Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Обществоведение / Политика / < Вы здесь
Эсхатология современного спорта. Часть 1
Судейство: условие жизни и причина смерти

Дата публикации:  6 Июня 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Десятилетние ребята после уроков выходят во двор погонять мячик. Разделяются на команды. Начинается игра. Один из юных футболистов падает. "Пенальти!" - кричат одни. "Он сам упал!" - отвечают другие. Три возможных итога: команды приходят к полюбовному соглашению, исход игры решает драка - и, наконец, торжествует трактовка игрового эпизода в изложении какого-нибудь "авторитетного" в микрорайонном мире хулигана.

Древняя Эллада. Олимпийские игры. Спартанских атлетов не пускают в Олимпию, ссылаясь на нарушение Спартой священного олимпийского перемирия. В ответ Спарта организовывает "альтернативные" игры.

Чемпионат мира по футболу 1986 года. 1/8 финала. СССР-Бельгия. Блестящая советская сборная, составленная в основном из игроков киевского "Динамо", только что завоевавшего Кубок кубков, победившая в групповом турнире высоко котировавшихся венгров со счетом 6:0 - и посредственная бельгийская команда. Арбитр сводит на нет преимущество советских футболистов, не засчитывая два правильно забитых гола и не обращая внимания на то, что два мяча в наших воротах побывали после того, как бельгийцы оказывались в офсайде.

Финал другого футбольного мундиаля - 1990 года. Играют действующий чемпион мира - Аргентина - и сборная Германии. До конца матча остается несколько минут. Счет не открыт. Немецкий футболист падает за пару метров до штрафной соперника - скорее всего, по собственной инициативе. Судья назначает несправедливый пенальти. Чемпионом мира становится Германия.

Шоу в Солт-Лейк-Сити - по всей видимости, только в силу традиции именовавшееся Олимпийскими играми - мы в этом ряду поминать не будем. Уж больно свежо предание.

Фактически ни один вид спорта, ни одна игра не может обойтись без судейства, без людей, которые следят за соблюдением соперниками правил соревнования. Но неприятность заключается в том, что подавляющее большинство видов спорта по самой своей природе предполагает наличие в трактовке правил большей или меньшей доли субъективности. Исключение составляют, к примеру, шахматы, где правила игры носят логический, а не эмпирический характер. В хоккее же, допустим, совершенно невозможно провести четкую границу между чистым силовым приемом и толчком соперника руками, за который положено двухминутное удаление с площадки.

Без судейства невозможно ни одно серьезное честное соревнование. Но парадоксальным образом именно судейство является фактором, делающим это самое честное соревнование невозможным. Ибо в большинстве видов спорта арбитры вынуждены принимать субъективные решения. А субъективность открывает дорогу в область спорта иным, весьма косвенным образом к спорту относящимся силам и структурам.

Замкнутых систем, как выяснила современная наука, существовать не может. Ни один фрагмент Вселенной не является полностью изолированным от остальных фрагментов и от Вселенной, взятой как целое. Согласно же "голографической" гипотезе, каждый фрагмент универсума содержит в себе в скрытой форме весь универсум.

Таким образом, "идеальное соревнование" невозможно в любой области - а не только в "сугубо спортивной". Это утопия. И именно проблема судейства "раскрывает" систему "идеального соревнования" навстречу всем ветрам внешнего, реального мира со всей его сложнейшей структурой взаимовлияний и противоборств.

Если духовная, интеллектуальная, экономическая и т.д. ситуация в стране и мире оказывает сильное влияние на спортсменов, смешно было бы полагать, что она не оказывает влияния и на судейство. Любой пограничный, спорный эпизод в соревновании даже самого честного арбитра выбросит из погруженности в чистое слежение - и волей-неволей он будет вынужден принять во внимание, пусть и на уровне подсознания, вещи, к делу прямым образом не относящиеся. Свистнешь - обидится Вася Пупкин. Промолчишь - рассердится дядя Ваня. Чей гнев будет сильнее? Какое решение вызовет больший накал страстей? Какие акции могут воспоследовать - как стихийного, так и организационного характера? Какие поощрения или порицания ждут самого арбитра в случае принятия того или иного решения?

Первый фактор, оказывающий влияние на принятие арбитром решения в неоднозначной ситуации - реакция болельщиков на трибунах, протест которых может выразиться не только в свисте и недовольном гуле, но и в столкновениях, срыве соревнования и нанесении физических увечий арбитру.

Второй фактор - возможная реакция всех заинтересованных сторон после соревнования. Как показывает практика, судьи находятся в весьма незавидном положении: широко распространены случаи, когда арбитр дисквалифицируется на тот или иной срок, однако результат соревнования оставляется без изменения.

Третий фактор - симпатии и склонности самого арбитра. Причем речь не идет о заведомом благоволении к той или иной команде или спортсмену.

Постоянный учет баланса сил и влияний может менять правила того или иного соревнования или трактовку уже имеющихся. Например, африканские футбольные команды играют весьма грубо, но им это позволяется в большей мере, чем другим. Непримиримость арбитра в данном случае может быть расценена как проявление расизма.

Эта субъективность помещает любое соревнование в ситуацию романа Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Там все решает "общественное мнение": те действия или явления, которые могут вызвать протест какой-либо значимой социальной группы, находятся под запретом.

Продолжение следует...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Обществоведение' (архив темы):
Андрей Ланьков, Китайские церемонии. Окончание /05.06/
Вплоть до середины XIX века китайские чиновники объявляли данническими миссиями любые иностранные посольства - часто без ведома самих послов или против их воли.
Андрей Ланьков, Китайские церемонии /04.06/
Европейская дипломатия Нового времени строилась на принципе суверенитета, каждое суверенное государство было (формально, на бумаге) равно другому и не признавало над собой никакой власти. На традиционном же Дальнем Востоке понятия государственного суверенитета попросту не существовало.
Cоблюдение ритуалов дипломатической неприкосновенности /31.05/
- при поедании посла, принесенного в жертву. Сказка на ночь.
Мировая дипломатия в "русском плену" /30.05/
Политические переговоры вовсе не обязательно должны сводиться к интригам, лжи и "кидалову"... Звучит парадоксально, не так ли? Колонка редактора.
Владимир Кантор, Преодолима ли в России неправовая демократия? Окончание /29.05/
Мифологема народоправства, единства царя и народа, оставалась - для идеологического оправдания неправовых действий власти.
Дмитрий Ахтырский
Дмитрий
АХТЫРСКИЙ
Сотрудник консультативного центра Россия/Восток

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: