Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20020524-ok.html

Царь и Бог #3. Алексей Степанович Хомяков: еще одно "наше все"
Триединство Церкви, власти и бизнеса как моделируемый main-stream путинской России

Андрей Н. Окара

Дата публикации:  24 Мая 2002

Русским мыслителям патриотической и консервативно-революционной ориентации в самой России почему-то всегда не везло: ни до революции, ни, тем более, в советское время, ни в посткоммунистическую эпоху ни славянофилы, ни "почвенники", ни евразийцы, ни философы вроде Ивана Ильина не были ориентирами для существующей власти, их идеи и наследие оказывались невостребованными в среде политической элиты, а в идеологический main-stream попадало совсем другое - чаще всего весьма сомнительные идеи и личности.

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) в сознании среднего российского интеллигента присутствует как бы "по касательной" и известен прежде всего как один из основателей философии и историософии славянофильства. Мало кто подозревает о всем титанизме и универсальности этого замечательного человека, интересного и своим творческим наследием, и самим образом жизни.

Совсем недавно, в середине мая, в Туле, в местном Педагогическом университете состоялись V международные хомяковские чтения, приуроченные к 198-й годовщине со дня рождения Алексея Степановича. За этим мероприятием отчетливо чувствовалось "дыхание власти" - по крайней мере, официальные структуры, в том числе и Администрация президента, весьма пристально присматриваются к неведомому доселе обличию. Примечательно, что в качестве соорганизаторов хомяковских чтений выступили настоятель Сретенского монастыря о.Тихон (Шевкунов), глава миссионерского отдела Московской патриархии архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, епископ Тульский и Белевский Кирилл, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, председатель союза кинематографистов России Никита Михалков, а также президент Национального Резервного Банка Александр Лебедев.

Для современной российской идеологической ситуации фигура Хомякова представляется едва ли не самой удачной, обладающей максимальным мобилизационным и консолидирующим потенциалом. Алексей Степанович обогатил не менее как 15 сфер человеческой активности: философ, православный богослов, замечательный поэт, историк, математик, промышленник и теоретик хозяйства, социолог, правовед и много кто еще. В нем, возможно, как ни в ком другом из русских мыслителей, органично соединилось представление об особой миссии, особом историческом пути России - и открытость Европе: Хомяков имел имидж "русского барина" и одновременно слыл англофилом, знал несколько западноевропейских языков и культур, - именно с его легкой руки в русский язык вошло английское слово "спорт".

Ныне покойный Вадим Кожинов однажды очень точно заметил, что русские западники женились по большей части на женах друг друга, тогда как "домостроители"-славянофилы - на сестрах друг друга. Алексей Степанович, мать которого, кстати, происходила из рода Киреевских, был женат на Екатерине Михайловне Языковой, сестре известного поэта, а крестным отцом их сына Николая был Гоголь.

Изо всех русских философов Хомяков, пожалуй, обладает наименьшим "негативным рейтингом". Так, к примеру, на не менее замечательном Иване Ильине - клеймо "националиста" и "тоталитариста", Константин Леонтьев и "почвенники" имеют имидж "мракобесов" и "религиозных фанатиков", Владимира Соловьева и Николая Бердяева на дух не переносят многие православные традиционалисты, на евразийцев "аллергия" у значительной части либеральной интеллигенции.

Хомяков, проповедовавший необходимость внутренней и социальной свободы личности, ратовавший за отмену цензуры (и сам немало пострадавший от нее), смертной казни и крепостного права, вполне может считаться "своим" не только в кругу нынешних патриотов и антизападников, но также и в кругу либералов, сторонников концепции прав человека, диссидентов и прочих "инакомыслящих". При желании - и с полным на то основанием - Хомякова можно назвать "просвещенным патриотом" - предшественником и Константина Леонтьева с евразийцами, и Андрея Сахарова с Хельсинской группой.

В русской культуре, при всем ее многообразии и универсализме, явно не хватает харизматических личностей-символов, подобных тем, которыми стали Тарас Шевченко для украинцев и Роберт Бернс для шотландцев. В русском культурном сознании как-то уж очень сильно окостенел пантеон знаковых образов: Пушкин - "наше все" на все времена, где-то на второй ступени Лермонтов и Чайковский, универсальный "сверхчеловек" - Ломоносов, на "экспорт" - Толстой с Достоевским, Гоголь - по разряду "больших чудаков". Все свободные места в "иерархии" заняты, и нынешняя актуальная культурно-идеологическая задача состоит в коррекции и раскрутке имиджа Хомякова в качестве универсальной фигуры первого ряда и общенационального значения.

Прошедшие в Туле чтения как раз и были нацелены на подобную "коррекцию имиджа" - кстати, грядущее через два года двухсотлетие со дня рождения Хомякова может стать весомым поводом для актуализации его фигуры в российском культурном сознании, а также поводом для воссоздания богучаровского имения, для издания академического собрания сочинений и массовой пропаганды идейного и поэтического наследия.

Нынешнее же тульское мероприятие выявило еще одно интересное явление, достойное самой тщательной культивации, - это та практическая, "мироустроительная", общественная, а также и духовная польза, каковая может образоваться в результате глубокого внутреннего единения Церкви, политической власти и бизнеса.

Возможно, Алексей Степанович Хомяков, который был и богословом, и политически значимой фигурой, и, говоря по-современному, предпринимателем, может считаться олицетворением также и этой, как представляется, весьма продуктивной и пока только изредка проявляющейся в современной нам России тенденции.