Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Чеченский вопрос / Политика / < Вы здесь
От непротивления злу к священной войне
Дата публикации:  13 Марта 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Шейх Кунта-Хаджи, как известно, проповедовал непротивление злу насилием (и даже повлиял на формирование идей Льва Толстого). Число сторонников Кунта-Хаджи увеличивалось пропорционально падению престижа воинствующих наибов Шамиля. Люди складывали оружие и из мюридов газавата становились мюридами пацифиста Кунта-Хаджи, призывавшего свой народ и его лидеров к миру, пусть на первых порах и невыгодному и унизительному. Миротворческие проповеди для истощенного войной народа были понятны и близки, они были созвучны их чувствам безысходного отчаяния.

"Что предначертано Богом, должно сбыться. Предначертано, что родится северное царство - порождение сатаны", - предвещал Кунта-Хаджи, призывая не противиться тому, что предопределено свыше, и паства его послушно складывала оружие, соглашаясь с бесполезностью борьбы с тем, что предопределено. Но после ареста Кунты его последователей возглавили представители сил сопротивления. Одним из них был Вара из Атагов - соратник наиба Шамиля Атаби Атаева. В рядах зикристов все громче стали звучать призывы к вооруженному сопротивлению российским властям. В районе Шали собралось до 3000 вооруженных зикристов - последователей Кунта-Хаджи - с требованием освобождения проповедника из-под ареста. Генерал-майор Туманов подтянул к Шали дополнительную группировку войск и тяжелое вооружение - девять батальонов, восемь сотен казаков, два конных и два батарейных орудия, два батальона Куринского пехотного полка, батальон Кабардинского пехотного полка, Четвертый батарейный взвод и взвод казачьей конно-резервной батареи. Разоружившись и совершив омовение на реке Басс, толпа мирной демонстрацией двинулась к месту расположения российской администрации. Группировка российских войск преградила им путь. Пытаясь предотвратить кровавую расправу, с просьбой мирного разрешения проблемы к Туманову в сопровождении уважаемых старейшин прибыл и Урусмартановский наиб, майор царской армии Сайдулла Османов. Туманов поставил жесткое условие прекращения зикра на территории Чечни и выдачи лидеров для ссылки их в Сибирь. Зикристы отказались выполнить это требование и попросили разрешения отправить делегацию от своего движения к вышестоящей администрации. Вот что в своей Записке Военному министру Д.А.Милютину пишет командующий кавказской армией: "Чтобы не подвергаться невыгодам боя при движении колонны, генерал-майор князь Туманов оставил войска на месте их бивуачного расположения, в виде каре, перестроив только батальон в ротные колонны. Едва он успел это сделать и объехать войска, как густая толпа зикристов выступила из Шали и направилась на передний и правый фасы отряда: отдельная партия пошла на левый фас, кавалерия, выскочившая из аула, одновременно с движением пехоты заскакала нам в тыл. Произошло дело, едва ли виданное в Чечне. Три тысячи фанатиков (в том числе даже несколько женщин) без выстрела, с кинжалами и шашками, шли как иступленные, на отряд из шести батальонов, который ожидал их неподвижно, держа ружья на руку. Зикристы подошли к войскам на расстояние не более тридцати сажень. Партия их, шедшая на наш левый фас, дала залп, и все они бросились бежать в совершенном расстройстве во все стороны, спеша скрыться в ауле и ближайшем лесу. Взвод казачьей артиллерии, выскакав вперед, провожал бегущих картечью. Общая потеря мятежников еще не приведена в известность. В число заколотых штыками осталось пять женских трупов. У нас убито 8 нижних чинов и ранено три обер-офицера и 30 рядовых, большею частью шашками и кинжалами..."

После описанной расправы над мирной демонстрацией кунтахаджинцев российские власти перешли к массовым репрессиям над каждым, кто призывал к непротивлению российской экспансии, при этом награждая чинами, военными званиями, землями, нефтяными концессиями представителей воюющей с Россией стороны. Так, ни один из наибов Шамиля, в том числе и он сам - в первую очередь, не остался без милостей российских властей. Но "непримиримые" не преминули воспользоваться движением зикристов. Одним из них был Вара. Он вел партизанскую войну, с небольшой группой бойцов совершая набеги на российские военные отряды и обозы. Российское военное командование годами охотилось за ним. Выслеживал Вару и наиб Гуданат, чтобы отомстить за брата. Гуданату удалось выследить своего кровника, когда тот остановился на ночлег в селении Старые Атаги. Дом, где заночевал Вара, был окружен взводом драгун. Три часа велся неравный бой, и когда нечем было отстреливаться, Вара, громко читая предсмертную молитву, бросился с шашкой наголо на врагов и погиб героем. Остальные лидеры зикристов были арестованы и сосланы в Сибирь. После этого главнокомандующий Кавказской армией Лорис-Меликов в своей победной реляции военному министру пишет: "Дело подавления враждебного нашему правительству учения зикра привело к следующим результатам: распространитель учения шейх Кунта и четырнадцать его векилей и последователей взяты, организация партии зикра расстроена, при столкновении с нашими войсками она понесла огромные потери". Спрашивается: кого все-таки считает российский главнокомандующий Кавказской армией "враждебным правительству"? Пацифиста, проповедующего непротивление? Видимо, кому-то тогда (как и сейчас) война была выгоднее мира.

Массовые репрессии и гонения со стороны российского военного командования заставили зикристов постепенно перейти с пацифистской платформы на военно-политическую. Уже через год после ареста своих лидеров, когда российские власти усиленно готовились выслать наиболее активную часть чеченцев в Турцию, зикристы подняли восстание. Во главе восстания встал Таза Экмирзаев из селения Харачой. Таза импонировал зикристам прежде всего тем, что входил при исполнении зикра в транс (шовк), доводя себя до состояния глубокого обморока. Его брат и партнер по зикру Кеби утверждал, что Таза в трансе говорит о явлении ему Божественного Откровения, обьявляющего его имамом зикристов. И на самом деле, несвязным припадочным речам Тазы суеверные зикристы стали придавать мистический характер. Постепенно вокруг Тазы возник ореол ниспосланного свыше имама. Вскоре появились письменные воззвания новоявленного имама: "От имама, Бога боящегося, Тазы Экмирзаева... Приготовьтесь к войне с неверными, которую завещал нам Бог через пророка Своего! Идите по дороге Магомета и гоните врагов! Выходите за Бога... Нам необходима война, заповеданная великим Богом, по словам нашего пророка. Место собрания назначается завтра на возвышенностях у аула Харачой, а путь - к возвышенности Кеттеш-Корт".

Новоявленный имам с отрядом в несколько сот человек занял оборону на горе под Харачоем, откуда был выбит отрядами российских войск. Вскоре он явился с повинной и был сослан пожизненно на каторжные работы.

Запрет российскими властями идеологии зикризма, арест и ссылка 18 идеологов зикристских сект и самого Кунта-Хаджи, наконец, кровавая расправа над мирной демонстрацией у шалинского редута - все это привело к тому, что сторонники Кунта-Хаджи решили отложить свой пацифизм до поры. Не успела улечься пыль под ногами пацифиста Кунта-Хаджи, а его адепты уже стали призывать к войне.

Через десяток лет после восстания Алибека-Хаджи чеченцы вновь развернули фронт партизанской войны. Бойцы этого фронта именовались абреками. И здесь сыграли определяющую роль представители движения Кунта-Хаджи. Среди них особое место, конечно, занимает всемирно известный абрек Зелимхан. Летом 1901 г. он был арестован и сослан в Илецк. Тогда ему исполнилось 28 лет. 17 октября 1905 г. в ответ на погромы чеченцев на грозненском рынке Зелимхан совершил нападение на пассажирский поезд на станции Кади-юрт и расстрелял 17 русских офицеров. Вслед за этим начались массовые репрессии карательного отряда российских войск под командованием полковника Галаева в селах Веденского округа (август-декабрь 1906 г.), карательная экспедиция российских войск во главе с этим же Галаевым в Цацан-юрт (август 1908 г.).

В августе 1908 г. Галаев был расстрелян Зелимханом. В ответ на это последовали погромы мирных чеченцев иррегулярными войсками под командованием войскового старшины Вербицкого на рынке Гудермеса. Зелимхан, оповестив российские власти о приговоре шариатского суда за геноцид, в 2 часа ночи произвел налет на грозненский железнодорожный вокзал, убил 3-х и ранил 10-х русских офицеров и исчез, прихватив из кассы 18 тысяч руб. (9 января 1910 г.). Далее Зелимхан, предварительно предупредив российские власти о своем намерении как об акте возмездия за геноцид, в 12 часов дня ограбил банк в Кизляре (9 апреля 1910 г.). Группировка российских войск под командованием начальника Назрановского округа князя Андроникова начала широкомасштабную карательную экспедицию по поимке Зелимхана в шести направлениях Чечни с 25 сентября 1910 г. Зелимхан с четырьмя соратниками устроил засаду группировке российских войск в Ассиновском ушелье - в результате чего убил князя Андроникова, поручика Афанасьева, командира дагестанской сотни штаб-ротмистра Дангуева и шестерых кавалеристов. Лишь 27 сентября 1913 года Дагестанский конный полк под командованием поручика Кибирова по предварительному доносу на хуторе близ Шали окружил дом, где находился тяжело больной Зелимхан. Получив выстрел в спину от спрятавшегося на крыше доносчика, он отстреливался, тяжело ранил поручика Кибирова, юнкера Закароя Дебекова, всадников Абаза Магамедова и Закароя Абдулатисова и погиб в неравном бою.

Кунтахаджизм сегодня: грядет восстание

Чечня - это конгломерат представителей различных народов и племен. Здесь можно встретить и выходцев из древней Индии (хинди), русских (аорсы), хорват (харблой), евреев (шоной) и т.д. Истреблены в двух войнах, как ни парадоксально, самими же русскими - аорсы, шоной, хиндой, чунгароевцы (потомственные музыканты, выходцы из древней Иудеи) и другие. Вместе с этими чеченскими племенами ушли в небытие уникальные диалекты, фольклор и другие ценности общечеловеческой культуры.

Это отступление от заданной темы вызвано необходимостью подчеркнуть созданную российскими властями ситуацию безысходности и отчаяния в чеченском обществе. И здесь традиционно вступает в силу наряду с этническим религиозный фактор. Имеется ввиду не так называемый "исламский фундаментализм" или "ваххабизм", а традиционный для чеченского общества ислам суфистского толка, в данном случае - доминирующее в Чечне движение зикристов.

Для зикристов характерна мифологизация предстоящих общественно-политических процессов в Чечне в контексте предсказаний Кунты-Хаджи. Так, еще в начале 90-х гг. в Чечне получил широкое распространение миф о том, что главой Чеченской республики станет русский генерал, который завоюет для Чечни независимость. При этом истерия вокруг этого мифа раздувалась на уровне серьезных интеллигентских кругов.

После первой военной кампании в Чечне стали появляться публикации о явлении имама кунтахаджинцев. При этом подробно описывались характерные приметы. Якобы, имам (по предсказанию Кунта-Хаджи) будет калекой, пьющим, развратником (то есть не соблюдающим исламские законы), "куцым" (безбородым), и при этом - мастером по дереву. И вот в канун Нового года в Москву прибыла делегация с новоявленным имамом Абубакаром Хакимовым. Он на самом деле безбородый, мастер по дереву, калека и все остальное в соответствии с муссируемым мифом о грядущем "отце народа". Как в свое время Алибека-хаджи, на нелегальном совете туркхи избрали его имамом, и имам обратился к Патрушеву с просьбой прекратить террор мирного населения Чечни и с предложением, объединив общину, самим покончить с проявлениями каких-либо форм экстремизма на Кавказе. В феврале 2002, будучи на юге, автор этих строк разговаривал с имамом. По Кавказу идет процесс объединения уже не так называемых ваххабитов, а зикристов - для борьбы против российских войск. Имам однозначно заявил: "Мы, кунтахаджинцы всего Кавказа, вынуждены или организованно в одночасье вывести все население за пределы Чечни, или взять в руки оружие".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Чеченский вопрос' (архив темы):
Асланбек Аслаханов, Чечня отдана на разграбление /13.02/
"Колониальная война" в Чечне слишком затянулась. Сегодня война не нужна Путину, не нужна силовикам, не нужна (разумеется) чеченцам. Она нужна конкретным людям по вполне банальной причине.
Константин Казенин, Чечня: тьма низких истин /09.01/
Будем политкорректны хотя бы в отношении чеченцев: их назначили "народом-врагом" по ряду причин, от них не зависевших. Развенчание ряда античеченских мифов и критика статьи П.Бирюкова.
Мустафа Эдильбиев, Шейх Кунта-хаджи и его учение /27.12/
Одним из самых популярных в Чечне было и остается пацифистское суфийское учение (зикризм, Кадарийа). Кунта-хаджи предсказывал исчезновение Чечни, если чеченцы вместо оружия не возьмут в руки четки.
Сергей В. Бирюков, История "чеченского вопроса". Окончание /18.12/
Накшбендийя vs Кадирийа, адат vs шариат, горные чеченцы против равнинных и федералы - против всех. Конфликт, тем не менее, близок к разрешению.
Сергей В. Бирюков, История "чеченского вопроса" /13.12/
- со времен Ермолова и до наших дней. Через призму конфликтологии.
Мустафа Эдильбиев
Мустафа
ЭДИЛЬБИЕВ
Участник первой чеченской войны

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: