Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Россия и мир / Политика / < Вы здесь
ХХС: entertainment only
Колонка редактора

Дата публикации:  13 Июня 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Прежде всего, спешу поздравить всех - и себя - с успешным продолжением семинара "РЖ-сценарии", второе заседание которого прошло 10.06.02 (тема - "Единая Европа как политико-географический образ").

А еще вчера некоторые отметили праздник - "День России". Ельцин посетовал, что праздник этот до сих пор не стал для россиян семейным, никто не стремится вывешивать из окон трехцветные флаги и начинать день с распевания государственного гимна.

Действительно, как уживается несколько истеричный патриотизм современного россиянина с его же нежеланием делать все то, что рекомендовал дедушка Ельцин? Ответ скрывается в словах нынешнего Президента, сказанных на торжественном приеме в Кремле: "Россия не претендует на какой-то особый путь. Но она претендует на то место в мире и на такое отношение к себе, которое соответствует ее богатой истории, творческому потенциалу народа и огромным размерам нашей великой страны. Мы [...] хотим быть активными участниками многополярного мироустройства". Россия, таким образом, желает равенства, желает стать одним из равноправных полюсов, а не составной частью Европы или pax Americana. Глупо, конечно, наделять государство качествами личности, которая может чего-то "хотеть". Но именно таково - в среднем - отношение россиян к ситуации: "Русский народ - тоже народ".

Однако принятие Декларации о государственном суверенитете России вовсе не видится россиянами как утверждение этого самого суверенитета. Наоборот: 12 июня - это Праздник Начала Конца. Не буду повторять расхожие формулировки: мы так или иначе согласны друг с другом, что "все катится". Куда и по какой траектории - не столь важно. Россия стремительно перестает быть Россией - той, "которую мы потеряли", той, о которой кто-то мечтал, да и той, с которой мы смирились. Я бы не хотел здесь присоединяться к хору экзальтированных обвинений - как в адрес тех, кто якобы "развалил Россию", так и в адрес тех, кто проводит "кокаколанизацию" нашей страны. Процесс, похоже, пошел в согласии с некими объективными законами - и кто не вскочил на подножку локомотива истории, тот в лучшем случае остался на перроне (а в худшем - под колесами).

Итак, выход у нас один, предложенный в свое время Марксом, а позже - Шпенглером. Нет смысла сейчас критиковать концепции того и другого. Главное - вот где: Маркс, предполагая, что будущее - за "пролетариатом", призвал всех встать на сторону "пролетариата"; Шпенглер, предполагая, что Европа из стадии "культуры" переходит в стадию "цивилизации", призвал жителей Запада активно поспособствовать "закату".

Точно таким же образом мы, предполагая, что Россия катится в тартарары, можем лишь активно поспособствовать этому объективному процессу, даже возглавить этот процесс - хотя бы для того только, чтобы не пострадать от него.

Но где расположена та самая "подножка", на которую рекомендуется вскакивать? На последних "РЖ-сценариях" один из участников семинара указал, что Европа сейчас объединяется не вокруг неких общеевропейских ценностей, но вокруг общего инструментального отношения к любым ценностям. Тем самым подтверждается идея Шпенглера о превращении Запада из "культуры" в некий цивилизационный каркас. Теперь на этот каркас можно нанизать что угодно: мечеть в центре Парижа не повлияет на "суть" Парижа - если будет снабжена автостоянкой, платным сортиром, торговым центром и прочими стандартными удобствами. Католическому храму также необходимы стандартные удобства. В этом смысле московский Храм Христа Спасителя - типично западное сооружение.

Культ стандартных удобств - вот, по-видимому, то, на что следует ориентироваться. Культ этот, разумеется, более американский, нежели европейский, так ведь и Шпенглер говорил не о географической Европе, а о культурологическом "Западе". В той же Америке существует класс деятельности под общей шапкой "Entertainment only". Официально туда относится всякого рода колдовство, знахарство и т.п. Гадалка имеет право гадать хоть на картах, хоть на костях, хоть по Библии, но не может за свои услуги брать выше суммы, полагающейся для "entertainment". Если же ее предсказание вдруг сбудется и не устроит клиента, возможно судебное разбирательство... Рассказываю об этом с чужих слов, поэтому информация может оказаться не слишком точна. Так или иначе, идея интересная: любую культурную ценность загнать в "entertainment", оставив в качестве актуальных и основных ценностей стандартные удобства, ту самую "цивилизованность", вполне умещающуюся на площади старой советской таблички: "Не курить, не сорить".

Забавно, что западная "протестантская этика", культ денег, культ удачи, даже общезначимые культы власти и свободы - все попадает в "entertainment": если протестантизм вступает в противоречие с удобствами, он - в глазах западного же обывателя-протестанта - начинает выглядеть карикатурно и даже зловеще. Культ власти без культа удобств - это "фашизм", культ свободы без культа удобств - "хиппизм", "анархизм" etc.

Что же требуется от нас, возжелавших ускорить уничтожение России? Ничего особенного. Взаимная вежливость, умение пользоваться ножом и вилкой, бытовая чистоплотность - и покровительственно-саркастическое отношение ко всему, что находится вне указанных границ.

И, разумеется, активная охрана этих границ: не позволяйте богам сорить на Вашей улице.

Кирилл Якимец


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Россия и мир' (архив темы):
Михаил Ремизов, Игры доброй воли /08.06/
Наша "добрая воля" (на "возвращение в семью цивилизованных наций"), чтобы быть внутренне достоверной, должна выглядеть √ вынужденной. То есть, между нами говоря, не такой уж и "доброй". Заметки по следам недели.
Александр Казаков, Буш - молодец, а Европа - холодец /05.06/
Интересы у участников игры "Россия-НАТО" разные, а зачастую и противоречащие друг другу. В этой комбинации в предпочтительном положении оказывается, как ни странно, Россия, так как у нее есть пространство для дипломатического маневра. Внешняя политика прошедшей недели.
Сергей В. Бирюков, Послесловие к саммиту, или Движение к неопределенности /03.06/
"Государь никогда не должен терять своего достоинства и уступать по договору то, что может еще надеяться удержать... Уступая угрозам в надежде избежания войны, мы не достигнем цели, потому что тот, перед которым мы так явно сробели, не удовольствуется первой уступкой." (Макиавелли). Можно считать это "основным правилом дипломатии", которое Россия, кажется, нарушила.
Александр Казаков, Россия - "вагон", который ценнее "паровоза" /28.05/
Послесловие к визиту Джорджа Буша в Москву и Петербург: в международной политике, исполненной символичности, пустая риторика зачастую играет большую роль, чем реальные дела.
Александр Дугин, Геополитический cмысл cаммита Путин - Буш /28.05/
"Цивилизация Суши" vs. "Цивилизация Саке"... простите, "Цивилизация Моря". Манифест.
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: