Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Россия и Украина / Политика / < Вы здесь
Не наша Украина
Дата публикации:  26 Марта 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

По мнению социологов, главным претендентом на победу в украинской гонке становятся уже не коммунисты, как это было на всех предыдущих выборах, а новый политический блок "Наша Украина", возглавляемый харизматичным экс-премьером и непримиримым борцом за социальное благо Виктором Ющенко. По ожидаемому уровню электоральной поддержки, блок Ющенко претендует на 18-20% голосов избирателей, в то время как коммунистам социологи готовы отдать не более 13-15% голосов.

И хотя политические прогнозы - дело сугубо профессиональное, достаточно вспомнить политический расклад четырехлетней давности, чтобы даже на любительском, на некоммерческом уровне почувствовать, "куда ветер дует". Итак, на предшествующих выборах максимальное число набрала компартия Украины (24.7%), затем следует умеренно-националистический Народный рух Украины" (9.8%), после него - социалисты О.Мороза (8.84%), за ними - невесть откуда возникшие "Зеленые" с 5.46%, потом - известно откуда взявшаяся партия власти НДП с 4.99%, за ними - лазаренковская "Громада" (4.68%), прогрессивные социалисты Витренко (4.04%) и победоносная СДПУ(о) Кравчука-Суркиса-Медведчука (4.02%) - аутсайдеры, ставшие потом недолгим и зыбким оплотом верного президенту парламентского "большинства". Остальные партии - демолигархии, правые националисты, аграрии и прочие стихийные политические вихри - четырехпроцентный барьер не прошли. Сравним эти цифры с результатами опросов середины марта 1998 года: КПУ социологи обещали 14%, "Руху" - 5-7%, социалистам - 5-6%, "Зеленым"- 4-7%, НДП - 2-3%, СДПУ(о) - 3-4%. Ни за кого не намеревались отдавать голоса 12-13%, не определили своего решения 17% опрошенных.

Итак, невооруженным взглядом видно, что у коммунистов четыре года назад наблюдался весьма значительный электоральный резерв среди респондентов социологических опросов (около 10%), пожелавших скрыть собственный выбор. Подобная ситуация наблюдается и по отношению к партии власти: значительная часть электората настроена консервативно и склонна поддерживать существующую власть, опасаясь, что новые лидеры могут оказаться хуже нынешних. При стабильном режиме, не вызывающем патологического отвращения у электората, процент консерваторов, готовых явиться к избирательным урнам, составляет до 15%. В нашем случае, вероятно, явка консерваторов будет несколько ниже; изрядный процент может отнять и "Наша Украина", что позиционируется всеми в качестве политрезерва действующей власти на случай маловероятного (но все же) левого реванша.

Мощная и шумная пиарная кампания "зеленых" принесла им заслуженный успех, хотя в дальнейшем эта партия вела себя слишком скромно, чтобы рассчитывать на повторение своего рекордного прыжка 1997-1998 года, когда рейтинг "зеленых" за три месяца поднялся с 1.5% до чуть ли не 7%. Правда, сегодня роль "зеленых" взяла на себя либеральная "Команда озимого поколения", представившая вместо политической программы политические шоу с участием Немцова, рок-групп "Океан Эльзы" и "ВВ". И несмотря на то, что "Команда" еще не видит себя в списке победивших в ближайших выборах, хороший задел на будущее этот клон СПС, скорее всего, поимеет.

Таким образом, коммунисты с 13-14% в соцопросах могут оптимистично рассчитывать на 24% реальных голосов. Конечно, следует учесть, что ситуация по отношению к предыдущим выборам заметно изменилась, и прежде всего все это связано с двумя факторами. Первый из них - вялая неконструктивная политика, неспособность левых сил создать и удержать парламентское большинство; второй - продолжение либеральных реформ в России. Мощными лозунгами коммунистов были и остаются курс на сближение с Россией и Беларусью, возможность дальнейшего объединения наших стран в единый славянский антизападный блок. Но нынешний образ России как страны победившего либерализма с прозападным уклоном сильно нивелирует смысл такого объединения с точки зрения коммунистически (скорее даже ностальгически) настроенного электората. Тем более что недавний пример с многострадальной Молдовой у всех на глазах. Таким образом, лишившись лозунга "За воссоединение с Россией", украинские коммунисты могут потерять до 20-25% своей электоральной поддержки, "вытянув" лишь 18-20% голосов из 24-27% возможных.

Следующим в списке призеров предыдущего политического чемпионата идет "Народный рух Украины", набравший 9.8% голосов. В конце прошлого года один из ведущих украинских политологов Томенко обещал объединенным руховцам в образе "Нашей Украины" дополнительных 3% за счет харизматичности политической фигуры Виктора Ющенко. Но политолог ошибся. Фотографии стильно выглядящего благообразного экс-банкира и экс-премьера оказались для электората настолько завораживающе привлекательными, что сегодня до 20% опрошенных высказались за "Нашу Украину". И это, по идее, должно означать, что четверть электората придерживается право-националистской позиции, провозглашенной "Рухами" и ультраправыми партиями типа "Конгресса украинских националистов", что вошли в блок Ющенко. Притом что среди блоков-кандитатов в парламент имеется еще один осколок распавшегося "Руха", провозгласивший себя единственным настоящим преемником идей лидера руховцев Вячеслава Черновила. Фактически же, не более 7-10% процентов населения Украины осознанно проголосовали бы за поддержку правонационалистических движений, которые оказались неспособными ни на конструктивную оппозицию, ни на реальные действия по "розбудов╗ укра©нства", за исключением, пожалуй, организации папского визита на Украину, последствия которого оказались скорее деструктивными для украинской культуры и формирования национального самосознания.

Выходит, что фигура опального экс-премьера привлекла не 3% дополнительных голосов к руховским спискам, а целых 9-11%! Что же, это позволяет с уверенностью заглянуть в будущее и составить определенный политический прогноз на предстоящие президентские выборы. И если лидером страны станет Ющенко, то Украине предстоит нелегкий путь либерализации и интеграции в европейское сообщество под управлением благообразного летучего голландца, что, как тень, скользит сквозь политические бури и штормы. Но чья это тень?

Все чаще на заборах можно увидеть лозунг "НЕНАША УКРАИНА". Эта нехитрая политтехнологическая выдумка удивительно точно отображает нынешние политические реалии. Чужая Украина. Чужая политика, чужая собственность, чужие ценности. Не постигнет ли участь обанкротившегося банка "Украина", одно время возглавляемого Виктором Ющенко, одноименное государство?

В западных регионах завязалась неожиданная борьба между партией власти - блоком "За единую Украину" и новой партией власти - блоком "Наша Украина". А поскольку новое - это хорошо забытое старое, то речь идет об очередном раунде сражения за передел собственности и власти между новыми олигархами и прежними. В роли прежних выступают нынешние, в роли новых - прежние, еще лазаренковские нефтяники и магнаты. Недаром экс-премьер в своих устных выступлениях всячески поддерживает блок Тимошенко и отрекается от "предателей", заподозренных в связях с заединщиками - будь то мэры городов, чиновники высоких рангов или просто товарищи по партии. Вообще, "Наша Украина" ведет себя на политическом пространстве жестко и рационально, организовывая конкурсы среди политиков и чиновников на право быть поддержанными мощью политического имени Виктора Ющенко. Впрочем, подобные методы используются не только "Нашей Украиной", но и другими участниками избирательной кампании.

Надо сказать, народ Украины уже успел заметить, что городские бюджеты иногда испаряются не так интенсивно, как государственный бюджет. Поэтому выборы мэров зачастую оказываются едва ли не более ответственными мероприятиями, чем смена президентской власти. Мощная политическая волна партийных строительств накануне выборов, похоже, смещает акценты с реальных достижений в устройстве городского быта в область пиара и черного пиара: но и эти демократические издержки, скорее всего, со временем утрясутся. Новые мэры тоже начнут что-то строить, ломать, перестраивать, заливать асфальтом или закладывать очередными слоями тротуарной плитки, торопясь успеть завершить свои персональные программы к следующим выборам.

В общем, выборы на Украине готовы превратиться в праздник национального народовластия. "Наша Украина" вот-вот получит свои 20-22% голосов, компартия - 18-20%. Социалисты О.Мороза вряд ли останутся за чертой 4% барьера, так что кассетные скандалы через год-другой еще послужат аргументами в дальнейшей - явной и подковерной - политической борьбе. Блок "За ЕдУ", несомненно, также перескочит барьер с солидным запасом. Партия СДПУ(о), скорее всего, доберет свои "законные" 3-4%, потерянные на предыдущих выборах по причине футбольных неудач киевского "Динамо". Интересна судьба блока "Женщины за будущее", связанного, по слухам, с нынешней властью семейными узами. Конечно, лишние 4-5% голосов партии власти не помешают, хотя для создания мощного и преданного парламентского большинства их все равно едва ли будет достаточно.

По приходу в парламент блоки расколются и перемелются в новые фракции: можно смело прогнозировать, что политический спектр изменится не слишком радикально, хотя, возможно, сдвинется в сторону правонационалистических позиций. Это означает определенное похолодание во взаимоотношениях с Россией, большую уступчивость Украины Западу, вступление в ВТО на любых, пусть даже кабальных условиях, интенсификацию "партнерских" отношений с НАТО, то есть окончательный развал военной промышленности и подготовку к переходу на натовские стандарты вооружений. В общем, есть подозрение, что Украина станет еще более чужой страной, притом не только для России, но и для самой себя.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Россия и Украина' (архив темы):
Анатолий Баташев, Украина перед выбором /22.03/
Изменится ли Украина после 31 марта? Полный обзор участников предвыборной гонки и применяемых ими методов борьбы.
Дмитрий Пирогов, Игра на чужом поле /20.03/
Украинский религиозный раскол породил стилистическую эклектику: религиозные споры ведутся в политических терминах, а политические - в религиозных. В результате раскол религиозный перетекает в раскол социальный, грозя разорвать Украину на части.
Дмитрий Пирогов, Панские амбиции "хлопской вяры" /12.03/
Униатство основано на обрядоверии, то есть привлекает паству, мало разбирающуюся в догматических вопросах. При таком позиционировании униатство на Украине вполне может стать массовой религией.
Василий Руссер, Внутри расколотого дома /22.02/
У украинца нету четкой идентификации "свой-чужой". Некогда почти сплошь православное поле страны становится все более пестрым.
Дмитрий Пирогов, Устоит ли разделившийся дом? /21.02/
К истории церковного раскола на Украине.
Максим Беркут
Максим
БЕРКУТ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: