Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Социальная раздробленность / Политика / < Вы здесь
Принципат. Продолжение
Полисная республика

Дата публикации:  29 Апреля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Начало - здесь.

С ликвидацией царской власти высшая власть стала принадлежать народу в целом. Народ Рима заимел право издавать законы, производить суд, избирать магистратов, объявлять войну и мир. Сам народ, как носитель верховной власти, был облечен "величием", и преступления против всей римской общины считались "оскорблением величия римского народа". Перед народным собранием склонялись фасции ликторов магистратов как символ их преклонения перед величием народа.

В области же конкретного руководства государством римляне не стали придумывать ничего нового. Царский империй они просто разделили между двумя консулами (поначалу преторами) поровну, но ограничили срок "империя" одним годом. Каждого консула сопровождали по 12 ликторов, так что общее число их не изменилось. Магистраты своим империем в полной мере могли воспользоваться только за переделами города Рима. В самом городе их власть называлась "потестас" (potestas) и не имела военной составляющей. В черте города их ликторы вынимали топорики из фасциев, в символ того, что консулы уже не имели права жизни и смерти над гражданами.

Власть консулов как магистратов была ответственна перед Сенатом и народом (народным собранием). Консулы правили по очереди, причем каждый мог отменить распоряжение своего коллеги.

Очень редко, в моменты действительной опасности, для всего государства избирался единовластный диктатор, который объединял в себе империй обоих консулов и власть которого была равна царской, но эта магистратура была ограничена во времени шестью месяцами. Диктатора, как и царя, сопровождали 24 ликтора. В период правления диктатора все магистраты подчинялись только ему и народное собрание не созывалось.

Впоследствии, когда преторы взяли на себя судопроизводство от консулов, им тоже досталась часть царского "империя", но в меньшем, чем консулам, объеме. Внешне это выразилось в том, что претора сопровождало только 6 ликторов. Но по сути империй, если уж человек им наделялся, был у каждого магистрата в полном объеме.

Для непосредственного управления городом выбиралась коллегия эдилов. Два из них обладали частью царского империя, что выразилось в их праве на курульное кресло. Их называли курульные эдилы, остальные назывались плебейскими эдилами.

Власть магистратов была ограничена:

- коллегиальностью (каждая должность имела несколько равноправных представителей);

- интерцессией - (каждый магистрат мог отменить решение своего коллеги);

- субординацией (низшие магистраты подчинялись высшим);

- сроком службы (кроме диктора и цензора - один год);

- ответственностью за свои действия после сложения полномочий (кроме диктатора и цензора).

Любое решение магистрата могло быть обжаловано в народном собрании или Сенатом и было ограничено Законом. Также плебейские трибуны могли отменить любое решение магистрата.

Высшую власть (imperium) имели только консулы, преторы, децимвиры, трибуны с консульской властью, диктаторы, магистры всадников (в отечественной литературе эту должность часто называют "начальник конницы") и интеррексы. Остальные обладали только potestas. Отслужившие свой строк магистраты некоторое время (от года до пяти) управляли провинциями. Затем пополняли Сенат.

Особо стояли цензоры, которых народное собрание выбирало двоих сроком на пять лет. Они проводили перепись населения, расписывали граждан по классам, составляли списки сенаторов и всадников (причем могли любого из этого списка вычеркнуть не только по имущественным, но и по моральным соображениям). Цензоры были неответственными магистратами и никому не давали отчета в своих действиях. По окончанию службы один из них следующие пять лет возглавлял Сенат в качестве принцепса Сената (princеps senatus).

Эту должность часто в научной литературе переводят как первоприсутствующий в Сенате, председатель Сената, первый сенатор. В общем - спикер. Принцепс, сидя на возвышенном месте между консулами текущего года, открывал заседания Сената, делал доклад о предмете и цели совещания, затем предлагал или утвердить предлагаемое решение, или подвергнуть обсуждению. В голосовании решало все простое большинство сенаторов, но решение Сената нуждалось в согласии на него принцепса, чтобы быть законным. Он же и распускал заседание Сената. Сам принцепс и магистраты, исполняющие должность, в голосовании не участвовали.

Сенат в республиканский период стал полноценным законодательным учреждением, но решения Сената, чтобы стать законом, должны были, хотя бы формально, утверждаться народным собранием, и тогда они подписывались Senatus Populusque Romanus - S.P.Q.R. В отличие от S.P.Q.R., сенатское постановление, не утвержденное народным собранием, называлось senatus concult и было как бы не обязательным для исполнения магистратами.

Практически все мало-мальски важные для государства вопросы проходили обсуждение в Сенате, что делало этот орган очень влиятельным в государстве, так как народное собрание ничего не обсуждало, а только голосовало за готовые формулировки, предложенные Сенатом или магистратами. Верховному наблюдению и руководству Сената принадлежали:

- все дела в области государственной религии;

- утверждение избранных народом магистратов;

- охрана спокойствия в государстве;

- распоряжение государственным имуществом (особенно важно для жизни всех граждан было распоряжение общественной землей - ager publicum, государственными доходами и расходами) ;

- определение необходимого количества войска для войны и награждение полководцев за победы триумфами и овациями.

Другой (довольно поздней - с 494г. до н.э.) неответственной ни перед кем магистратурой были плебейские трибуны, власть которых была священной и неприкосновенной. Первоначально их обязанностью было только защищать плебс от притеснений патрициев и магистратов. Но впоследствии, пользуясь личной неприкосновенностью, они расширили свои функции правом налагать вето на любое решение Сената и любого магистрата (кроме диктатора), отклонять предложения, вносимые в народное собрание, а также право подвергать аресту и денежному штрафу всех противодействующих им, а в особых случаях даже подвергать граждан смертной казни (свержению с Тарпейской скалы). Позднее плебейские трибуны присвоили себе явочным порядком право законодательной инициативы в Сенате, а затем и право его созыва. Затем, войдя в число сенаторов, сами плебейские трибуны стали избираться из сенаторского сословия. Когда это произошло, точно проследить по источникам не удается.

К концу республиканского периода плебейские трибуны (начиная с братьев Гракхов) стали даже злоупотреблять своей властью во вред для всего государства. Ограничить власть плебейского трибуна мог только другой плебейский трибун, наложив свое вето на решение коллеги.

Первоначально избиралось 2 плебейских трибуна, потом их число возросло до 10.

В период гражданских войн власть плебейского трибуна стала настолько велика, что, хоть они и не обладали империем, но, по выражению Тацита, трибунская власть считалась уже эвфемизмом высшей власти.

Республиканский период римской истории научил римлян дисциплине, субординации и повиновению. Знаменитая римская воинская дисциплина была неотделима от дисциплины общественной.

В течение всего республиканского периода до гражданских войн магистрат, наделенный империем, не имел права входить в черту города, не распустив перед этим войска по домам.

В I в до н.э. единый империй сохранили только наместники в провинциях (проконсулы и пропреторы). Он не был ограничен ни интерцессией, ни коллегиальностью, ни правом провокации и мог продолжаться более одного года. Тогда же появились и термины imperium maius, infinitum, под которыми подразумевали и верховное командование с особыми полномочиями. А сам империй стал синонимом верховной власти, неотделимой от командования войском.

Продолжение следует...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Социальная раздробленность' (архив темы):
Артем Иванов, Мировая религия Востока /27.04/
В поисках Идеи, или в поисках своего места по отношению к сторонам света, Россия уподобляется известной старушке, поглощенной поисками очков, в то время как они красуются у нее на лбу.
Акакий Гайдарчубайс, Про Русскую Идею, Старикаша-Консерваша и его твердые убеждения /26.04/
Сказка на ночь.
Валерий Суриков, Розанов, Шпенглер, "Идеогендер" /25.04/
Россия - "женщина", и в этом наша сила.
Юрий Борисов, Принципат /25.04/
Римское государство в период ранней империи никогда и никем не представлялось в виде господства личной власти. Император не вершина всего, превыше его идея самого государства - Res publicum.
Нос-Пушкин-яблоко /25.04/
С каких позиций вести PR? Очевидно, с позиций тех ценностей, которые уговариваемый разделяет. Но если вопрос о ценностях задавать прямо, то в ответ мы получим стандартный набор, не соответствующий действительности. Колонка редактора.
Юрий Борисов
Юрий
БОРИСОВ
Кандидат исторических наук

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: