Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Мораль vs право / Политика / < Вы здесь
Игры массового сознания
Олимпиада в Солт-Лейк-Сити глазами политического психолога

Дата публикации:  4 Марта 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Для политического психолога Олимпиада стала своего рода необычайной силы стимулом, который вызвал характерные реакции в самых разных сферах, в том числе и в такой, как массовое сознание. Одним из элементов массового сознания и, вместе с тем, надежным рабочим понятием для политической психологии является "стереотип". Под этим термином понимается некий предзаданный образ, который определяет поведенческие реакции субъекта, позволяя ему не тратить время и усилия на анализ ситуации, а использовать заранее заготовленные клише. Система стереотипов выполняет функцию обобщения и классификации, в результате чего в сознании субъекта формируется некое смысловое поле, в котором каждый отдельный объект является лишь представителем определенной категории (типа) явлений, что ведет к стиранию и игнорированию индивидуальных различий. В общем, понятие "стереотип" обычно противопоставляется аналитическим формам мышления и трактуется как стойкое заблуждение.

Что же мы увидели в массовом сознании во время этих Олимпийских игр, какие стереотипы вырвались на его поверхность? Совершенно очевидно, что наше общество продолжает смотреть на мир и мыслить в прежних категориях мировой сверхдержавы. Мы уверены в силе наших спортсменов, считаем, что по-прежнему олимпийская сборная России располагает достаточными ресурсами для гегемонии на всех спортивных площадках. Вместе с тем, кроме фигурного катания, лыжных гонок, биатлона и хоккея, у нас нет никаких козырей в споре с действительно сильнейшими зимними спортивными "державами" - Норвегией, Германией, США. На самом деле, на этих играх Россия заняла именно то место в общекомандном зачете, которое она заслуживает - четвертое, то есть впереди Канады, Австрии, Франции, Италии, Финляндии и многих других стран, у которых в 2002 появились свои олимпийские герои, в которых ведущие спортсмены располагают всем необходимым для качественной подготовки. Впрочем, на качество подготовки наши в этот раз не жаловались. Оптимисты, главными из которых перед Олимпиадой были спортивные чиновники, говорили о 9-10 золотых медалях, пессимисты - о 3-4. Получилось шесть, то есть, можно сказать, что реализовался "реалистичный" вариант прогноза. Получается, что наши олимпийцы сделали свое дело, выступили достойно, не посрамили Отечество.

Но кто готов согласиться с тем, что больше шести золотых медалей быть не могло? Возвращаясь к проблеме стереотипов массового сознания, приходится говорить о том, что наше общество продолжает мыслить в старых советских, назовем их "имперскими", координатах. Олимпийские страсти заставили россиян вспомнить все то, к чему они привыкли. Общество смотрело на события в Солт-Лейк-Сити так же, как оно смотрело на игры в Сараево, Калгари и в прочих населенных пунктах, где проводились зимние игры. Мы - крупнейшая спортивная держава, у нас есть великие непобедимые спортсмены. Значит, если нам не будут мешать, мы обязательно станем сильнее всех и займем первое место. Этот стереотип неразрывно связан с другим: нас не любят потому, что мы сильные, нам завидуют и из этих мелочных побуждений готовы на всяческие мелкие пакости с целью помешать получить то, что нам принадлежит по праву. Олимпийские Игры в штате Юта показали, что для российского общества по-прежнему характерно ощущение себя как бы в осаде, в окружении, когда вокруг враги, при этом у нас нет сильных союзников, на которых можно положиться.

За что же современный мир должен нас не любить? Мы не собираемся насаждать свою веру в других странах, мы вмешиваемся в дела других стран гораздо меньше, чем США или ЕС, мы выглядим, одеваемся, говорим как все. Исчезли объективные основания для противостояния и противопоставления "нас" и "их", но осталась привычка - тот самый стереотип. Причем он живет, неплохо чувствует себя в сознании россиян, ничего с ним не произошло.

Кто виноват во всех наших бедах на этой Олимпиаде? Конечно же, американцы - ведь это их страна, их стадионы, их игры. Спортивные события √ и реакция на них - выявили также, что образ врага ничуть не изменился. Но ведь Рогге - бельгиец, Сале - Пеллетье - канадцы, от наших неудач в лыжах и биатлоне выиграли только немцы и норвежцы. В чем виноваты американцы? В плохой организации? Могу сослаться на самую авторитетную спортивную газету нашей страны, журналисты которой единодушно высказывают благодарность организаторам за безупречную работу транспорта, пресс-службы, системы безопасности и всего прочего. На самом деле, организаторов действительно жалко: они хорошо поработали, но вместо признания своих заслуг сейчас вынуждены слушать бесчисленные сентенции по поводу того, что это были "грязные игры". И из России доносятся голоса: проклятые америкашки испортили нам игры!

Такова природа стереотипов: они существуют независимо от того, что происходит в мире, они не поддаются воздействию и не меняются даже при явном конфликте с очевидностью. Поэтому о них можно говорить как о стойких заблуждениях. Что же произошло со сборной России на самом деле, кто виноват и что делать? Чтобы разобраться, нужно дать отчет самому себе в том, что наши стереотипы, определявшие реакции общества на олимпийские события, не более чем заблуждения.

В чем же заблуждается массовое сознание? Во-первых, оно упрощает ситуацию, точнее, не хочет дифференцировать различные проблемы, которые стали очевидны; вместо этого создается бесформенная куча обвинений под вывеской "заговор против России". Во-вторых, оно просто ошибается, неверно интерпретирует события, не удосуживается проверить то, что принимает за правду. В-третьих, оно опирается на чужой опыт, в данном случае - заимствованный у предшествовавших поколений. Анализировать, самостоятельно вникать в существо проблем, разрешать противоречия - неразрешимая для него задача. В-четвертых, и это главное заблуждение, оно игнорирует свой же собственный опыт и предпочитает приспосабливать его к уже существующим стереотипам.

Показательно, что во время Олимпиады стереотипизации подвергалось сознание даже самых образованных, грамотных представителей нашего общества, людей, которым не откажешь в умении анализировать ситуацию и логически разрешать противоречия. Олимпиада вывела на авансцену российского массового сознания аффекты, эмоции, для которых питательной средой стали старые стереотипы. В итоге мы знаем ответы раньше, чем успеваем задать себе вопросы, вместо радости за наших чемпионов испытываем ненависть к другой стране, вместо обычной легитимной работы по защите прав и интересов наших спортсменов готовим акции протеста, сочиняем абсурдные воззвания и грозимся уйти из олимпийского движения.

Все сказанное выше относится и к проблеме идентичности массового сознания современного российского общества. Кто мы: российские или советские люди? Спортивные события заставили задуматься об этом. Всем лучшим, что есть в российском спорте, мы обязаны советской системе. Впрочем, право развивать эту мысль лучше оставить ветеранам спорта: во-первых, только они заслуживают этого, во-вторых, они с этой задачей справляются и в помощи не нуждаются. Так же, как и наш спорт, массовое сознание переживает кризис идентичности, привлекательность прошлого слишком велика, оно близко и понятно, настоящее не удовлетворяет, будущее сомнительно. А нужны простые ответы...

Несомненно, наивно было бы ожидать, что за десять с небольшим лет демократических преобразований из массового сознания исчезнут стереотипы, складывавшиеся десятилетиями. Поэтому, возможно, все сказанное банально, но при этом все же весьма актуально. Не в этих ли стереотипах следует искать секрет небывалой (для 1990-х годов) популярности президента Путина?

Наконец, что означает существование в структуре современного массового сознания стереотипов, без всяких сомнений соответствующих авторитарным политической традиции и культуре, системе ценностей? Будем надеяться, это лишь фон, на котором происходит рост и вызревание демократических традиций.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Мораль vs право' (архив темы):
Гражданскому обществу - гражданскую олимпиаду! /01.03/
Сказка на ночь.
Карина Минасова, Сергей Дамберг, "Другие русские" /28.02/
Новый Закон о гражданстве суров в отношении наших соотечественников, проживающих на территории СНГ. Но они "привыкли": главная тема их разговоров - тема смерти.
...Но гражданином быть обязан? /28.02/
Колонка редактора. Существует три (совместимых) способа, при помощи которых государство может напомнить своим гражданам, что они - граждане: репрессии, помощь и привлечение к активной деятельности.
Михаил Ремизов, Общество жертв /18.01/
Половой дискриминации, сталинских репрессий... Но прежде всего просто: общество жертв. Заметки по следам недели
Александр Тимофеевский, Милость к падшим и суд Линча /16.01/
Американская политкорректность - попытка приспособить старый светский рецепт к широким демократическим нуждам, переведя его на язык общедоступной морали - то есть упростив, насколько возможно. Это, наверное, и вызывает негативную реакцию в узких "эстетствующих" кругах. Изучение проблемы на материале фильма Д.Линча "Человек-слон".
Василий Зорин
Василий
ЗОРИН
Аспирант филос. ф-та МГУ, каф. политпсихологии

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: