Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Фундаментализм религиозный и светский / Политика / < Вы здесь
О чем думает безмолвное меньшинство?
Мусульмане в политической жизни России

Дата публикации:  11 Июля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Английский писатель и (по всей вероятности) разведчик Грэм Грин был католиком. Именно поэтому почти во всех его романах есть хотя бы один персонаж-католик, иногда больше. Обычно они ведут себя точно так же, как все прочие герои - протестанты или неверующие, - но с одной принципиальной разницей: они существуют в другом мире, где, кроме машин, работы, выпивки, девушек, есть еще рай, ад, вина, искупление, Бог.

То же самое можно сказать о верующих мусульманах. Их образ жизни и мышления до какой-то степени понятен православным и совершенно чужд неверующей части общества. Сколько в России мусульман, точно никто не знает, - называют цифры от 12 до 50 млн. человек. Обычно это просто сумма численности всех тех народов нашей страны, которые традиционно исповедуют ислам. В российской политической жизни на сегодняшний день мусульмане - безмолвное меньшинство. Пресловутый "исламский бум" на 90% пока что сводится к обвинениям в экстремизме или защите от этих обвинений. Вполне вероятно, что, не будь ваххабитов и Чечни, мусульманами в России вообще никто бы не интересовался - не зря многие журналисты в провинции до сих пор считают ислам "экзотической религией", которая является миру не иначе как в сочетании с лязгающими оборотами вроде "джихад", "национальная безопасность", "контртеррористическая операция"

Что же в действительности представляет собой это меньшинство, чего оно хочет, каковы его интересы?

Определить, что такое "мусульманин", не так просто. С одной стороны, существует идентичность "Я мусульманин", за которой ничего, может быть, и нет. Мусульманами считают себя и светские люди, которые ни разу в жизни не были в мечети, не соблюдают ни одного из пищевых запретов и никогда не открывали Коран. Тем не менее они остро чувствуют свое отличие от "русских вообще". Воспринимают себя как мусульман почти 100% "мусульманского населения", намного больше, чем распространена "православная идентичность" у русских (по разным данным, от 65% до 75%). Есть люди "мусульманской национальности", не считающие себя мусульманами (например, православные - татары-кряшены, атеисты и т.д.), но статистически их ничтожно мало.

Однако достоверных данных о том, какой процент из ощущающих себя мусульманами соблюдает предписания своей религии и, тем более, руководствуется исламскими нормами в политической жизни, нет.

Ислам в России - чужой среди своих?

Принципы отношений российского государства с мусульманами менялись не раз. Вплоть до Петра I, пытавшегося создать в России государство европейского типа, политика по отношению к мусульманам сочетала слияние их элиты с верхушкой российского общества, с одной стороны, и медленную насильственную русификацию и христианизацию основной части населения, с другой. Стремление Петра и его последователей сделать империю более однородной привело к тому, что мусульман стали вытеснять из российской политической жизни и вести среди них активную, часто насильственную миссионерскую работу. Более или менее последовательно "исламская политика" стала проводиться только с конца XVIII века, после Указа Екатерины II о создании Оренбургского магометанского духовного собрания (1788), что означало поворот российской имперской политики от подавления мусульман к легитимизации.

Указ имел одно важное следствие - это была попытка сформировать в России официальное исламское духовенство по образу православной церкви, с четкой иерархией, чтобы было понятно, кто кому подчиняется. Собрание во главе с муфтием имело право осуществлять шариатское судопроизводство по гражданским делам, но главной его обязанностью было экзаменовать мулл на право быть официальными служителями культа. После сдачи экзамена документы поступали в Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД - внештатными сотрудниками которого, по большому счету, и были муллы, - и передавались на высочайшее утверждение.

Так появились понятия "указной" и "неуказной" мулла. Было издано распоряжение мулл неуказных вывести "за штат". Это было первое в истории России разделение ислама на мечетный и внемечетный, официальный и неофициальный, что имело важные последствия. Всем, кто по тем или иным причинам не попадал в число указных мулл, - не имел средств доехать до Уфы (хотя собрание называлось Оренбургским, оно находилось в Уфе) или по политическим соображениям не хотел связываться с русской властью, - пришлось перейти к полуподпольной деятельности. Впервые в российском исламе была создана не свойственная ему жесткая иерархия - власть нуждалась в муфтии-"смотрящем", функционере наподобие обер-прокурора Синода, который отвечал бы за действия мусульман и правильное содержание проповедей.

Тем не менее при Екатерине мусульманам предоставлялась большая степень свободы, если они выполняли то, что от них требовалось: не поднимали бунтов, поставляли рекрутов, платили налоги. В XIX столетии все изменилось. Для консервативно-монархической элиты этого времени муфтият в Уфе был уже не средством управления, а опасным орудием сплочения мусульман. Появился страх, что муфтий поднимет мусульман на восстание, и теперь речь шла не просто о муфтии-ответственном, а муфтии, ответственном именно перед ними, муфтии, который давил бы "революционную гадину".

Курс на "встраивание" мусульман в империю сменился политикой духовной русификации. В 1856 году после перевода Восточного разряда из Казанского университета в Петербургский на его месте была создана сеть миссионерских отделений Казанской духовной академии: противомусульманское, противобуддийское, противораскольническое. Лучше всего работало именно противомусульманское, которое разработало целую серию мероприятий по христианизации татар-мусульман, - у истоков ее стоял Николай Иванович Ильминский, переводивший христианские богослужебные книги на татарский язык и пытавшийся создать национальную татарскую православную церковь.

Ильминскому принадлежала идея культуры инородцев, национальной по форме, но православной по содержанию, которая полностью так и не была реализована в царской России. Впервые подобный проект был развернут в полной мере уже при СССР - с той разницей, что содержание предполагалось социалистическое. Даже риторические приемы советской антиисламской пропаганды были очень похожи на доводы православных миссионеров и местами повторяли их дословно.

Вопрос, насколько такая политика оказалась успешной, достаточно сложен. С одной стороны, как справедливо отмечает В.А.Тишков в "Этнографии чеченской войны", в СССР действительно сложился особый суперэтнос, и народы, которые его составили, обрели особые черты. Так, чеченец из России во многом ближе по привычкам, культуре, образу жизни к русскому, чем к чеченцу из Иордании. Однако в целом мусульманские народы, даже интеллигенция, были затронуты этим процессом гораздо меньше, чем славянские, и в том, что касается способа мышления или ценностей, даже очень сильно русифицированные чеченцы вроде Р.Хасбулатова далеки от русских.

Если И.В.Сталин в мусульманском вопросе был до некоторой степени последователем Ильминского и Победоносцева (некоторые места из его работ наводят на мысль, что он использовал труды Ильминского), то к концу существования СССР никакой "мусульманской" внутренней политики уже просто не существовало. С закрытием в 1946 году кафедры кавказоведения в ЛГУ перестала существовать научная школа по Северному Кавказу. Казанская школа, изучавшая народы Поволжья, исчезла еще раньше, вместе с миссионерскими отделениями. В брежневскую эпоху уже не было ни кадров, способных решать национальные проблемы, ни даже понимания того, что не все гладко. Считалось, что мусульманские народы окончательно встроены в советский народ, а религия влияет на них так слабо, что ее можно не принимать во внимание.

Применять сегодня метод Екатерины (государство не вмешивается в дела мусульман, пока те выполняют определенные правила) было бы довольно сложно и чревато непредсказуемыми последствиями, потому что мусульмане уже не механически присоединенный элемент, а часть российского организма, влияющая на состояние целого. Способ Ильминского - культура, национальная по форме, но православная, социалистическая и т.д. по содержанию, - использовать трудно, поскольку нет общероссийской государственной идеи, которую можно было бы сделать тем самым содержанием. Поэтому в политической жизни как-то сам собой оформился временный, тактический принцип "Разделяй и властвуй". В основе его лежит стремление властей иметь надежного муфтия-ответственного, что в условиях раскола российского исламского сообщества на две части - Центральное духовное управление во главе с шейхом Талгатом Таджуддином и Совет муфтиев России во главе с шейхом Равилем Гайнтудином - вылилось в выжидание, кто из двоих победит, "подмяв" под себя больше религиозных общин, и, соответственно, сможет лучше выполнять функции "смотрящего".

Окончание следует...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Ярослава Забелло
Ярослава
ЗАБЕЛЛО
Главный редактор журнала "Памир-Урал"

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: