Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Проблемы Евразии / Политика / < Вы здесь
А нам и не хотелось
- продолжать военные действия

Дата публикации:  25 Марта 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Русский Журнал: Почему Ариэль Шарон решил пересмотреть свои условия относительно плана Тенета, а также вывести войска из палестинских населенных пунктов лишь в связи с ближневосточным турне Дика Чейни?

Раанан Гисин: Еще накануне приезда американского вице-президента глава правительства заявил, что его главная цель в настоящий момент - прекращение огня с последующей реализацией рекомендаций Тенета. Поскольку ситуация на местности не позволяла приступить к осуществлению указанного плана по прошествии семи дней полного затишья, нами было принято решение отказаться от этого условия. Вместе с тем Израиль сохраняет за собой право принимать самые решительные меры в ответ на любые проявления террора, в том случае, если палестинская сторона не поддержит прекращения огня.

РЖ: Не явилось ли подобное решение уступкой американскому давлению?

Р.Г.: Я так не считаю. Мы ведь действительно заинтересованы в прекращении огня, тем более - в свете ухудшения общей ситуации и растущей опасности широкомасштабного регионального конфликта. Это касается и обострения обстановки на израильско-ливанской границе в результате последних действий "Хизбаллы", поддерживаемой иранскими силовыми структурами, и связанных с ними палестинских организаций. Я имею в виду теракт, произошедший 12 марта в кибуце Мецува, а также другие действия "Хизбаллы", направленные против Израиля, в том числе попытки "экспортировать" оружие (например, ракеты типа "катюша") на Западный берег Иордана через соседние арабские страны, в частности - Иорданию. Как следствие, мы всячески стремимся предотвратить глобальную эскалацию, особенно в преддверии американской операции в Ираке. Отмечу, что планы Вашингтона относительно багдадского режима полностью соответствуют далеко идущим стратегическим интересам еврейского государства. Поэтому упомянутое решение Ариэля Шарона призвано обеспечить скорейшее достижение прекращения огня и способствовать миссии Дика Чейни, связанной с готовящейся акцией против Багдада.

РЖ: Не становится ли таким образом Израиль заложником ближневосточной политики США?

Р.Г.: Я так не думаю. Хотя все арабские собеседники Чейни и увязывали свою позицию по поводу Ирака с ситуаций на палестинских "территориях", он сам постоянно подчеркивал, что между тем и другим нет никакой связи. Более того, неуместно говорить о каком-то "заложничестве", когда интересы Вашингтона полностью соответствуют нашим собственным. Именно поэтому мы попытались максимально снизить уровень напряженности на "территориях", отменив условие о семи днях, завершив блокаду Ясера Арафата в Рамалле и выведя войска практически из всех районов зоны "А".

РЖ: Если это на самом деле так, то как вы объясняете заявления ряда высокопоставленных представителей американской администрации, приведенные в "Times"? По их словам, политика Шарона в отношении палестинцев, напротив, торпедировала усилия Чейни достичь поддержки арабских лидеров накануне антииракской операции.

Р.Г.: Да, несколько подобных высказываний действительно были опубликованы, но ведь они вовсе не отражают официальной позиции Белого дома. Важно другое - Джордж Буш, Дик Чейни и Коллин Пауэлл во всех своих последних выступлениях отмечали право Израиля на самооборону. Во многих случаях у нас просто не остается иного выбора, кроме как принимать самые решительные меры против террора. Именно такая ситуация имела место за неделю до начала ближневосточного турне американского вице-президента. Если бы армия совместно с ШАБАКом не проводили спецопераций в главных цитаделях палестинского терроризма - лагерях беженцев и Рамалле, - терактов в пределах "зеленой черты" было бы в десять раз больше.

РЖ: Как вы можете прокомментировать отмену 14 марта дополнительной американской помощи Израилю в размере 800 миллионов долларов, которая два года назад была обещана Вашингтоном в качестве компенсации расходов по выводу войск из Южного Ливана?

Р.Г.: По-моему, данное решение нужно рассматривать в контексте общего сокращения Вашингтоном внешнеэкономической помощи. Это вызвано как внутренними проблемами в самих США, так и расходами по антитеррористической кампании, восстановлению Афганистана, а также по поддержке центрально-азиатских государств бывшего СССР. Определенную роль сыграло и противостояние между различными силами в конгрессе. Я не разделяю точки зрения, согласно которой таким образом Белый дом якобы хотел "наказать" Иерусалим за использование признанного Вашингтоном же права самообороны.

РЖ: Есть сведения, что на принятие данного решения оказали влияние саудовское и египетско-палестинское лобби Америки. Что вы можете сказать по этому поводу?

Р.Г.: Вполне может быть... Однако точной информацией я не располагаю.

РЖ: 24 февраля премьер заявил, что им было предпринято "несколько шагов" касательно саудовской мирной инициативы, а также высказался за установление тайных контактов с наследным принцем Абдаллой. Изменилось ли что-то с тех пор и какова официальная позиция Иерусалима по данному вопросу в настоящий момент?

Р.Г.: Во-первых, мы до настоящего времени не получили от Эр-Рияда никакого конкретного предложения, если, конечно, не считать всевозможных публикаций в американской прессе.

РЖ: Вы хотите сказать, что в Иерусалиме прошло незамеченным официальное заявление, сделанное по этому поводу 10 марта в Шарм аш-Шейхе главой саудовского МИДа Саудом аль-Фейсалом?!

Р.Г.: По-моему, лишь после того как миротворческие идеи принца Абдаллы стали набирать силу, в Эр-Рияде осознали, что неплохо было бы представить и какой-то конкретный план урегулирования арабо-израильского конфликта. Возможно, они сами не ожидали столь широкого резонанса. Если нам действительно будет представлен детальный план, мы займемся этим вопросом более серьезно. В любом случае, на данном этапе мы не отвергаем возможности диалога. Вместе с тем вызывают очень много вопросов явно антиизраильские публикации в государственных СМИ Саудовской Аравии. Наиболее яркий тому пример - материал в официозе "Аль-Рияд", содержащий откровенный навет на израильтян, "использующих кровь мусульманских младенцев в ритуальных целях" накануне праздника Песах. Не менее "странно" прозвучало 28 февраля и выступление посла Саудовской Аравии в ООН Фаузи бин-Абдул Маджида, обвинившего Израиль во всех мыслимых и немыслимых "преступлениях против человечества". Как следствие, мы довольно скептически относимся к подлинности намерений саудовского руководства.

РЖ: В связи с заявлением Ариэля Шарона о возможности тайных контактов с принцем Абдаллой появились сведения, согласно которым неофициальный диалог между Иерусалимом и Эр-Риядом уже ведется. Даже упоминались имена бывшего главы Американского еврейского конгресса Генри Сигмана и личного представителя израильского премьера в Вашингтоне Ариэля Гангара. Что вы можете сказать по этому поводу?

Р.К.: Обмен мнениями действительно ведется как через различных общественно-политических деятелей США еврейского происхождения, поддерживающих связи с Эр-Риядом, так и по официальным каналам в Вашингтоне. Однако если намерения саудовцев столь серьезны, мы готовы прислать своих представителей на тайные переговоры, выслушать их конкретные предложения и высказать собственные соображения. Без этого никакого реального продвижения в данном вопросе не предвидится.

РЖ: С одной стороны, Служба общей разведки Саудовской Аравии, возглавляемая принцем Наифом, самым активным образом содействовала ХАМАСу в производстве ракет "Касам-2". С другой - принц Абдалла выдвигает план мирного урегулирования поддерживаемого им же конфликта. Что это, двойная игра?

Р.Г.: Очень может быть. Поэтому мы руководствуемся принципом экс-президента США Рональда Рейгана, сформулированного им по поводу нормализации отношений с СССР: "Доверяй, но проверяй" ("Trust and verify").

РЖ: Сообщил ли Дик Чейни Ариэлю Шарону что-либо новое о саудовской инициативе после своей встречи с принцем Абдаллой в Джедде?

Р.Г.: Если и да, то придавать огласке сказанное американским вице-президентом пока слишком рано... Как бы то ни было, Эр-Рияду не удастся использовать свою "мирную" инициативу в целях предотвращения операции Вашингтона против Багдада. Попытка перенести все внимание Белого дома с иракской проблемы на "палестинскую" обречена на провал.

Интервью брал Михаил Фальков (Новости-Оn line)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Проблемы Евразии' (архив темы):
Натан Щаранский, "Нам посоветуют довольствоваться меньшим" /21.03/
Пойдет ли история (Израиля) вспять? Интервью для М.Фалькова
Сергей Маркедонов, Россия в Закавказье: к новому доминированию /13.02/
Ключи к северокавказским проблемам находятся в Закавказье. И наоборот. Россия не обеспечит свою территориальную целостность, если не расширит свое "колониальное" присутствие.
Яна Амелина, Владимир Горюнов, Конфликт двойного гражданства. Окончание /11.02/
Украина и Румыния борются за установление влияния в Приднестровье. Россия заняла положение "над схваткой".
Михаил Фальков, Россия - лучший друг Израиля /08.02/
- так считает секретарь израильского правительства Гидон Саар. Евреи, похоже, вновь мигрируют: из зоны американского влияния в зону российского влияния.
Яна Амелина, Владимир Горюнов, Конфликт двойного гражданства /07.02/
Кто поддерживает противоречия между Кишиневом и Тирасполем? Возможно, российские власти (чтобы превратить зону интересов в зону влияния). А возможно - отдельные лица в МО (чтобы скрыть прошлые "грешки").
Раанан Гисин
Раанан
ГИСИН
Главный информполитик Израиля

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: