Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Политическая география / Политика / < Вы здесь
Запад как политическое понятие
Политалфавит: З

Дата публикации:  8 Апреля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Запад в мифе

"Запад" - это единственная известная нам цивилизация, с самого начала определившая себя не через понятие "центра" (в его противостоянии "окраине" и "периферии"), а через представление о себе как о такой периферии, которая отменяет собой всякий внеположный ей "центр". Запад - вечная периферия, цивилизация неистребимой провинции. Прерогативы этой периферии берут начало не в умении сохранять независимость от какого-либо центра, а в упразднении или деконструкции всего, что может претендовать на некое центральное положение.

Однако отменить в той или иной форме центральность центра может только Ничто, перед которым "все равны" и которое само представляет собой Неразличимость как таковую. В экзистенциальном измерении это означает смерть. Так и есть: в мифологиях большинства народов (а мифология - это единственная внеположная западной культуре точка зрения на предмет, которая нам еще доступна) Запад - это местопребывание страны мертвых, "загробный мир".

О загробном мире известны три вещи. Во-первых, попадание в него не гарантировано: необходимо тщательное соблюдение ритуалов погребения, или особая избранность. Во-вторых, пребывание в нем приятно: на Западе находятся "острова блаженных", "трижды пятьдесят островов" кельтов, где остановилось время. И наконец, в-третьих, загробный мир - не что иное, как своеобразное всемирно-историческое Эльдорадо, "золотое место", еще точнее, "золотое дно": не только у греков Аид-Плутон оборачивался Плутосом, богом богатства, - понимаемого как аристотелевская "хрема" (богатство мертвое, условное, денежно-металлическое, богатство ростовщиков и менял, то бишь банкиров и финансистов). В классической астрологии так понимаемому "Западу" символически соответствует "восьмой дом" - смерть и наследство.

Формой или способом существования Запада является послесмертие. Однако послесмертие именно жизни. Что это означает? Как вообще возможная такая вот "жизнь после смерти"? Ответ заключается в том, что для Запада характерно сведение своего (и любого) пребывания к животворящему, жизнеутверждающему, жизнерадостному умиранию. Это и есть тайна западной цивилизации, хитроумная загадка ее судьбы.

В такого рода умирании нет ничего от адской тоски бесконечно пролонгированного небытия, вечного выпадения из любых потоков и циклов времени, приносимого смертью. Подобная адская тоска является достоянием вторичного мифа - мифа Запада о Востоке. В рамках этого мифа Восток оказывается воплощенным анахронизмом, небытием, коварно угнездившемся в самом бытии. Стремясь предпочесть мифу логос, Запад скрывает сам способ, саму форму своего существования, выдавая умирание за рождение и тщательно скрывая произведенную подмену. Претендуя на то, чтобы являться своеобразной инстанцией порождения, Запад хочет показать себя наследодателем всего мира: все ручейки цивилизованности имеют общий исток в цивилизации Запада, западная цивилизация представляет себя как цивилизацию par excellence.

Если следовать логике Запада и доводить ее до предела, получается, что всем сущим и возможным, самой идентичностью, какой бы она ни была, любой из нас обязан наследодателю-Западу, этому самозванному отцу бытия, отцу всего, что "есть", есть на Земле. Однако никое бытие не признает это отцовство - наследник так и не приходит. 1 Не приходит, потому что не нужен самому Западу, который выступает лишь абсолютным наследником и передает свое мнимое наследство лишь самому себе. Одновременно это означает, что на протяжении всей своей истории Западу более всего хотелось бы унаследовать все сущее и присвоить себе все возможное.

Наследие

Мощь Запада была им обретена именно таким путем - прямого или косвенного наследования богатым мертвецам. При этом разница в положении наследника (Запад - это Descendent, наследник, "место падения" Солнца) и предка осмысливается в пользу удачливого потомка: то, чем предок жил, потомок обладает: смерть предка кладет предел, проводит онтологическую границу между "собой" и "своим": эта граница проходит через смерть породившего ценность, которая теперь может стать объектом присвоения, объектом "захватного права" (как выражался Гегель).

Можно сказать, что первой западной цивилизацией был Рим. Точнее, он превратился в нее, приняв на себя распоряжение "греческим наследством" и поставив римлян по отношению к эллинам (превращенным в население "провинции Ахайя") в двусмысленное положение "учеников", "презренных греков", само ученичество которых обеспечено победой над учителями. Современный же нам Запад берет свое начало в акте "Возрождения" - то есть присвоения себе наследия греко-римской культуры вчерашними варварами, которые самозванно объявили себя, свою цивилизацию (как целое), правопреемницей античной ойкумены. В дальнейшем последовательные акты получения различных наследств и составили, по большому счету, стержень всей западной истории - вплоть до сегодняшнего дня, когда Запад объявил себя de facto "наследником всего мира".

Поэтому, прежде чем завладеть чем-либо, Запад сначала относит овладеваемое в область "прошлого". Коль скоро это удалось, приготовленное к употреблению "прошлое" присваивается: все великие экспансии Запада были успешны ровно в той мере, в которой они были актом присвоения какого-нибудь "наследия". Даже становление колониальной системы было невозможно без заранее подготовленного представления о первобытности, отсталости колонизируемых народов, то есть их пребывания-в-прошлом, - каковое по определению является законным объектом захвата и дележа.

Это обусловливает не имеющее аналогов в других культурах понимание "иного" (например, иных народов и культур) - не как "другого", а как "неполноценного своего", как правило - "своего прошлого". Например, само выражение "первобытные народы" превращает познание качественных различий в хроноскопию: западный ученый (например, антрополог) видит в "дикарях" своих "первобытных предков". Качественные различия здесь видятся как количественные: любая обнаруживающаяся странность понимается как симптом отсталости одних и прогрессивности других.

При этом, разумеется, Запад считает себя самого "вечно первым", и в этом смысле парадоксальным образом оказывается "восточнее" любого "Востока": будущее становится настоящим (или, если угодно, восходит "солнце духа") именно на Западе, а не на "Востоке" (обычным эпитетом которого является слово "застывший", то есть - навсегда отброшенный в прошлое). Разумеется, это место является также точкой соединения духа с материей, декартовским мозжечком, - что, в свою очередь, берет свое начало в идее Боговоплощения: Бог стал человеком, бесконечное будущее Промысла коснулось грубой ткани Истории, происходящей "здесь и сейчас". Западное христианство есть традиция, передача этого драгоценного наследия. Привилегированный доступ к точке Воплощения обеспечивает (то есть делает возможными) все остальные западные "Возрождения"-наследования. Запад правит Землей, потому что он наследует Землю. При этом разложение западного христианства как такового вовсе не означало отказа Запада от христианского наследия. Бог умер; что ж, это хороший повод прибрать к рукам его пожитки.

Дело техники

Новое Время утвердило на Западе определенный режим обращения со своим имуществом, а именно технику. Под "техническим" можно понимать способы манипулирования присвоенным материалом - причем способы, которые, в свою очередь, тоже могут быть объектом обладания и присвоения. "Техника" есть обладание способами обладания (со всей подразумеваемой триадой форм собственности - владением, пользованием и распоряжением этими способами).

В настоящий момент совокупность техник (научных, управленческих и так далее) и составляет то, что мы называем "Западом". Например, самый распространенный (сейчас - единственно легитимный) западный способ организации общества, - то есть "демократия" - является именно техникой (а не, скажем, культом, или состязанием). Как таковая, она не имеет ничего общего с внешне схожими античными (шире - инокультурными) аналогами. Демократия, понимаемая в современном смысле этого слова, производит себя (а не обнаруживается, не устанавливается, не даруется свыше). Она является частью народного хозяйства, продуктом высоких технологий (хотя уже и не самых высоких - политический хайтек сейчас смещается в каком-то ином направлении). То же самое можно сказать и про "западное искусство", "западную науку", и т.д. Можно даже сказать, что и сам Запад есть определенного рода техника, в отличие от "Востока", понимаемого (на Западе) прежде всего как "образ жизни".

Именно этот факт - то, что Запад есть "всего лишь техника", - парадоксальным образом делает его победоносным. Перед не-западными культурами Запад предстает как совокупность приемов, каждый из которых вроде бы не содержит в себе ничего, кроме чистой эффективности. Однако усвоение этих приемов либо не приносит пользы (а чаще - наносит ощутимый вред), либо ставит усвоившего их в жесткую зависимость как от самого приема, так и от его источника. При этом сам факт трансляции техник отнюдь не разрушает эссенциальное ядро, "самобытность" незападной культуры (чего принято опасаться). Напротив, "самобытность" остается на своем законном месте - но в какой-то момент начинает восприниматься как слабость, помеха, камень на шее, который никак не удается скинуть. В конце концов, в ней-то и усматривают причину вечного "отставания", что и неудивительно: сколь бы ни весила "самость", она все равно тяжелее "чистой техники", которая не весит ничего.

Власть Запада

Современный Запад воспринимает себя в качестве закрытого клуба законных владельцев ряда техник, понимаемых как "ценности". Некоторые из них называются "общечеловеческими" - не потому, что все человечество их разделяет, а потому, что обладание ими дает особые права на "ведение дел с человечеством". Например, свободные государства (построившие у себя "развитую демократию") ipse facto имеют право определять границы свободы других государств и народов - не столько по праву сильного, сколько как обладатели данной ценности, вполне разбирающиеся и искушенные в ней.

Намерения Запада относительно всего остального мира состоят в том, что современный Запад уже готов его унаследовать. Это проявляется в двух взаимосвязанных формах. Мультикультуралистское "усвоение инокультурного наследия" подкрепляется такой перестройкой мира, при которой прежние носители (не владельцы, а именно носители) инокультурности больше не смогут ее наивно "нести" и будут в лучшем случае допущены к ней, причем далеко не в первую очередь. Очевидно ведь, что потрясенная вестернизацией (всегда поверхностной) и модернизацией (всегда неудачной) культура какой-нибудь азиатской или африканской страны давно уже приватизирована опытными исследователями, которые разберутся в ней (и распорядятся ею) куда лучше стремительно утрачивающих ее аборигенов...

Власть Запада - это, в конечном итоге, власть специалиста, квалифицированного владельца ценности, который разбирается в предмете владения лучше всех прочих - и уж, наверное, лучше самого предмета обладания, который не может управиться с собой и нуждается (осознает он это или нет) в помощи извне. Иногда эта власть пользуется штыками (или бомбами), но ведь дело-то не в штыке и не в бомбе как таковой. Поэтому, кстати сказать, Запад никогда не принимал всерьез обвинения в агрессивности: да, штыки и пушки сыграли свою роль, но только как подручные средства, и дело-то совсем не в них, а в естественном превосходстве духа (то есть разного рода техник) над косной материей "иного". Непонимание этого свидетельствует лишь об отсталости непонимающих - что, впрочем, излечимо (иногда - теми же пушками).

Примечания:


Вернуться1
Вот как формулирует эту философию Запада Жан-Люк Нанси: "Иначе обстоит дело для того, кто приходит после субъекта, кто наследует Запад. Он приходит, не делает ничего иного, как только приходит, и для него присутствие во всей своей полноте есть приход: что означает не дошедший (причастие прошедшего времени), но исход (акт пришествия, прибытия). Присутствие есть то, что рождается и не прекращает рождаться. Из него и для него имеет место рождение, и только рождение. Это присутствие любого, кто бы ни приходил: кто наследует субъекту Запада, кто наследует Запад приход другого, того, что Запад всегда запрашивает и всегда отклоняет".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Политическая география' (архив темы):
Михаил Ремизов, Насилие и священное /06.04/
Самое популярное нынче требование: "остановить насилие на священной земле!" - является противоречием в терминах. Заметки по следам недели.
Китайский роман русской поэтессы /05.04/
Литературоведческая сказка на ночь.
Не надо смазывать флюгер, надо правильно дуть! /04.04/
- считайте это новой (геополитической) китайской стратегемой, актуальной для России. Мы слишком увлеклись возней со слабаками, полагает Жириновский. Не исключено, что он прав. Колонка редактора.
Олег Ефремов, Китайский соблазн /03.04/
Главное, чему Россия может поучиться у Китая, - это интериоризации западных либеральных ценностей. Антиамериканский же союз с Китаем сомнителен - в силу ряда причин, в том числе - геополитических.
Сергей В. Бирюков, Сумерки геополитики. Окончание /03.04/
Россия не может себе позволить "сосредотачиваться" по плану Горчакова.
Андрей Елагин
Андрей
ЕЛАГИН
Доктор политологии

Михаил Харитонов
Михаил
ХАРИТОНОВ
доктор исторических наук

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: