Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20020718-red.html

Махмуд, не поджигай!
Колонка редактора


Дата публикации:  18 Июля 2002

Мы продолжаем тему политического ислама. Для России эта тема куда более актуальна, чем для многих других стран, - по понятным причинам. Я не стану здесь воспроизводить евразийские лозунги и настаивать на "исламо-православном" характере "России-Евразии". Прежде, чем слиться с нашими "исламянами" в едином порыве евразийского патриотизма, следует слегка модифицировать наших будущих друзей. Ведь не секрет, что в некоторых "медресе" учат собирать-разбирать стингер, а арабский язык преподается на основе фраз типа "У папы меч, он этим мечом фигачит гяуров". Я вовсе не пытаюсь в чем-то обвинить ислам в целом и каждого мусульманина персонально. Просто исламское образование в нашей стране зачастую находится под контролем антигосударственных сил. Силы эти я здесь тоже конкретизировать и обсуждать не буду: государство без врагов - что солдат без спичек, с врагами надо бороться, и в данном случае основной фронт проходит вовсе не по горам Чечни.

К сожалению, высшие духовные органы мусульман в России враждуют друг с другом. При этом не надо забывать, что враждующие муфтии - сунниты. А есть еще и шииты, разделенные на секты, в каждой из которых авторитет принадлежит имаму... Тем не менее антигосударственные силы проникают во все эти враждующие друг с другом группы и организации. Но значит, государственные силы тоже могут туда проникнуть - объединяя мусульман вокруг неких идей и возможностей, актуальных вопреки религиозным разногласиям. Возможно, это проникновение произойдет через создание какого-нибудь единого - светского - органа по взаимодействию со всеми мусульманами (что-то между синодом и министерством по делам религий), однако органа, ведающего не только религиозной жизнью, а буквально всеми вопросами - от организации исламских учебных центров до сбора налогов с граждан, "записанных в мусульмане". Не исключено также создание "юридического анклава" для мусульман - то есть отдельного (шариатского) судопроизводства.

С одной стороны, здесь, конечно, есть опасность превращения мусульман в граждан "иного рода", "второго сорта" (или, наоборот, "первого сорта"), но этого можно избежать, если все будет правильно организовано. Зато с другой стороны, Россия может стать центром исламского образования и исламской культуры. Блага, которые этому воспоследуют, не нуждаются в перечислении: они вполне очевидны.

И если нам не удалось стать "Третьим Римом", может, у нас получится выстроить "Небесный Багдад"?

Кирилл Якимец