Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Война / Политика / < Вы здесь
Каждый гражданин - солдат, каждый солдат - гражданин
Краткий курс израильского милитаризма

Дата публикации:  26 Февраля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Борьба за новобранца

Израиль - страна культурных контрастов. Поэтому, если говорить о мотивах молодого человека, идущего служить на срочную службу, то они весьма разнообразны. Для детей состоятельных родителей, выходцев из стран Европы и США, - это желание оставаться внутри элиты, которая строит себя на основе дружеских связей, формирующихся еще во время обучения в престижных школах. По окончании школы юноше предлагается испытать себя на службе в элитных подразделениях с высоким конкурсом. Затем - первая степень в Тель-авивском университете или Хайфском технионе (высшей технической школе), потом вторая степень в США, возможно, докторат, и возвращение на родину с перспективой получить должность в хорошей компании по протекции (без этого нельзя) армейских же друзей родителей. Круг замкнулся.

Если же молодой человек собирается строить собственно армейскую карьеру, то это уже - отдельная категория. У выходцев из неэлитарных слоев общества также есть источники мотивации для прохождения срочной службы. Если молодой человек выбирает профессию, нужную армии, с ним заключается контракт, по которому он получает отсрочку на время учебы, а потом несколько лет служит в армии по новой специальности.

Некоторые пытаются начинать учиться заочно, еще будучи военнослужащими срочной службы. Формально это не запрещено. Вообще, необходимо отметить, что климат и плотная информационная среда Израиля способствует раннему половому и психологическому созреванию молодежи, которая, в своем большинстве, на рубеже школы и армии уже знает, что она хочет добиться в жизни, вполне карьерно настроена и способна целенаправленно отстаивать свои интересы.

По увольнении в запас солдат (или "солдатка", поскольку женщины также служат) получает денежный "подарок" специально для учебы. Это придает дополнительную мотивацию воинам, так как служебная нерадивость, как и преждевременное увольнение в запас по легальным причинам, может служить причиной для отмены такого подарка.

Молодежь из религиозных меньшинств имеет свои причины идти на службу в израильскую армию. В рамках ближневосточной культуры физический контакт мужчины и оружия служит чем-то вроде преддверия половой зрелости. Иногда случается, что один брат служит в израильской армии, а другой - в мусульманском подполье. Но, как правило, служат выходцы из определенных дружественных государству категорий, например бедуины, отцы и деды которых тоже служили в израильской армии, начиная с 1948 года. Для национальных меньшинств это единственный способ почти уравняться в правах с евреями, получить право на льготную ипотечную ссуду, право на работу в полиции, возможность сделать определенную военную карьеру. Для некоторых категорий меньшинств (друзы, бедуины, черкессы) призыв мужчин обязателен, а для других (христиане, арабы-мусульмане) - призыв вольный.

Для еврейских девушек существует три альтернативы: обычная служба около 2 лет (для юношей - 3 года), альтернативная служба (предусмотрена только для религиозных девушек, выходцев из слоя "датиим"), полное освобождение от службы по желанию (предусмотрено только для ультрарелигиозных слоев, так называемых "харедиим"). Представительницы национальных и религиозных меньшинств не служат, если только девушка, например, русская, не прибыла в составе смешанной семьи как репатриантка.

В армии девушки получают чувство независимости от родителей и от общины, что очень важно для развития процесса эмансипации, особенно если речь идет о девушках из восточных общин. После окончания службы их охотно берут в полицию, на должности кадровичек разных фирм и на прочие должности, требующие навыков работы с людьми. Кроме того, мужчины, сами прошедшие армейскую школу, любят окружать себя сотрудницами, понимающими производственную задачу с полуслова и не впадающими в шок от армейского "арго". Поэтому армия - это для израильских девушек некий дополнительный шанс расширить круг полезных в будущем знакомств. Следует учесть, что на время службы девушки пользуются большими медицинскими льготами, вплоть до бесплатного проведения абортов, глазных операций и лечения зубов. Впрочем, и сами условия службы у женщин довольно сносны.

В израильском обществе преобладает положительная оценка роли службы в армии как фактора воспитания молодежи в духе гражданственности и приобщения эмигрантов и меньшинств к общеизраильской культуре. Владение армейским слэнгом, включая его специфически "мачоистские" ругательства, входит в обязательный "джентльменский" набор израильского "мужика", если он хочет не выглядеть хлюпиком - "ляфляфом". Хотя, если брать передовую, например Южный Ливан года три назад, все равно большинство там задержавшихся, даже из профессиональных военных, - это либо идеалисты, либо представители нацменьшинств, у которых нет другого пути сделать военную карьеру, кроме как выполнять черную армейскую работу. В соединениях спецназа, устраивавшего длительные засады, так называемые "артишоки", примерно половина - израильтяне, в основном родившиеся в СНГ, в том числе и этнические русские.

Непрохождение воинской службы по причинам, вполне легитимным с точки зрения законодательства, все равно воспринимается мэйнстримом общества в качестве определенной девиации - со всеми соответствующими негативными последствиями для карьеры.

Естественно, армия удовлетворена таким положением дел. Как этого удалось добиться? Прежде всего, армия активно отсеивает элементы социального андеграунда. Мало того, армия заинтересована в формировании слоя "уклонистов" с определенным социальным имиджем, затрудняющим вхождение в мэйнстрим, от которых сам мэйнстрим стал бы отгораживаться как от "общественных отбросов". При этом если призывник выражает активный отказ от службы по убеждению (например, он в принципе против насилия), тюрьма ему обеспечена. Альтернативная служба для большинства мужчин-евреев не предусмотрена. Она действует только для религиозных девушек. В то же время мужчины - представители слоя религиозных ультраортодоксов вполне легально вообще не идут в армию. Это создает определенную моральную проблему для всего общества. Случается, что девушка, если она нерелигиозна, находится под большим давлением, заставляющим ее идти в армию, в то время как целая прослойка здоровых мужчин освобождена от службы в армии совершенно официально. Отказываться же от участия девушек армия не планирует, поскольку девушки используются в многочисленных штабных звеньях в качестве секретарш, инструкторов и просто "на побегушках".

Впрочем, для слоя молодежи, сознательно идентифицирующего себя со специфически андеграундовой частью творческой "интеллигенции", отказ от службы в армии и "психиатрический" профиль - знак принадлежности к сознательно избираемому кругу.

Армия строго следит за тем, чтобы те, кто не служил в армии по уважительным причинам, не получали необоснованных преимуществ в карьере, а те, кто откровенно "косил", были хотя бы в чем-нибудь дискриминируемы. Законодательство позволяет фирмам требовать доступ к армейскому медицинскому профилю при приеме на работу. Низкий медицинский профиль может "зарубить" гражданскую карьеру, поэтому многие, "откосив" от армии, пытаются его повысить. И с этим армия старается бороться (например, человека могут - по данным армейской медэкспертизы - заочно лишить водительских прав).

Борьба за снижение боевых и небоевых потерь

Чувствительность израильского общества к потерям живой силы объясняет традиционный акцент на защиту экипажей, столь выпуклый в военно-технических стандартах Израиля. Так, основной танк "меркава" во всех своих модификациях фактически представляет собой БМП, укрепленную до защиты экипажа и десанта на уровне танка, с установленным танковым вооружением. Производство его выходит дороже и по сравнению с классическим танком, и по сравнению с любой БМП, однако это дает мотопехоте максимально возможную защиту при выдвижении к огневому рубежу. Другой вариант БМП - переделка из нашего Т-55 - называется "ахзарит" ("жестокая") - действительно жестокая машина для вражеской пехоты, неуязвимая для легкого пушечного вооружения вследствие наличия танковой брони при сохраняющейся опции на установку дополнительных активно-навесных элементов защиты. Вместе с тем, более дешевая в изготовлении, чем современный танк.

В случае, когда произошло поражение военнослужащих от огня своих сил, в бою или на учениях, - длительное расследование обеспечено. В стране существуют довольно мощные и конкурирующие между собой организации родственников погибших солдат, весьма влиятельные и "голосистые".

Карьера офицера, допустившего ошибку, приведшую к жертвам среди военнослужащих, под большим вопросом, хотя трудно припомнить случай, когда бы кто-нибудь из-за этого оказался в тюрьме. В случае трагического инцидента армия дает информацию прессе, которая после этого вольна в своих предположениях, однако при соблюдении необходимых элементов военной тайны. Прямого доступа корреспондентов к месту происшествия и первичным информационным источникам, как правило, нет. Впрочем, эти правила соблюдаются далеко не всегда. Каждая крупная партия и парламентская фракция имеют своих сторонников в армии и спецслужбах, мечтающих о политической карьере в будущем. Они обеспечивают парламентскую фракцию соответствующим набором компромата из самого нутра армейской действительности, где, если постараться, всегда можно найти хотя бы еще один спрятанный "скелет". Подобная информация всегда готова к всплытию, и угроза политического скандала служит дополнительным аргументом для выбивания из правительства денег и политических уступок.

Политика СМИ в освещении потерь военнослужащих в бою и на учениях соответствует отношению к этой проблеме в обществе. Такого просто не может быть, чтобы погибли военнослужащие - и на первых полосах всех газет, в ближайшем номере, не были бы опубликованы их имена. Ситуация, характерная для России, когда сообщения о потерях в Чечне отодвинуты в конец новостей, без указания фамилий и без фотографий, - для Израиля просто нереальна! Общество восприняло бы такое поведение СМИ как откровенный плевок в свой адрес. Расследование подобного поведения в парламентской комиссии по средствам массовой информации, свистопляска в конкурирующих изданиях с последующим публичным покаянием руководства СМИ были бы обеспечены.

Окончание следует...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Война' (архив темы):
Война детей и детоидов /22.02/
К вопросу о военно-патриотическом воспитании в богадельнях. Сказка на ночь.
Михаил Мокрецов, Альтернативная служба: одно "за" и два "против" /21.02/
Введение альтернативной службы помешает проведению военной реформы.
Как косить от армии /21.02/
Офицер - и не джентльмен - это неизбежно "тупарь". Колонка редактора.
Александр Казаков, Варианты ответа /25.10/
Управление миром ислама осуществляется точно так же, как управление миром Запада: вместо ООН - Организация Исламская конференция, вместо "Красного Креста" - "Красный Полумесяц", вместо Международного банка развития - Исламский банк развития. Только аналога талибов и ваххабитов на Западе практически нет. Приблизительный сценарий Третьей мировой войны.
Террористы открывают Америку /19.10/
Стратегия Америки осталась прежней. Но пока от нас отстали с поучениями, надо как можно скорее решить чеченский вопрос. О судьбах России и мира беседуют Сергей Ознобищев, Шамиль Султанов и Владимир Луценко.
Игорь Джадан
Игорь
ДЖАДАН
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: