Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20020307-kaz.html

На границах тучи ходят хмуро...
Внешняя политика на прошлой неделе

Александр Казаков

Дата публикации:  7 Марта 2002

Внешнеполитические дела России на прошлой неделе продолжали роиться вокруг ее границ (разве что министр Игорь Иванов залетел в Италию). И надо отметить, что ни одна встреча не принесла в обсуждаемые вопросы простоты и ясности (даже прорывы, достигнутые президентами в Чимбулаке, которые вызвали вздох облегчения у многих политиков и наблюдателей, на самом деле усложнили и без того сложные темы). Мне напомнят, что простота хуже воровства. Согласен, но не во внешней политике. Простота, то есть ясность и определенность во внешнеполитических делах, является, несомненно, идеалом, который, как и положено идеалу, недостижим, но к которому, тем не менее, надо стремиться изо всех сил. Понятно, что простыми международные отношения бывают только во время войны и только между воюющими державами, а в мирные времена все пути-дорожки засеяны фигами - теми, которые в карманах. События той недели, особенно диалог между Москвой и Тбилиси, в полной мере подтверждают следование "фиговой" тактике, в частности со стороны Шеварднадзе.

Еще на один момент хотелось бы обратить внимание. Учитывая важность во внешнеполитических раскладах символического уровня, нельзя не заметить того факта, что американская операция в афганской провинции Пактия - та самая операция, при проведении которой американцы понесли самые большие потери за последнее время, - называется "Анаконда". Что, другого слова не нашлось? Ну назвали бы "Петля" или, того лучше, "Удавка". Трудно ведь, в самом деле, представить себе, что разработчики операции из Пентагона не понимают, что российским политикам и военным эта "анаконда" очень уж будет напоминать геополитическую стратегию США времен "холодной войны", основанную на геополитической концепции А.Г.Мэхэна (который, в свою очередь, списал ее с "анаконды" генерала Мак-Клеллана времен гражданской войны в Штатах). Напомню, что суть этой стратегии "анаконды" заключалась в том, чтобы "обложить" СССР-Хартленд военными базами по всему периметру границ. Ничего не напоминает?

Чимбулакские каникулы

Многие наблюдатели отметили тот факт, что неформальная встреча лидеров СНГ на горнолыжном курорте под Алма-Атой оказалась более продуктивной, чем иные официальные встречи. Это не считая возможности релакснуться для президентов, загруженных повседневными заботами о своих народах. К главным темам следует отнести: евразийский газовый альянс; новый проект Содружества; поддержка Молдавии; диалог Путин-Шеварднадзе.

Евразийский газовый альянс. О необходимости создания такой конструкции еще в январе договорились президенты России и Туркмении Владимир Путин и Сапармурат Ниязов. Никто, однако, и не ожидал, что так скоро, спустя всего месяц после тех переговоров, идею поддержат президенты Казахстана и Узбекистана. Более того, четыре президента выступили с заявлением о начале "крупномасштабного сотрудничества в области добычи и транспортировки природного газа". Дело в том, что Россия и Туркмения ежегодно производят на двоих около 620 млрд. кубометров газа, а Казахстан и Узбекистан, у которых есть и свои запасы этого сырья, представляют собой естественные страны-транспортировщики. Весь "азиатский ОПЕК" сможет контролировать почти половину мировой торговли газом и, тем самым, оказывать непосредственное влияние на международную ценовую политику.

После того как президенты сделали заявление, многие наблюдатели заговорили о том, что "газовый альянс" станет фундаментом для создания на постсоветском пространстве интеграционного объединения сродни Евросоюзу, который, напомню, тоже начинался с конкретных объединений по углю и стали, Евратома и т.п.. Наблюдатели поторопились. Во-первых, в пассив можно отнести тот факт, что документ, который подписали четыре страны, "не носит международно обязывающего характера", по словам Путина. Сие означает, что каждая из сторон вольна выполнять договоренности с партнерами, а вольна вести самостоятельную политику на мировом рынке. Можно сказать, что в этом пункте Путин проиграл, так как основной его задачей было противодействие строительству газопроводов в обход России (Туркмения-дно Каспия-Баку-Турция (под патронажем США); Туркмения-Иран-Турция; Казахстан-Китай). Однако европейское направление - самое мощное в газовой области на сегодняшний день - остается при таком соглашении под патронажем России, так что Путин хоть немного, но отыгрался.

Во-вторых - и это уже в активе - в основе "газового альянса" лежат очень конкретные трубы, а это гораздо весомее, чем любые международно обязывающие соглашения, каковые были подписаны на первой стадии формирования Европейского экономического сообщества. Москва вообще ведет очень интенсивную работу по нанизыванию своей внешней политики на всякого рода трубы (нефть и газ), провода (электроэнергия) и рельсы (евроазиатский Транссиб от Лондона до Южной Кореи). Так что можно не сомневаться в том, что по крайней мере два президента - Путин и Назарбаев - будут додавливать Туркменбаши на предмет заключения четырехстороннего (а скорее всего пяти- с Украиной или шести- с Белоруссией) договора по газодобыче и транспортировке.

Новый проект Содружества. Косвенным подтверждением серьезности намерений будущих членов "азиатского ОПЕК" стало поручение Москве выработать к майской встрече лидеров в Кишиневе новый проект СНГ, в основе которого будет лежать именно экономическая интеграция и который, возможно, будет-таки напоминать интеграционные документы Евросоюза или, скорее, южноамериканского МЕРКОСУР (общий рынок стран южного конуса), который, в отличие от Евросоюза, выстраивая общую региональную экономическую политику, не стремится к политическому единству. Необходимость такой экономической интеграции понимают все члены СНГ, даже Грузия.

Несомненно, многозначительным представляется тот факт, что поручение выработать новую концепцию СНГ дано именно Москве. Это не только признание того, что Москва располагает научным потенциалом для разработки такого проекта, но и констатация лидерства России в Содружестве. Кроме того, это было демонстрацией уважения к ВВП, который очевидно стал локомотивом процесса реанимации "уснувшего" интеграционного объединения на постсоветском пространстве. Памятуя о важности во внешнеполитических делах символического уровня, стоит отметить и тот факт, что встречу лидеров СНГ Нурсултан Назарбаев организовал именно на горнолыжном курорте. Кажется, из всех президентов горными лыжами увлекаются только сам Назарбаев и Путин.

Контуры нового проекта Содружества (мне почему-то кажется, что при обсуждении в Кишиневе этого нового проекта будет предложено и новое название объединения - уж очень неблагозвучно звучит это "эсэнгэ") станут зримыми через месяц-полтора, но уже сегодня понятно, что его основой будут общие правила экономической игры, а это предполагает деполитизацию взаимоотношений внутри Содружества. Если в Кишиневе удастся договориться о новой системе приоритетов, в рамках которой сначала учитываются долгосрочные выгоды всех стран-членов Содружества, а уже потом единовременные бонусы каждой из них при заключении сепаратных контрактов с иностранными партнерами (за которыми - если не перед - будь они с Запада или с Востока, идут политики), то перед обновленным Содружеством откроются отличные перспективы.

Молдавии - отдельное спасибо. Владимир Путин выразил особую благодарность молдавскому президенту Воронину за его отношение к русскому языку. По другому ВВП и не мог поступить, однако слова российского президента, сказанные им на пресс-конференции, были сказаны, пожалуй, о другом: "Мы считаем, что линия руководства Молдовы, президента Молдовы выстроена политически грамотно, взвешенно и направлена на удовлетворение всех политических сил демократическими методами для достижения мира и стабильности в этой республике". Главными словами в этом пассаже являются "мир и стабильность", а посему поддержка, скорее всего, относится именно к корректировке пророссийского курса Владимира Воронина. Мне уже приходилось писать о том, что Россия меньше всего заинтересована в дестабилизации ситуации в любом государстве Черноморского субрегиона, а тем более если дестабилизация связана с промосковским курсом, проводимым топорными методами. Похоже, руководство Молдавии все-таки решило попридержать коней и именно здесь получило поддержку на встрече в Чимбулаке. Смягчение (максимальное) или вообще отмена прежних радикальных решений при сохранении общего направления политики - это было именно то, что нужно России. За это, похоже, ВВП и благодарил Воронина - за недоведение ситуации до открытого конфликта.

Кавказский Арафат

Именно так можно назвать грузинского президента Эдуарда Шеварднадзе. Как и палестинский лидер, тбилисский лис на словах против каких бы то ни было террористов, а на деле держит под боком - В Панкисском ущелье - и под рукой маленькую армию чеченских боевиков, при помощи которых он может взорвать ситуацию в любом нужном ему месте, будь то в Чечне, в Абхазии или Южной Осетии. Боевики Гелаева, кроме всего прочего, являются для Шеварднадзе одним из козырей сохранения собственной власти в полуразвалившейся грузинской империи. Любой внутриполитический кризис может быть компенсирован вооруженным конфликтом на севере или северо-западе республики. Может быть, именно этим объясняется тот необъяснимый при помощи иных аргументов факт, что операция в Панкисском ущелье начнется, если вообще будет проведена, после того, как грузинские спецназовцы научатся воевать под чутким руководством американских инструкторов, то есть где-то в апереле, а то и в мае. В Тбилиси что, ждут, когда пойдет "зеленка"? Чтобы дать гелаевским головорезам спокойно сменить дислокацию? Кстати, по поводу обучения грузинских спецназовцев у американцев можно сказать то же самое, что сказал министр обороны Сергей Иванов по поводу обучения в Москве афганских офицеров: они имеют такой боевой опыт, что впору у них самих поучиться.

Попробуем ответить на два взаимосвязанных вопроса. Первый - зачем американцам Грузия? И второй - зачем Грузии американцы?

На первый вопрос ответить легче. В соответствии с неизменной геополитической концепцией США, которую не поколебала даже совместная антитеррористическая кампания, Россию нужно сколько возможно ограничить геополитически. Кажется, американским стратегам Россия представляется неким аморфным газоподобным веществом, которое, если его не заткнуть со всех сторон, заполняет все свободное пространство. В соответствии с той самой концепцией "анаконды" США пытаются заткнуть пробками (сиречь военными базами и всякими контингентами) все направления возможного геополитического влияния России. До недавнего времени роль пробок играли: на балканском направлении - Украина (максимальная финансовая помощь), на среднеазиатском направлении - Казахстан (максимальные инвестиции) и на кавказском - Азербайджан (максимальная активность американских компаний). Сегодня ситуация изменилась. Из трех названных пограничных с Россией государств в числе фаворитов осталась только Украина. Казахстан, похоже, склоняется в сторону большего (прежде всего экономического) взаимодействия с Москвой, а потому усилия американцев сместились к югу, на Киргизию и Узбекистан. На кавказском направлении Азербайджан тоже переориентируется, похоже, на Россию. Основная причина смены приоритетов - проблемы раздела Каспия. Баку рассчитывает на Москву в своем споре с Тегераном. Кроме того, гипотетическая возможность интервенции США против Ирана вряд ли радует азербайджанских политиков, учитывая тот факт, что четверть населения Ирана - азербайджанцы. Да и необходимость создать противовес армянскому лобби в Москве содействует укреплению российско-азербайджанских связей. Отсюда и договор по Габалинской РЛС, и другие военно-технические договоры.

Есть, вероятно, и другие мотивы, которые вынудили Вашингтон поменять ставку на Кавказе и переориентироваться на Тбилиси. Пожалуй, самым важным мотивом является провальное положение Шеварднадзе, который, с одной стороны, является самым ярым приверженцем прозападной политики на Кавказе, а с другой - может удержать власть только за счет полного открытия Грузии американцам. Помнится, во времена перестройки в Прибалтике шутили: "Как выйти из состава СССР? Объявить войну Швеции и сразу сдаться". Похоже, Шеварднадзе, который был в то время министром иностранных дел СССР, знал об этой шутке.

А положение грузинского президента, действительно, аховое. Сухуми и Цхинвали ясно дают понять, что Шеварднадзе сам по себе является одной из причин срыва политического урегулирования абхазского и южноосетинского кризисов. Кроме того, Шеварднадзе вынужден постоянно лавировать между прозападными радикалами и прорусской оппозицией, причем и те, и другие набирают все большую силу, создавая тем самым вакуум вокруг президента. Нельзя забывать и о том, что за скобками постоянно присутствуют 179 миллионов долларов, которые Грузия должна России и отдать не может (Шеварднадзе прекрасно знает, что урегулирование вопросов с российским долгом является условием для получения новых кредитов от МВФ).

Таким образом, Вашингтон, понимая, что карт-бланш в Грузии увязан для него непосредственно и лично с Шеварднадзе, предоставляет Тбилиси военно-техническую помощь, рискуя при этом быть втянутым во внутригрузинские противостояния. Вооруженные.

Действительно, если предположить, что события будут развиваться не по более предпочтительному компромиссному, а по катастрофическому сценарию, то Шеварнадзе, выдавив из Панкисского ущелья чеченских боевиков и отдав американцам пару-тройку арабских наемников, переключится на решение абхазского вопроса, причем самым что ни на есть силовым методом. Маленькая, но хорошо вооруженная и тренированная армия Гелаева (который совсем не бандит и даже имеет высшее образование, как еще недавно отзывался о нем Шеварднадзе) передислоцируется по уже наметанным прошлой осенью путям в Кодорское ущелье и развязывает в Абхазии боевые действия, периодически вырезая то абхазское, то грузинское мирное население. Дальше Шеварднадзе обращается к мировому сообществу, сваливает вину за этнические чистки на абхазцев и включает "косовский сценарий". Кстати, 28 февраля на брифинге в Тбилиси Эдуард Амвросиевич так прямо и сказал: "Абхазы и осетины должны понять, что им некуда идти". Президент заявил о возможном задействовании в отношении абхазских и осетинских сепаратистов седьмой главы Устава ООН, которая была использована в Косово, предусматривающей установление мира силовыми методами. Дело за малым - начать в Абхазии или Южной Осетии маленькую войну при помощи чеченских боевиков из Панкиси, чтобы потом, силой устанавливая мир, покончить с абхазским и осетинским сепаратизмом. Если такой сценарий пройдет, то Шеварднадзе имеет все шансы получить в награду от благодарного грузинского народа пожизненное президентство.

Выглядит такой катастрофический сценарий жутковато и последствия будет иметь непредсказуемые. Остановит ли это Эдуарда Шеварднадзе?

Римские будни

Визит Игоря Иванова в Италию был вполне рабочим. Сверка часов, подготовка визита Сильвио Берлускони в Москву и ревизия деловых и культурных контактов. В целом, наблюдатели пишут о двусторонних отношениях Италии и России в приподнятых тонах. Все хорошо, идет активный обмен визитами на высшем, высоком и прочих уровнях, которые (визиты) приносят реальные плоды. Так, объем двустороннего товарооборота между нашими странами вырос в 2001 году на 16% и составил по предварительным подсчетам 10 млрд. долларов. Таким образом, Италия стала вторым по значению партнером России в Европе. Столь перспективное сотрудничество подкрепляется, как водится, установкой в обеих странах разных памятников: Пушкину в Риме (дар Москвы), Данте Алигьери в Москве (дар Рима), памятная доска К.Брюллову в Риме (итальянцы сами сделали) и т.д.

Падает ли дополнительная нагрузка на взаимоотношения Рима и Москвы? Да, падает. Во-первых, это сам Сильвио Берлускони, который часто играет в Европе роль Жириновского, то есть говорит вслух то, о чем другие только думают. Именно поэтому Владимир Путин отметил как-то, что встреч с итальянским премьером он ждет с особым нетерпением (думается, в апреле, во время визита Берлускони в Москву, ВВП узнает много нового). Так, например, именно Берлускони заявил в свое время, что антитеррористическая кампания ведется не против бен Ладена и "Аль-Каиды" с талибами, а против мусульманского фундаментализма. Остальные лидеры Евросоюза, конечно, зашикали на слишком откровенного коллегу, но... слово не воробей.

Во-вторых, Италия является, пожалуй, самым активным сторонников максимально широкого участия России в европейских делах, включая единое пространство безопасности, общее европейское экономическое, энергетическое, культурное, образовательное и правовое поля. Именно поэтому Берлускони выступил с инициативой провести очередную встречу Россия-Евросоюз в Италии. В том же ключе Италия выступает и в вопросе сотрудничества России и НАТО. Так, после встречи с Ивановым Берлускони подтвердил заинтересованность в том, чтобы договор о "двадцатке" был подписан уже на встрече в Рейкьявике. Более того, итальянский премьер высказался в том смысле, что новый механизм сотрудничества России и НАТО в формате "двадцатки" должен быть не консультативным органом, а органом, принимающим и выполняющим конкретные решения (не во всех областях, разумеется).

И наконец, в-третьих, в большой европейской игре Италия тоже занимает особое место. С одной стороны, Рим, наряду с Мадридом, является неформальным лидером стран-членов ЕС "второго эшелона", которые противостоят попытке Франции, Германии и Великобритании юридически оформить свое политическое лидерство (в виде "суперсовета" Евросоюза по образцу Совета Безопасности ООН - предложение Лондона). С другой - экономической - стороны, Рим заигрывает с тем же Лондоном и Мадридом, пытаясь создать внутри ЕС свой собственный "стратегический альянс" с целью выравнивания баланса по отношению к "ведущей оси" Париж-Берлин. Берлускони считает, что экономики Италии, Британии и Испании развиваются более динамично, чем экономики Франции и Германии, но при этом франко-германский альянс пытается навязать остальным членам ЕС именно свою экономическую модель.

Россия тоже должна участвовать в этой игре, особенно если учесть, что среди обвинений, которые Лондон и Рим выдвигают против Парижа и Берлина, есть и обвинение в том, что последние "монополизировали на континенте рынок газа и электроэнергии". Как может устраниться Россия от борьбы за свои собственные поставки в Европу? Никак. Более того, разводя претендентов на российские газ и электроэнергию, можно выиграть для себя дополнительные бонусы, как экономические, так и политические.

Русский леший срывается с финского ошейника?

Основной темой переговоров "зеленого" финского премьер-министра Пааво Липпонена в Москве был русский лес. Точнее, вопросы сотрудничества Финляндии и России в области лесодобычи и деревообработки. Практический результат переговоров - готовность финнов инвестировать в российскую лесную промышленность 1,8 миллиарда долларов уже в этом году (один целлюлозный и два целлюлозно-бумажных комбината в Новгородской области и еще один в Хабаровском крае). Это все здорово, но мне хотелось бы отметить другое. Может быть, главным достижением российско-финских переговоров были не практические результаты, а стиль, в каком российская сторона их вела. Помянув кстати о "бесхозяйственности, которая некоторое время существовала в российском лесном хозяйстве", премьер Михаил Касьянов со значением добавил - "которая зачастую использовалась нашими финскими коллегами". Конечно, это слишком мягко сказано.

Хельсинки вообще очень агрессивно ведет себя в регионе в последние десять лет, то есть с момента распада СССР. Большую роль в этом сыграли налаженные еще в советское время каналы взаимодействия, которые дали Финляндии фору в сотрудничестве с Россией. Что говорить о России, если даже в балтийских странах, которые являются естественными союзниками Финляндии, заговорили о "колониальной политике" со стороны финского бизнеса. А это верный барометр, так как балтийские страны - особенно Латвия - очень чувствительны в вопросах оккупаций, давлений, влияний и прочих аннексий.

Поэтому приятно было слышать жесткий тон российских политиков, которые заявляли: "Ситуация, когда Россия является исключительно поставщиком сырья, а Финляндия осуществляет его глубокую переработку, долго существовать не может... Сегодня наступило время, когда необходимо обеспечить баланс интересов" (М.Касьянов). Российская сторона ясно дала понять, что собирается навести порядок не только среди своих экспортеров лесоматериалов, но и среди финских импортеров, которые находят всяческие лазейки, чтобы увеличить и, более того, удешевить закупки российского леса.

И что в результате? Финны очень хорошо поняли настрой российского правительства и согласились пересмотреть свои подходы к сотрудничеству с Москвой в лесной отрасли. Так что иногда достаточно вести себя соответствующим образом - как великая и ответственная держава, чтобы партнеры поумерили свои амбиции. Прежде всего, надо себя уважать - тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Кстати, именно эти слова должны были бы стать лейтмотивом во время обсуждения проблем российской сборной на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити.