Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20020228-red.html

...Но гражданином быть обязан?
Колонка редактора


Дата публикации:  28 Февраля 2002

Существует три (совместимых) способа, при помощи которых государство может напомнить своим гражданам, что они - граждане: репрессии, помощь и привлечение к активной деятельности. Какой из этих способов должен превалировать, определяется лишь соображениями "простоты и дешевизны". Иногда проще всех загнать в лагерь, иногда - всем дать вэлфер, а иногда - соблазнить участием в "строительстве истории". Последний вариант, кстати, играл заметную роль на ранних этапах становления РСФСР и Третьего Рейха. Сегодня заявление, что "наша страна - подросток: твори, выдумывай, пробуй!", прозвучало бы как кокетливое мурлыканье из уст старой развалины. В качестве утопического пути восстановления гражданского оптимизма можно было бы предложить построение в России монархии - только не Романовых (и даже не Нарышкиных), а монархии совсем уж фантастической - Рюриковской, к примеру, то есть монархии модернизированной, "футуристической", участие в "восстановлении" которой воспринималось бы гражданами именно в духе зацитированной строчки Маяковского.

Энтузиазм подобного госстроительства, очевидно, держится не слишком долго: любое госстроительство быстро (и неизбежно) минует свою романтическую фазу, поскольку серьезное дело не терпит футуризма. Империя, правда, может позволить себе локальный футуризм, то есть футуризм на уровне отдельных регионов. В.Путин, выступая вчера на заседании Совета Безопасности, заявил, что "нормальную жизнь в Чечне невозможно восстановить только за счет федеральной власти. В соответствии с Конституцией России в субъекте Федерации должно работать и местное самоуправление, и система республиканских органов, в том числе и правоохранительных... Мы знаем, что сейчас в республике обсуждается вопрос о конституции... После принятия конституции в республике должны быть восстановлены не только порядок взаимоотношений с федеральными структурами, но и демократические избирательные процедуры". Итак, чеченцев можно переключить с боевого энтузиазма на энтузиазм мирный - написание конституции, самоуправление, выборы, то есть энтузиазм, связанный с государственным строительством Чечни. При правильном пиаре строительство субъекта федерации может вызвать у граждан Чечни не меньший энтузиазм, чем строительство "независимой Ичкерии".

К прочим же гражданам РФ, похоже, легче применить остальные два способа. Что касается помощи, то, к сожалению, принятый недавно Закон о гражданстве в этом смысле крайне неудачен. Предположение, что закон этот пролоббирован со стороны МВД, подтверждается передачей МВД функций федерального органа по миграционной политике. Мы возможность подобного поворота событий уже в свое время обсуждали - теперь возможность стала печальной реальностью. Едва ли бравые милиционеры в силах разобраться с тонкими вопросами расселения иммигрантов. А ведь иммигрантов, к примеру, можно селить по некоторым границам, превращая такие поселения в аналоги казацких форпостов. На сегодняшних "Гражданских дебатах" С.Чернышов сетовал, что в российской провинции "вертикаль провисла" - речь шла о Сибири и Дальнем Востоке. В связи с этим, по мнению Чернышова, так остро стоит "проблема китайцев": китайцы чувствуют поддержку своего государства и рвутся в бой √ оттесняя российских предпринимателей, которые чувствуют не столько поддержку государства (российского), сколько давление. Вот и напустить бы на этих китайцев наших поселенцев... Ан нет.

К тому же новый "МВД-генный" закон уравнивает русских, проживающих в странах СНГ, со "всякими прочими шведами", не позволяя им (русским, а не шведам) осознавать свою принадлежность к сообществу российских граждан. Наконец, некоторые положения Закона о гражданстве затруднят вхождение России "в Европы" - а значит, грядут "уточняющие" президентские указы и соответствующие трения между верховной властью и МВД... В Законе о гражданстве было бы интересно прописать статусную разницу между различными категориями граждан ("полноправные граждане", "неполноправные граждане", "подданные") - предусмотрев возможность перехода из одной категории в другую. Это бы могло привлечь граждан - если не к госстроительству, то, по крайней мере, к строительству собственной жизни именно в государственных рамках, то есть к "строительству статуса". Ан (опять же) нет.

Остается последний способ: давить. Ведь смысл государственных репрессий лежит прежде всего не в сфере экономики или непосредственного управления, а именно в сфере пиара. Государство таким способом напоминает гражданам, что они - не только люди, но и части (госмеханизма). Причем, учитывая многовековую нашу привычку к госрепрессиям - которые многими воспринимаются более как стихийное бедствие, нежели как результат чьих-то сознательных решений, - репрессии должны быть воистину чудовищными, чтобы психологический эффект от них превысил эффект от дефолта 1998 года или от урагана, случившегося в том же году.

Кирилл Якимец