Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20020415-kir.html

"Слишком нормаль" не бывает
К экономическим и политическим результатам визита Путина в Германию

Сергей Кирухин

Дата публикации:  15 Апреля 2002

Визит Путина в Германию прошел, не вызвав ни жарких дебатов, ни особо интересных комментариев в немецкой печати. Поэтому даже саму деловитость происходящего еженедельник "Die Zeit" попытался обыграть, выразив недовольство "ужасно нормальными отношениями", сложившимися у России с Германией. Политическая ориентация публикаций проявляется при этом с достаточной ясностью: если леволиберальная часть изданий продолжает упирать на несоответствие нашей страны западным стандартам ("Хороший друг - плохой демократ" характеризует Путина берлинская "Tagesspiegel"), то правая сторона массовой коммуникации, ориентируясь на предстоящие осенью выборы, уже начинает бить правительство за то, что оно разбазаривает народное достояние, делая России слишком уж ценные подарки ("Die Welt": "Дорогая дружба").

В целом отношение немецких СМИ к России напоминает ту анекдотическую ситуацию, при которой что партнер ни будет делать, то ему и поставят в вину. Негативная предвзятость проявляется во всем и постоянно, и если нынешний российский президент пьет в основном воду, не дебоширит, занимается спортом и к тому же говорит вполне разумные вещи на беглом немецком языке, то это опять не устраивает немецких журналистов, видящих в этом не то какое-то особое русское коварство, не то желание "скрыть истинное положение дел". Эта веселая путаница в полной мере проявилась и в оценке последних российско-немецких переговоров. То, что переговоры проходили спокойно и деловито, СМИ не нравится (так сказать, "какая свадьба без буяна"). Не нравится им и то, что в центре переговоров находились именно экономические вопросы (тут же появляются дежурные "разрушенные чеченские села" - хотелось бы знать, какие именно?). Тем не менее, и экономика не устраивает СМИ тоже, поскольку по масштабу экономические отношения России и Германии уступают, видите ли, отношениям с Чехией (а кто, собственно, в этом виноват? и как рассматривать в связи с этим требование ЕС ограничить получение энергии и энергоносителей от стран, не входящих в Евросоюз?).

Канцлер Шредер, которому сейчас, в условиях развертывающейся предвыборной кампании, приходится, прямо скажем, не легко, демонстрировал хладнокровие и выдержку, упреждая возможные критические оценки происшедшего. Шредер подтвердил, во-первых, что так называемый долг бывшей ГДР долгом в строгом смысле слова не является и оценка его представляет собой не простую задачу. Во-вторых, он отметил, что согласованная сумма компенсации, которую выплатит Россия, - 500 миллионов евро - не результат политических спекуляций, а вполне экономическая реальность (для большей убедительности канцлер сослался на то, что если уж славящийся своей прижимистостью министр финансов Ганс Айхель утвердил сделку без колебаний, то тут уж точно "все чисто"). И в-третьих, Шредер подчеркнул, что Россия - важнейший партнер Германии и ЕС и для развития нормальных отношений с Россией пора "перестать цепляться за прошлое". К тому же он напомнил, что Россия аккуратно выплачивает (реальные) долги Парижскому клубу.

Собственно, основные позиции канцлером обозначены вполне адекватно, и так же их отражает и деловая пресса ("Financial Times Deutschland", "Handelsblatt"), менее склонная к дешевым эффектам и политической конъюнктуре. В самом деле, невнятные государственные обязательства в тухлых переводных рублях не поддаются сколько-нибудь разумному переводу в деньги настоящие (и тем более уж не в те миллиарды евро, о которых было столько разговоров). К тому же эта формальная сумма была явно "накручена" в последний момент путем некоторых нехитрых комбинаций вполне в духе времени распада реального социализма. То, что России удалось отстоять в этом случае свои позиции, - несомненное достижение, чего немецкая пресса, конечно же, признавать не желает (да и Бог с ней). Чрезвычайно важно, что снят один из пунктов в постоянно предъявляемом к месту и не к месту России списке "чего она там не доделала" - и снят страной, на которую приходится почти половина российских долгов Парижскому клубу. В то же время Германия удваивает сумму государственных гарантий для сделок немецких кампаний с российской стороной: теперь соответствующий поручительский фонд будет составлять 1 миллиард евро, что, несомненно, поможет активизации немецких предпринимателей в отношениях с Россией. Шла речь и о повышении кредитного рейтинга России.

Немецкие наблюдатели несколько озадачены успехами российской стороны на переговорах. Какой "секрет" помог русским на этот раз, не знает точно никто. Кое-кто намекает, что тем самым оплачено участие России в антитеррористической коалиции. Возможно, это в определенной мере так, однако для оплаты могли быть использованы и другие варианты. Более оригинальное предположение: идя на сближение с Россией, канцлер Шредер хотел еще раз продемонстрировать независимость своей страны и ЕС от американской администрации, в последнее время достаточно прохладно относящейся к России. Впрочем, лондонская "Financial Times" откликнулась на российско-германские переговоры комментарием американского политолога Марка Медиша (при Клинтоне он работал в аппарате Совета безопасности) "Аннулируя счета холодной войны", в котором вообще предлагается списать с России долг советского времени (или его большую часть), как это было сделано в свое время с Польшей.

Его бы устами...