Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20020306-nik.html

Уравняли!..
Валентин Никитин

Дата публикации:  6 Марта 2002

Существуют серьезные опасения, что принятие закона "О гражданстве" в нынешнем его виде самым серьезным образом ударит по нашим соотечественникам, оказавшихся по тем или иным причинам за пределами РФ. Фактически, Россия ставит еще одно унизительное препятствие на пути тех своих сыновей, которые действительно хотят вернуться на родину. Экзамен на знание собственного языка и статей Конституции будет явным перебором со стороны чиновников, занимающихся миграционной политикой. Мы постоянно забываем, что многие люди уехали в Казахстан, на Украину или в Узбекистан не по своей воле: помимо очевидного стремления найти приличный заработок в соседних союзных республиках, людей влекли в чужие края и не столь меркантильные причины. Многие наши соотечественники уехали трудиться в различные уголки Советского Союза, направленные партией и комсомолом, а также по производственным разнарядкам предприятий, на которых они работали.

Как быть с этими людьми? Тот минимум необходимого уважительного отношения России к людям, которые когда-то являлись согражданами единой страны, связанными с Родиной многочисленными родственными связями, в нашей миграционной политике сейчас совершенно отсутствует. А ведь речь идет в большинстве случаев о высококвалифицированном человеческом ресурсе, которым нельзя пренебрегать по сиюминутной прихоти. Тем не менее, чтобы быть в этом вопросе максимально честными, мы не можем не поднять достаточно деликатного вопроса, адресованного нашим соотечественникам, ставшим за последнее десятилетие вынужденными иностранцами. Многие из них в первые годы существования постсоветского пространства вполне легко и по убеждению отдавали свои голоса на выборах за власти национальных республик, которые впоследствии стали на путь плохо скрываемой политики "закручивания гаек" относительно прав русскоязычного населения. Поэтому, тех наших соотечественников, которые сейчас стремятся выехать из Средней Азии или Украины, следует спросить: как же так? Вы же сами принимали участие в формировании этой власти, вы вместе с другими выбрали эту власть. Нельзя же уповать только на Россию - у человека должна существовать доля ответственности за свое положение в той стране СНГ, где он очутился и где его голос тоже что-то да значит. К сожалению, эта ответственность начинает просыпаться в людях только сейчас.

Я убежден, что борьба за окончательный вариант законопроекта еще продолжится при третьем чтении. Мы будем добиваться, чтобы в нем были пересмотрены многие статьи. Дело доходит до элементарных противоречий. Например, лица, желающие въехать в Россию и получить гражданство, имеют послабления со стороны закона, если у них имеется дееспособный ребенок, проживающий в России. Возникает вопрос: а что делать потенциальному гражданину, если у него имеется недееспособный ребенок?

Даже при учете того, что во всем мире процедура принятия гражданства не так проста, как может показаться, нам нужна упрощенная ее схема, избегающая излишне жестких элементов относительно русскоязычного населения стран СНГ, которое теперь приравнено к не имеющим никакого отношения к России иностранцам. Сам факт существования закона "О гражданстве" в его нынешней редакции сильно затруднит принятие других законов, защищающих права соотечественников за рубежом. Однако простые изменения статей закона не дадут нужного эффекта. Нам необходимо изменить все существующее правовое поле этой проблематики внесением поправок или даже пересмотром целого ряда законодательных актов: закона о соотечественниках, закона о национальной политике и т.д. вплоть до придачи русскоязычным за рубежом особого статуса.

Я не могу определенно сказать, каков был уровень лоббирования нынешнего варианта закона "О гражданстве" со стороны МВД. Однако я допускаю, что с подачи чиновников МВД произошли те перегибы в этом варианте закона, с которыми мы еще будем бороться. Вполне вероятно, что они произошли по вполне понятному стремлению ответственных чиновников МВД упростить для себя решение ряда задач в области национальной и миграционной политики, поскольку эта область для них принципиально нова. Я полностью разделяю общее стремление ответственных лиц из МВД максимально ужесточить миграционную политику в России. В нашей стране в 2001 году из 15 млн въехавших лиц выехало всего лишь 11,5 млн. Куда делись эти 3,5 млн человек? Об этом стоит задуматься самым серьезным образом - вместо принятия сомнительных законов, уравнивающих в правах на получение гражданства РФ русскоязычных с любым азиатским гастарбайтером.