейском поле, где сейчас идет борьба за влияние между "осью Париж-Берлин" и "осью Лондон-Рим", а также между доминирующим в политике и экономике "треугольником" Лондон-Париж-Берлин (Лондон предлагает даже юридически зафиксировать это лидерство в Евросоюзе и создать подобную Совету безопасности ООН структуру в Евросоюзе) и развитыми странами "второго эшелона", которые выступают против того, чтобы некоторые страны, на фоне общего равенства, были ровнее, чем остальные. В этой политической толкотне "особо доверительные отношения" с Москвой станут для любого игрока мощным ресурсом. Ну а Москве остается только выбрать самый выгодный расклад.

"Сборная Канады" в Москве

Можно смело констатировать, что визит в Москву канадского премьер-министра Жана Кретьена и его бизнес-команды был одним из самых плодотворных за последнее время, перекрыв по результативности даже австрийский десант во главе с Шюсселем. Владимир Путин продолжает процесс конвертации внешнеполитических успехов России в экономические соглашения. Важно то, что речь на российско-канадских переговорах шла не об отдельных - пусть и очень выгодных - проектах (как на переговорах Михаила Касьянова в Вашингтоне и Нью-Йорке), а о сотрудничестве экономик в целом. Это была работа на перспективу, которая не закончится с моментом сдачи проекта "под ключ".

Вообще, следует обратить особое внимание на механизм действия так называемой "Сборной Канады", которую возглавляют премьер-министр и министр внешней торговли и которая включает в себя премьеров провинций и территорий, а также большую группу представителей крупного, среднего и малого бизнеса. Это уникальный механизм для реализации усилий по развитию внешней торговли, что, естественно, ведет к увеличению экспорта, созданию рабочих мест и обеспечению постоянного экономического роста. ВВП говорил на встрече в Кретьеном о том, что Канада является для России своего рода примером в строительстве и функционировании федерального государства. Однако еще круче было бы взять на вооружение канадкский принцип "Сборной". Так гораздо легче было бы выводить на внешние рынки российский средний и малый бизнес.

Об экономических результатах визита "Сборной Канады" в Россию сказано более чем достаточно. Мне хотелось бы отметить тот факт, что этот визит был не только сигналом для перспективных российских партнеров о готовности канадской стороны работать в ними, но также способом поддержать Владимира Путина в его реформаторской деятельности и в его курсе на сближение с Западом, которое - и это отмечают все западные СМИ - может вызвать открытое сопротивление внутри страны. Жан Кретьен так прямо заявил, что "положение в России улучшается, и сейчас важно выразить политическую поддержку реформам, проводимым Путиным". Заодно канадский премьер попытался закрасить те фертели, которые наворотил его великий южный сосед - США. В процессе закрашивания Кретьен подтвердил, в частности, позицию Канады, которая заключается в том, что борьба с терроризмом должна носить принципиально коллективный характер: "Если мы начнем выступать в одностороннем порядке, то ничего из этого не выйдет". Понятно, в чей огород камень.

Стоит выделить еще один мотив российско-канадских переговоров - активизация сотрудничества в рамках "Арктического проекта". Согласно этой программе, Россия и Канада собираются переориентировать основные грузопотоки между двумя странами на маршруты через северные морские порты, а также использовать кросс-полярные воздушные полеты. Открытие прямой авиалинии Красноярск-Виннипег должно стать началом в освоении генерального маршрута через Северный полюс, на котором, кстати, Кретьен предложил Путину встретиться в следующий раз. В третьей части "Плана совместных действий" специально указано, что Россия и Канада "разработают последовательную повестку дня северного сотрудничества, уделив особое внимание развитию нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, транспорта и поддержке коренного населения".

Так, глядишь, дойдет дело и до полноценного освоения северного морского пути, что должно принести России и внутрене-, и внешнеполитические дивиденды. Во-первых, это даст мощный импульс в развитии северных территорий, а во-вторых - принесет огромные прибыли от транзита товаров и сырья с Дальнего Востока в Европу и обратно.

И последнее. Бросается в глаза, что визиты Жана Кретьена в формате "Сборная Канады" за последние годы проходили исключительно в те страны и регионы, которые наиболее динамично развиваются. В 2001 году - Пекин, Шанхай и Гонконг; в 1998 - Мексика, Бразилия, Аргентина и Чили; в 1997 - Южная Корея, Филиппины и Таиланд; в 1996 - Индия, Пакистан, Индонезия и Малайзия. Так что сам факт приезда в Москву в формате "Сборной" стал признанием со стороны одной из самых развитых западных стран динамичности развития России и эффективности проводимых в ней реформ.

P.S. По окончании визита в Северную Корею Константина Пуликовского и накануне азиатского турне Джорджа Буша - из Токио поступил очень интересный мессидж, на который российские СМИ не обратили особого внимания. Начальник управления обороны Японии Гэн Накатани заявил на частной встрече (заявление, как и предполагалось, стало достоянием гласности) о необходимости создания в Азии структуры коллективной безопасности по типу НАТО. "Сейчас в мире, - сказал Накатани, - общей тенденцией является сотрудничество в создании коллективных систем обеспечения безопасности, и нам представляется необходимым создание структуры по обеспечению безопасности во всей Азии с участием Японии, Китая, Севера и Юга Кореи, России и США". В российском МИДе отметили, что "идея, высказанная представителем японского оборонного ведомства, заслуживает внимательного изучения", но "мы готовы к обсуждению вопросов укрепления системы безопасности в АТР с государствами региона, включая, разумеется, и Японию". Такая осторожная реакция связана скорее всего с тем, что Москва не очень хочет видеть в качестве инициатора именно Японию, так как она принесет с собой на хвосте США, которые будут считать себя, естественно, соучастником столь важной инициативы. Слон в азиатско-тихоокеанской посудной лавке вряд ли будет вести себя более осмотрительно, чем в посудных лавках Европы и Центральной Азии. Другое дело если инициатива будет исходить из Москвы и Пекина - ведущих военно-политических центров Дальнего Востока.

А вообще-то, заявление Накатани, с его предложением совместного участия в азиатском НАТО Севера и Юга Кореи, прозвучало очень к месту накануне визита в Японию Джорджа Буша, так как придавало дополнительную перспективу заявлениям последнего об "оси зла".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Россия и мир' (архив темы):
Александр Казаков, Все давосы и давосы, а я маленький такой... /14.02/
Переход международных отношений с геополитической на геоэкономическую парадигму означает перемещение конфликтной логики в сферу бизнеса. Ведущие мировые державы стремятся установить контроль над потоками информации (в том числе - знаний, технологий), товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Внешняя политика прошедшей недели.
Александр Казаков, Дружба-дружбой, а пушечки - врозь /07.02/
- в отличие от денежек. Экономическая глобализация лучше всего идет при строгом разграничении военных сфер влияния. Австрия - страна-изгой (добро пожаловать в наш клуб!). Шеварнадзе возлюбил Россию. Внешняя политика прошедшей недели.
Александр Казаков, Галопом по Европам /30.01/
Испания и Португалия - агенты России в ЕС. Похоже, нам сказали "можно!" (давить на Прибалтику). А на встречах с Ниязовым и Алиевым Путин продолжил процесс нанизывания евразийской внешней политики России на разные трубы. Внешняя политика прошедшей недели.
Александр Казаков, Обустройство жизненных пространств /23.01/
Левые интеллектуалы не помешали Шираку перехватить у Шредера инициативу и стать основным лоббистом России в Европе. Латинская Америка намерена сделать ставку на Россию (как на противовес США или как на посредника?) Внешняя политика прошедшей недели.
Сергей Демидов, Политкорректность как проблема однополярного мира /03.01/
НПРО спасет Америку от врагов - но что спасет ее от союзников?
Александр Казаков
Александр
КАЗАКОВ
ale-kazakov@yandex.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: