Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Россия и мир / Политика / < Вы здесь
2004-й: первые семь голосов - есть!
Внешняя политика прошедшей недели

Дата публикации:  1 Июля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Теперь, после встречи "восьмерки" в канадском Кананаскисе, можно передохнуть - долгий рывок России в евразийское и мировое политическое пространство закончился и последний аккорд прозвучал вполне достойно. Теперь можно заняться освоением и утрамбовкой той новой внешнеполитической территории, которую занял Владимир Путин - в данном случае именно он, а не мидовские и прочие деятели.

Странным образом наблюдатели в большинстве своем пропустили важный момент в одном из документов, принятых лидерами индустриально развитых стран в Кананаскисе - в заявлении "Роль России в "восьмерке". "Историческое решение" о будущем "восьмерки" заключается не только в том, что Россия полностью инкорпорирована в клуб и в 2006 году "возьмет на себя председательство и будет принимать наш ежегодный саммит", но и в обосновании этого решения. Это, конечно, "историческое решение" на долгосрочную перспективу. Но есть в этом документе и решение на перспективу среднесрочную.

Долгосрочная перспектива: "Мир меняется. Россия продемонстрировала свою способность играть полновесную и значительную роль в решении глобальных проблем, перед которыми мы все стоим" (официальный перевод).

А вот среднесрочная перспектива состоит не только в том, что в 2006-м году Россия будет председательствовать в "восьмерке": "Настоящее решение отражает те знаменательные экономические и демократические преобразования, которые произошли в России за последние годы и, в частности, под руководством президента Путина". Здесь вспоминаются рассуждения архитектора единой Европы Жана Монне о важности каждой фразы - а в некоторых случаях и каждого слова, добавлю от себя - в документах, которые без всякой скидки можно считать историческими - "Почему этой фразы не оказалось в последующих вариантах? Почему другие фразы появлялись, а затем исчезали, уступая место тем формулам, которые мы теперь читаем в книгах по истории? Это связано с поисками тонких соответствий между содержанием и формой в документах, подвергающихся длительной обработке" (Жан Монне. Реальность и политика. Мемуары. М., МШПИ, 2001, с. 366-367). Попробуем, имея в виду это тонкое соответствие между содержанием и формой, перечитать лаконичное заявление "Роль России в "восьмерке".

Во-первых, решение об окончательной инкорпорации России принято исходя из того, что налицо "экономические и демократические преобразования". В экономике имеется в виду, конечно, не рост, а зрелая и внятная установка на структурные реформы, которая вполне продемонстрирована в России. При этом возникает вопрос - почему не Китай, экономические преобразования и рост которого впечатляют гораздо больше, чем российские? Цивилизационные предрассудки? Нет, конечно, ведь сидит же за круглым столом Япония. Дело, скорее всего, во втором признаке, то есть в "демократических преобразованиях". Китаю, понятно, в этом отказывают ("последняя на планете коммунистическая страна блокирует свободную ассоциацию профосоюзов" и потому уже (?!) "не удовлетворяет основным требованиям, чтобы быть в "совете директоров" ведущих демократических экономических систем", пишет The Globalist) - не могут забыть Тяньанмынь? Но Бог с ним, с Китаем. Главное, что эти пресловутые "демократические преобразования" признаны состоявшимися в России. И это - никакой не аванс Путину. Об авансах можно говорить в экономических вопросах, а демократические преобразования либо состоялись, либо нет. И мнение лидеров ведущих индустриальных стран высказано со всей возможной определенностью. Это, конечно, не выводит ВВП и его администрацию за рамки критики, но это будет уже критика частностей, то есть критика тех или иных решений демократического режима. Это тот же уровень критики, на котором можно критиковать датчан за предельно жесткий закон об иммиграции, который уже вступил в силу в этот понедельник. Чечня? А что должно делать правительство демократической страны с теми, кто чуть ли не ежедневно убивает ее чиновников и военнослужащих?

Так что первое, что мы вычитываем из указанного документа - Россия является демократической страной, в которой идут знаменательные экономические преобразования.

И второе. Эти преобразования произошли в России "за последние годы". Заметьте, не за последнее десятилетие, то есть за период "Ельцин+Путин", а за последние годы. Более того, чтобы дошло до самых непонятливых, лидеры "семерки" оценили преобразования, которые произошли "под руководством президента Путина". Здесь толкований, кажется, не требуется. И сотрясение атмосферы, которым занимается, например, Карл Гробе из Frankfurter Rundshau, выглядят доисторическими даже на фоне более или менее вменяемой западной прессы (другое дело, что эти сотрясения созвучны филиппикам наших доморощенных "защитников" демократических ценностей). Г-н Гробе рекомендует лидерам "семерки" обратиться к офтальмологу, "поскольку видеть в самоуничижении парламента, систематической дрессировке влиятельных средств массовой информации, в продолжении войны на уничтожение в Чечне и в повсеместном усилении бюрократии прогресс по части демократии, значит страдать расстройством зрения".

На такого рода пассажи можно было бы уже не обращать внимания, если бы не тот факт, что газета - немецкая. Мне уже приходилось писать о том, что Германия, особенно в своем социал-демократическом обличии, выступает, во-первых, за расширение Евросоюза на Восток, а во-вторых, за регионализацию ЕС, в результате чего Берлин окажется в центре Евросоюза и сможет реально бороться за политическое лидерство в единой Европе. Германии с такими амбициями политически и экономически сильная Россия как центр притяжения для восточноевропейских стран, конечно, не нужна. Так что ВВП будет о чем поговорить со Штойбером, если они-таки встретятся в этом месяце.

Возвращаясь к нашему толкованию заявления "Роль России", что получится, если сложить признание экономических и демократических преобразований "под руководством президента Путина" и председательство России в "восьмерке" в 2006 году? Получится, что лидеры семи индустриально развитых стран Запада и Востока (а вместе с ними лидеры Евросоюза, которые были приглашены в гости в Кананаскис) уже проголосовали за Владимира Путина на выборах в 2004-м году. Даже если не вспоминать о том, что ЕБН был избран на второй срок в Давосе, поддержка Путина со стороны лидеров "семерки" дорогого стоит. Ну действительно, согласятся ли они на проведение своей встречи в России в 2006 году при президенте - не ко сну будет сказано - Геннадии Зюганове? А для правых сил - и они сами говорят об этом - выборы 2004 будут только репетицией выборов 2008, то есть выборов без Путина (без Путина, добавлю, в качестве президента России, что не означает "без Путина в большой политике", так как есть еще президентство - или как там этот пост будет называться? - в будущем союзе России и Белоруссии).

Не знаю, что должно произойти в России, чтобы лидеры "семерки" изменили свой выбор. Разве что расстрел рабочей демонстрации на Красной площади. Вы в это верите?

А самый главный вывод из всего вышесказанного - российские и иностранные инвесторы могут рассчитывать на стабильное развитие государства и экономики на вполне приличную перспективу. Так что для утрамбовывания новых внешнеполитических пространств есть как возможности, так и время. Появляется еще один довод в пользу крупномасштабных инвестиций в российскую экономику и, следовательно, сделан еще один шаг на пути конвертации внешнеполитических успехов во внутриэкономические дивиденды. Да и вопрос о вступлении России в ВТО теперь высвечивается по-другому. Становится очевидным, что ведущие мировые державы просто боятся пускать на мировые рынки Россию. Российский рынок очень привлекает, а российский производительный потенциал - пугает. Теперь стало окончательно ясно, что все это чисто конкурентные дела, а никакая не политика. Надо ли России вступать в ВТО - другой вопрос, хотя мне кажется, что сначала надо вступить и получить возможность влиять на ход дел в этой важнейшей организации, а уже потом справляться с последствиями (в том числе с будущим российским движением антиглобалистов). Для того, чтобы изменить правила игры, надо начать играть по этим правилам, то есть вступить в команду.

И еще одно наблюдение по поводу встречи лидеров "совета директоров мировой экономики" в Кананаскисе, а точнее, по поводу тех 20 миллиардов, которые пообещали США и остальные страны "восьмерки" Путину на программы по утилизации химического оружия и повышения безопасности хранения ядерных материалов. Было воочию видно, как доволен ВВП - чуть ли руки не потирал. Ведь еще накануне встречи высокопоставленные чиновники из администрации США (по свидетельству The Financial Times) - были очень скептически настроены по вопросу соглашения о финансировании, заявляя, что саммит ограничится выработкой "руководящих принципов" по ОМП вообще. ВВП деньги практически получил и это, кстати, первые большие деньги, которые он "достал" для России.

И тут как раз интересно отметить, что, отказавшись от новых кредитов МВФ, обремененных политическими условиями, ВВП и эти-то деньги взял как бы нехотя. "Мы занимались утилизацией этого оружия, занимаемся и будем заниматься впредь. А если наши партнеры готовы оказать здесь содействие, мы будем благодарны". Красиво, что тут скажешь. Давайте миллиарды долларов, если вы так настаиваете. Безопасность-то общая. От неконтролируемого взрыва или утечки пострадают все.

Что ж, теперь можно переходить к рутине, в частности, к очень интересной статье министра иностранных дел Игоря Иванова "Традиции российской дипломатической школы", опубликованной в "Международной жизни" в рубрике "Горчаковские чтения". В этой статье Игорь Иванов приводит замечательные строки из письма Петра Аркадьевича Столыпина к бывшему мининдел Российской империи А.П.Извольскому, которые создают историческую перспективу для всей внешнеполитической деятельности ВВП после 11 сентября: "Вы знаете мой взгляд - нам нужен мир: война в ближайшие годы, особенно по непонятному для народа поводу, будет гибельна для России и династии. Напротив того, каждый год мира укрепляет Россию не только с военной и морской точек зрения, но и с финансовой и экономической".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Россия и мир' (архив темы):
Игорь Джадан, Скинхед как основной символ Единой Европы /26.06/
На пути создания привлекательного лица объединенной Европы существует несколько препятствий "пиарного характера".
Дмитрий Замятин, Европа: открытый образ /26.06/
По материалам семинара "РЖ-Сценарии". Европейская империя есть Римская империя; Римская империя есть империя ойкумены с господствующим принципом политического гражданства, где есть место и России, и США. Европа есть квинтэссенция идеального географического места "под солнцем".
Александр Казаков, Авианосец "Калининград", или Ва-банк-3 /25.06/
Рогозин, похоже, готовится сменить Игоря Иванова - на волне калининградской проблемы. Внешняя политика прошедшей недели.
Вадим Цымбурский, Европа между "Евразией" и "Евроафрикой" /24.06/
По материалам семинара "РЖ-Сценарии". Для потенциальной Пан-Европы немыслима Россия, которая помнила бы о своем византийском наследии, сохраняла средиземноморскую цивилизационную память и которая в принципе заявляла бы, что она тоже - европейская держава.
Михаил Ремизов, Европа после морального банкротства /21.06/
По материалам семинара "РЖ-Сценарии - а также по следам недели. С легкой руки социал-демократов в послевоенной Европе политикой высшей пробы слывет та политика, которая может себя объявить "не заинтересованной".
Александр Казаков
Александр
КАЗАКОВ
ale-kazakov@yandex.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: