Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Обществоведение / Политика / < Вы здесь
Руглый стол #27. Играем "в темную"?
Ругань по существу

Дата публикации:  11 Июня 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Мы привыкли к словосочетанию "политическая игра", однако игра подразумевает некие правила (а также в ряде случаев некоего арбитра - либо режиссера). Существуют ли, однако, в политике правила? Суровый мужской разговор на эту тему ведут:

Алексей Волин, заместитель руководителя аппарата правительства РФ;
Владимир Рыжков, депутат Госдумы;
Виктор Алкснис, депутат Госдумы.

Алексей Волин: Правил, необходимых в политике, у нас нет. Иначе картина выглядела бы слишком идеальной. Честные принципы, моральные законы в политике никто не соблюдает. Однако это не значит, что там не должно быть неких взаимных честных договоренностей, традиций, которые соблюдали бы все.

Виктор Алкснис: Политика - это грязное дело, и никакие правила там не действуют, хотя очень хотелось бы, чтобы они существовали. Черный пиар, вплоть до самой жесткой дискредитации политического оппонента, ведра компромата - в таких условиях существование политических правил попросту невозможно. Казалось бы, существуют определенные институции, Закон о Государственной Думе. Однако российский парламентаризм настолько дискредитирован отдельными чиновниками из президентского окружения, что Госдума фактически превратилась в отдел по голосованию при Администрации президента. При этом самое удивительное то, что у парламентского большинства, которое служит двигательными механизмами в этой машине голосований, практически отсутствуют всякие идейные убеждения. Сегодня они голосуют за свободную продажу земли, завтра им скажут - они будут голосовать за национализацию этой же земли, а послезавтра они способны проголосовать за новую приватизацию, если поступит такая вводная. Такую политическую систему нельзя назвать стабильной. Парламент выполняет, помимо всего известного, очень важную функцию - он является связным звеном в политической системе между обществом и властью. Политическая система, как любая другая сложная система при отсутствии работоспособности одного связующего элемента, стремится к самоликвидации и постепенно разрушается. Сегодня всем политическим игрокам выгодно не знать тех правил, которые бы сумели предотвратить саморазрушение политического механизма страны.

Владимир Рыжков: Правила в политике, безусловно, существуют. Однако проблема заключается в том, что законы политики как таковой носят сугубо национальный характер. В этой связи можно утверждать, что в каждой стране существует своя политическая культура. Американские правила здесь отличны от японских, французкие - от итальянских. Если говорить о российской политической культуре, то у нас она больше всего напоминает своеобразный кикбоксинг, где разрешено практически все: пинать коленями, кусать, таскать за волосы, выкручивать руки. Такой диковатый спорт у нас распространен как в политике федерального, так и регионального уровней. Характерный пример - когда у нас начинаются очередные выборы, сразу наверх всплывает цепь омерзительных скандалов. В этом плане можно утверждать, что наша политическая культура весьма далека от цивилизационных норм поведения, если таковые имеются. При этом существуют всем известные негласные правила, которые российские политические игроки прекрасно знают и выполняют, несмотря на то, что они в большинстве своем - "дикие". Главное из этих правил - убивать нехорошо. Практически все остальное допустимо, но заказное политическое убийство в России до сих пор, слава Богу, большая редкость.

Алексей Волин: Жизнь показывает, что сейчас лучше всего вести себя по правилам - как обычным людям, так и политикам. Первыми в России на современном этапе это поняли бизнесмены. Когда они начали вести себя "не по правилам", их просто начали стрелять. Отсюда все своеобразности нашей страны. Россия, говорят, страна сверхполитизированная. На самом деле это означает, что за деньги у нас могут убить, а за политику - нет.

Но если хоть какие-то правила существуют, значит должен существовать и хоть какой-то арбитр...

Владимир Рыжков: Функции спортивного арбитра в демократическом обществе выполняет суд. У нас же репутация "настоящего арбитра" подмочена исторически - и весьма серьезно, - вспомните, что было на выборах в Ингушетии. Поэтому функции арбитра (но не все!) несет фигура президента. Арбитраж президента часто непредсказуем, потому что президент больше является политическим игроком, чем арбитром. На него также оказывают влияние для достижения цели своих интересов группы других игроков. В этом смысле (в смысле правил) подсуживания "арбитра-президента" настолько серьезны, что вполне могут изменить саму игру. Целенаправленные "подсуживания" со стороны президента ради установления неких приличных политических правил теоретически возможны, однако этот путь слишком долог и тернист.

Алексей Волин: В политике, как и в спорте, важно не то, как себя называть, а как называют тебя зрители, которые решают, кто чистый, а кто нет. У нас же высшим арбитром такой "чистоты" является ЦИК, а отнюдь не президент. С футболом, кстати, здесь возникает масса прямых ассоциаций. В футболе арбитр может обратить внимание на нарушение правил, когда в ходе борьбы бьют по ногам или делают подсечки, но вполне может и не заметить этого. Однако когда бьют не по ногам, а по морде - не увидеть этого сложно. В нашей ситуации отстранение кандидата ЦИКом за день до выборов - это явная игра "по морде". А вот когда игрок уходит с поля в результате судебной процедуры в ходе спора хозяйствующих субъектов, это можно отнести к игре "по ногам".

Виктор Алкснис: На современном этапе развития политической системы в России невозможно воздействие на нее со стороны какого бы то ни было арбитра, будь он хоть президентом. Есть Конституция, там и заложены все беды, о которых мы сейчас говорим. Пока она останется в неизменном виде, положительных сдвигов в политической игре ожидать не приходится.

Что делать?

Владимир Рыжков: Изменить природу политической игры не так-то просто. В США это в свое время получилось, но основную роль здесь сыграла не президентская власть, а Верховный суд. Главный критерий таких изменений в обществах демократий - перемены в политической игре в интересах общества, а не государства.

Алексей Волин: Речь должна вестись в первую очередь о том, что в России необходимо появление элиты, которая самым непосредственным образом ощущала бы свои интересы, исходя из собственной зрелости, и начала соблюдать единые правила игры. Для этого и в политике, и в управлении государством нам необходимы такие люди, которые были бы воспитаны одинаково, думали одинаково и имели одинаковые интересы. Пока у нас костяк политической элиты составляет всего 10-15 человек. Тем не менее в нашей стране процесс принятия неких правил политического поведения уже происходит. С 1993 года все стороны стараются эти правила соблюдать.

Виктор Алкснис: Роль исполнительной власти, несмотря на все прелести теории общественного договора, была, есть и останется исключительной. Роль единоначалия, авторитарного начала всегда имела для России положительный характер. Нам нужна президентская республика, в которой парламент выполнял бы четко оговоренную конструктивную функцию.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Обществоведение' (архив темы):
Дмитрий Ахтырский, Эсхатология современного спорта. Часть 3 /11.06/
Допинг. Вокруг каждого свежеоткрытого препарата идет борьба между значимыми группами. В условиях консенсуса удается выработать некое взаимоприемлемое решение, может быть, не очень логичное, но правила и не должны быть логичными.
Евгений Голоцан, Спорт как война /10.06/
Размышления по следам московского футбольного побоища. С окончанием холодной войны человечество стало вроде бы как единым, и враг у него теперь один - терроризм. Но встреча между командой бен Ладена и сборной антитеррористической коалиции проблематична.
Дмитрий Ахтырский, Эсхатология современного спорта. Часть 2 /10.06/
Проникновение политики в спорт превращает его в отрежиссированное шоу, подобное "соревнованиям" по рестлингу.
Законы природы vs. правила игры /06.06/
Отжившие иерархические отношения оставляют след в политическом пространстве в виде "правил игры", предназначенных прежде всего для нарушения. Колонка редактора.
Дмитрий Ахтырский, Эсхатология современного спорта. Часть 1 /06.06/
Если духовная, интеллектуальная, экономическая и т.д. ситуация в стране и мире оказывает сильное влияние на спортсменов, смешно было бы полагать, что она не оказывает влияния и на судейство. Неизбежная субъективность арбитра открывает дорогу в область спорта иным, весьма косвенным образом к спорту относящимся силам и структурам.
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: