Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20020716-sol.html

Город как "комбинационное оружие"
Юрий Солозобов

Дата публикации:  16 Июля 2002

Современный город - это потенциальный источник коммуникативных катастроф. В пространстве мегаполиса информационные поля перенасыщены. Здесь изменения общественного сознания становятся новой реальностью.

Городское или "массовое общество" - это продукт, созданный средствами массовой коммуникации. Мы живем и действуем в большом городе, в самом массовом из "массовых обществ". Все мы уже дети толпы. Или были толпой, или были в толпе - имеем опыт бытия в толпе.

"Без всякого сомнения, одного факта случайного нахождения вместе многих индивидов недостаточно для того, чтобы они приобрели характер организованной толпы; для этого нужно влияние некоторых возбудителей", заметил Г.Лебон1. Сегодня реализация такого влияния является обычной технологической задачей.

Для примера рассмотрим свежий случай манипуляции толпой на Манежной площади. Тысячи зевак, собравшихся поглазеть на матч, с помощью ряда приемов, описанных еще Э.Канетти2 - звон стекла, открытый огонь, совместные действия - активируются в агрессивную толпу. Лимонов с большим интересом наблюдал события в Москве на Манежной и не увидел "ни одного "взрослого" лица". Видео показывает нам обратное. Спортивные дяди первыми легко вспрыгнули на автомобили, а молодые самцы повторили все строго по Конраду.

Фотография с последней страницы "Газеты"3 войдет в учебники по психологии толпы. Толпу возбужденной молодежи ведет спокойный мужчина средних лет. Он идет с краю толпы с высоко поднятым флагом в руках, регулируя движение. Толпа движется туда, куда движется флаг... Это так совпадает с наблюдением Канетти: "Массе нужно направление. Она находится в движении и движется к чему-то. Для того, чтобы она существовала, ей необходимо направление".

Сама техника манипуляции известна давно. Вот наблюдение Льва Троцкого из книги "Наша первая революция". "Улицы были украшены трехцветными флагами. <...> Какой-то подросток снял с ворот трехцветное знамя вместе с древком, оборвал синюю и белую полосы и высоко поднял красный остаток "национального" флага над толпой. Он нашел десятки подражателей. Через несколько минут множество красных знамен поднималось над массой. Белые и синие лоскуты валялись везде и всюду, толпа попирала их ногами..."4.

Примечательное свидетельство оставил современник Троцкого, его оппонент из либерального лагеря. Это потомственный дворянин присяжный поверенный А.Г.Елшин, принятый в ложу в июле 1914 года самим Керенским. По мнению тогдашних масонов, "враги России наняли себе на службу "шайку Ленина и Бронштейна", являющихся сатанистами и владеющих тайными знаниями по управлению людьми и использующими их во зло"5.

Конечно, манипулирование общественным мнением не более ново, чем политика. Однако сегодня технологии канализации общественного мнения способны изменить политические процессы не менее радикально, чем активность буржуазии в Новое время.

В городе структура коммуникаций из фактора среды становится продуктом профессиональной деятельности тружеников PR. В основной массе эти организации решают ограниченный круг задач: в Москве речь идет о переделе рекламных мест, увеличении продаж больших экранов, атаках на московскую власть, сопровождении закона об экстремизме. При этом все вместе создают инверсию среды и уже способны управлять ходом общественных дискуссий. Это напоминает попытку построить гражданское общество из кружков по подрывному делу.

Сегодня "знаниями по управлению людьми", недоступными всесильным масонам "новой, свободной России" (фигура речи Керенского) владеет любой отдел по связям с общественностью. Это знание используется при продаже сигарет и пива, проведении переписи и досуга детей. А сколько бесхозных самураев бродит по выборным регионам, подобно странствующим продавцам лимонада!

В мобилизации масс не последнюю роль играют новые социальные движения "вместе и врозь", агрессия "журналистики разоблачений". Вся эта шумиха, призванная оказать моральное давление на ужесточение законодательства и правоохранительной системы, приводит к несколько иному эффекту. Спровоцированная коммуникационная лавина оборачивается стремительной девальвацией слов - происходит "перегрев" коммуникации. Драматизация проблем или их снижение вызывают коммуникационную инфляцию, в результате которой люди перестают доверять друг другу. Сама коммуникация нарушается, а растущее недоверие оборачивается слепым акционизмом, переходящим в прямое насилие и вызывающим ответное насилие.

Однако из событий на Манежной следуют и другие выводы. Символьное поражение власти - захват центра столицы бунтующей толпой - потребовало участия 5% населения столицы в 1917 году, около 1% в 1991 году (вспомним стотысячные толпы на Манежной). Теперь наблюдается снижение порога события более чем на порядок, до 8 тысяч статистов. Причем совсем не обязательно, чтобы вся толпа была вначале одинаково настроена. Психология толпы такова, что 25% дошедших до критической точки достаточно, чтобы толпа обезумела. Восемь тысяч участников на Манежной означает 2000 "агрессоров", разбитых на пятерки (данные включенного наблюдения). Подготовить 400 "сержантов" - задачка для выборов районного масштаба! По силам PR-конторе средней руки.

Горожане, не ставшие актерами общества спектакля прямо на большой дороге, приходят домой. И там с вечерними новостями присоединяются к аудитории. Именно это явление создает возможность для наиболее эффективного политического манипулирования. Таким образом, массовая коммуникация накладывает собственный отпечаток на городское общество. В мегаполисе сам воздух не только подменен смогом, но являет собой удушливую атмосферу провокаций.

Говорят, что возможности манипулирования человеческим поведением имеют естественные ограничения. Нас сильно обнадеживает факт, что мы не следуем закону Мура вслепую и не выбрасываем каждые 18 месяцев свой старый компьютер в окно.

Что же такое современный город - управляемый реактор для манипуляций или заведенная бомба, готовое к употреблению "комбинационное оружие"? Если все вместе взятое, то это здорово напоминает Чернобыль. Было известно, что реактор теоретически может взорваться. Но никто не предполагал, что управленцы сами будут отключать системы защиты, вводить положительные обратные связи. А затем попросту заниматься провокационными манипуляциями - "рванет - не рванет". Эффект может получиться самый ошеломляющий.

Возникает важный вопрос, способна ли длительная манипуляция стать фундаментом успешно развивающегося общества или хотя бы обеспечить его стабильность на длительную или среднесрочную перспективу. Более того, возможна ли сама длительная манипуляция или следует распустить массовое общество по домам.

Классики жанра пессимистически смотрели на такую перспективу массового общества. Хосе Ортега-и-Гассет писал "Масса выступает самостоятельно только в одном случае: когда творит самосуд; другого ей не дано"6. "Такие люди способны на сплочение и мобилизацию своих усилий только перед лицом внешней угрозы", - говорит тот же автор7.

Манипулятивная мобилизация вызывает необходимость перманентной революции страхов в виде создания новых угроз. Сам наркотик страха требует увеличения дозы, и мы опять попадаем в замкнутый круг все возрастающих манипуляций. Г.Лебон в дихотомии "общество - реактор для манипуляций или бомба" сделал однозначный выбор. "Знание психологии толпы составляет в настоящее время последнее средство, имеющееся в руках государственного человека, - не для того, чтобы управлять массами, так как это уже невозможно, а для того, чтобы не давать им слишком много воли над собой".

Среди снующих технологов и политических ткачей, неутомимо ткущих новое знание, всегда найдется человек, задающий простой по-детски вопрос: "Дяденьки, а оно не рванет?"

Примечания:



Вернуться1
Г.Лебон "Психология толп", Москва, Институт психологии РАН, 1998.



Вернуться2
Элиас Канетти "Масса и власть" (М. 1997). "Весть об огне внезапно обостряет всегда присутствовавшее в публике чувство массы. Общая, несомненная опасность порождает общий для всех страх. На какое-то время публика становится подлинной массой. Такого рода активный массовый страх великое коллективное переживание всех животных, которые живут стадом, быстро бегают и вместе спасаются <...> звон оконных стекол немало добавляет к удовольствию от процесса: это мощные звуки новой жизни, крик новорожденного. <...> Особенно бывает нужен, очевидно, такого рода шум в самом начале, когда собралось еще не слишком много народа и событий еще мало или вовсе не произошло. Шум сулит приход подкрепления, на него надеются, в нем видят счастливое предвестие грядущих дел".



Вернуться3
"Газета" #102(157) за 10.06.2002, стр.16.



Вернуться4
Л.Д. Троцкий Глава "18-я октября" из книги "Наша первая революция" Москва-Ленинград 1927г.- http://magister.msk.ru/library/trotsky/trotl200.htm Вот еще один пример манипуляции с символами из цитируемой главы книги Троцкого: "Граждане! Наша сила в нас самих. С мечом в руке мы должны стать на страже свободы. А царский манифест, - смотрите, - это простой лист бумаги. Вот он перед вами, а вот он, скомканный, у меня в кулаке. Сегодня его дали, а завтра отнимут и порвут на клочки, как я теперь рву эту бумажную свободу на ваших глазах!"



Вернуться5
Вот что пишет в своих записках А.Г.Елшин: "Красные реющие флаги на митингах вызывают агрессивность, превращают людей в толпу, стадо, где вся масса глупее каждого отдельного человека. Вытянутая рука большевистского оратора опять же воздействует подавляюще на волю отдельных людей, объединяя всех в безликую толпу. Истерические выкрики воспринимаются не умом, а сердцем, вызывая массовый психоз. Доведя толпу до экстаза, вождь-профессионал направляет людей на преступления, громятся магазины и общий разгул связывает всех". - http://www.sama.ru/~samaraart/samara/samara0018.htm



Вернуться6
"Вопросы философии", 1994 год, # 4, стр.122.



Вернуться7
Хосе Ортега-и-Гассет "Восстание масс", "Вопросы философии" ##3-4, 1989 г.