Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Россия и мир / Политика / < Вы здесь
Так кого же представлял Миронов в Израиле?
Дата публикации:  14 Марта 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Грандиозным скандалом обернулось первое заграничное турне Сергея Миронова в должности спикера Совета Федерации. Судя по реакции российской политической элиты и зарубежных официальных лиц, действия, предпринятые Мироновым на Святой земле, оказались неожиданными для всех: в ходе своего визита в Израиль Миронов провел намеченные встречи с представителями израильской стороны и отказался от аналогичных встреч с представителями арабской стороны, среди которых ключевым был намеченный визит к Ясиру Арафату. Реакция на отказ Миронова от "палестинской части" своего визита уже вышла за пределы России и приобрела международное звучание.

Поездка, как это и принято в таких случаях, была согласованна со всеми соответствующими инстанциями, в первую очередь с Министерством иностранных дел России. Следует сразу же подчеркнуть, что Россия, наряду с США, является коспонсором процесса урегулирования ближневосточного конфликта. По этой причине наши представители традиционно придерживаются политики симметричности: приезжающие в Израиль политики проводят идентичные по рангу встречи как с израильской, так и палестинской сторонами. Именно такой сценарий и был согласован с МИДом.

Однако, Миронов, видимо, решил придать остроту и яркость своему первому международному визиту и пропиарил его самым нетрадиционным образом: выступая в Кнессете в присутствии журналистов, Миронов заявил, что отменяет свой визит к представителям палестинской стороны, дабы "лучше познакомиться с позицией израильской стороны". Дальше - больше, Миронов заявил об общих корнях тех проявлений терроризма, с которыми столкнулись Россия на Северном Кавказе, США в Афганистане и Израиль в своей повседневной практике - то есть, фактически, решил признать Арафата если и не террористом, то сочувствующим террористам. При этом Миронов акцентировал, что его решение не является "эмоциональным и спонтанным", зато является личным, и он его ни с кем не согласовывал.

Подобный шаг нового спикера Совета Федерации немедленно вызвал шквал комментариев. Разумеется, радостью были пропитаны комментарии израильской стороны, явно усмотревшей в этом шаге кардинальные изменения во внешней политике России в ближневосточном конфликте. Глава МИД Израиля Шимон Перес приветствовал решение Миронова, пытаясь при этом спасти лицо всей российской дипломатии, - дескать, времени, отведенного на поездку, у спикера мало, вот он и хотел бы "наиболее детально изучить нашу позицию", что израильтяне "от всего сердца приветствуют".

Для российской стороны решение Миронова стало полной неожиданностью. И главе МИД России Игорю Иванову пришлось выступать со специальным заявлением, в котором подчеркивалось, что позиция России по ближневосточному конфликту остается неизменной.

Отрицательная реакция, причем в довольно жесткой форме, на решение Миронова прозвучала с палестинской стороны. Посол Палестины в России доктор Хайри аль-Ориди расценил действия спикера Совета Федерации как "неуважение к палестинскому народу и всему арабскому миру". По мнению посла "Миронов принимает чью-то сторону, это не нейтральная позиция, она не выражает позицию Российской Федерации". Причем просто заявлениями палестинская сторона ограничиваться не собирается: по ее инициативе послы Лиги арабских государств в Москве планируют собраться на специальное совещание в связи с отказом Миронова от встречи с палестинским лидером.

Итак, что мы имеем в результате? Во-первых - международный скандал. СМИ по разному оценивают демарш Миронова, но в реальности это все называется именно международным скандалом. Во-вторых - головную боль для МИДа России. МИД РФ уже предпринимает значительные усилия, дабы замять сложившийся конфликт. В-третьих - раздрай в среде российской политической элиты, по разному оценивающей решение спикера верхней палаты. Отсутствие консолидации вряд ли будет способствовать проведению взвешенной ближневосточной политики российским руководством. В-четвертых - всплеск негативных эмоций со стороны старых союзников России, доставшихся в наследство еще от СССР. В-пятых - скандал очевидно подставляет Президента. По Конституции именно Президент РФ определяет внешнеполитический курс государства. Не исключено, что Президенту придется отреагировать (заметим - не первый раз) на инициативы своего земляка, ставшего недавно спикером Совета Федерации.

Сложившаяся ситуация имеет несколько составляющих.

Во-первых - международную. Международные отношения складываются десятилетиями. Именно на их устойчивости возможны долгосрочные партнерские отношения, которые являются гарантом разрешения потенциальных или текущих конфликтных ситуаций. Россия переживает новый этап отношений с Израилем. У нас схожие проблемы, в Израиле существует крупная диаспора выходцев из России, и это нас сближает. Однако это не означает, что надо одним махом рушить традиционные связи с арабским миром. Напротив, именно взвешенная и дистанцированная позиция России и способна сделать нашу страну державой, привлекательной для всех игроков ближневосточного конфликта. Рушить системную внешнюю политику и накопленные связи из-за решения отдельного представителя России, пусть и занимающего высокопоставленную должность, - недопустимо.

Во-вторых, демарш Миронова подтверждает тенденцию - пореформенная верхняя палата все больше напоминает палату нижнюю. Напоминает своей полизитированностью, ибо решение Миронова в Израиле, чем бы оно ни было продиктовано, - из области публичной политики. Напрашивается вопрос, а какое, собственно, отношение к представительству интересов субъектов Российской Федерации в процессе принятия политических и законодательных решений имеет поступок Миронова? Как он соотносится с целями и задачами, ради которых существует верхняя палата в федеративном государстве?

Есть в сложившейся ситуации и еще одна составляющая. Она касается проблематики представительской функции Совета Федерации и представительской деятельности его спикера. Миронов заявил, что действовал самостоятельно как политик, как парламентарий. Однако приглашали его вовсе не как самостоятельного политика и парламентария, а как официальное лицо - председателя верхней палаты российского парламента. Поэтому действия господина Миронова интерпретируются как действия официального российского представителя, занимающего, между прочим, третье место в иерархии должностных лиц российского государства.

В этом и заключается главная проблема представительской функции Совета Федерации и его руководства: спикера воспринимают как официальное лицо, занимающее конституционную должность, тогда как сам он полагает, что выражает собственную точку зрения иделает самостоятельные политические шаги. Налицо конфликт. И созданная спикером проблема вокруг ближневосточного конфликта - выражение этого конфликта.

В связи с резкой активизацией внешней политики Президента В.Путина, а также переходом Совета Федерации на профессиональный тип комплектования и деятельности, проблема представительской функции палаты будет лишь обостряться. Не исключено, что инцидент вокруг израильских демаршей Миронова поставит вопрос о решении проблемы нормативно-правовым способом, закрепив соответствующие положения если и не в федеральном законе, то по крайней мере в виде внутренних регламентных норм верхней палаты парламента.

В любом случае, делая те или иные заявления, представитель России, находящийся в конституционной должности, должен понимать, что окружающие его воспринимают не только как личность, но и как представителя российского государства.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Россия и мир' (архив темы):
Александр Казаков, На границах тучи ходят хмуро... /07.03/
Зачем американцам Грузия? Зачем Грузии американцы? Альтернативный ОПЕК и сказки финского леса. Внешняя политика на прошлой неделе.
Александр Казаков, Даже если пригласят - еще не значит, что примут /01.03/
Латвию пригласят в НАТО - но сперва, похоже, заставят признать русский язык государственным. Россия ссорит Индию и Пакистан. В Румынии отказываются произносить словосочетание "молдавский язык" и призывают к революции. Внешняя политика на прошлой неделе.
Анна Арутюнян, Военная доктрина Америки: больше врагов, хороших и разных! /26.02/
Американские СМИ о российской, китайской, террористической и всякой прочей военной угрозе.
Александр Казаков, То ли гроза, то ли эхо холодной войны... /22.02/
Спорт, как и война, "есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами". Во времена "холодной войны", при военно-политическом паритете в противостоянии Запада и Востока, ни одна сторона не взялась бы за откровенное грубое продавливание наград для своих спортсменов. Внешняя политика прошедшей недели.
Александр Казаков, Все давосы и давосы, а я маленький такой... /14.02/
Переход международных отношений с геополитической на геоэкономическую парадигму означает перемещение конфликтной логики в сферу бизнеса. Ведущие мировые державы стремятся установить контроль над потоками информации (в том числе - знаний, технологий), товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Внешняя политика прошедшей недели.
Родион Михайлов
Родион
МИХАЙЛОВ
rodion@wombat.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: