Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Фундаментализм религиозный и светский / Политика / < Вы здесь
Махмуд, не поджигай!
Колонка редактора

Дата публикации:  18 Июля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Мы продолжаем тему политического ислама. Для России эта тема куда более актуальна, чем для многих других стран, - по понятным причинам. Я не стану здесь воспроизводить евразийские лозунги и настаивать на "исламо-православном" характере "России-Евразии". Прежде, чем слиться с нашими "исламянами" в едином порыве евразийского патриотизма, следует слегка модифицировать наших будущих друзей. Ведь не секрет, что в некоторых "медресе" учат собирать-разбирать стингер, а арабский язык преподается на основе фраз типа "У папы меч, он этим мечом фигачит гяуров". Я вовсе не пытаюсь в чем-то обвинить ислам в целом и каждого мусульманина персонально. Просто исламское образование в нашей стране зачастую находится под контролем антигосударственных сил. Силы эти я здесь тоже конкретизировать и обсуждать не буду: государство без врагов - что солдат без спичек, с врагами надо бороться, и в данном случае основной фронт проходит вовсе не по горам Чечни.

К сожалению, высшие духовные органы мусульман в России враждуют друг с другом. При этом не надо забывать, что враждующие муфтии - сунниты. А есть еще и шииты, разделенные на секты, в каждой из которых авторитет принадлежит имаму... Тем не менее антигосударственные силы проникают во все эти враждующие друг с другом группы и организации. Но значит, государственные силы тоже могут туда проникнуть - объединяя мусульман вокруг неких идей и возможностей, актуальных вопреки религиозным разногласиям. Возможно, это проникновение произойдет через создание какого-нибудь единого - светского - органа по взаимодействию со всеми мусульманами (что-то между синодом и министерством по делам религий), однако органа, ведающего не только религиозной жизнью, а буквально всеми вопросами - от организации исламских учебных центров до сбора налогов с граждан, "записанных в мусульмане". Не исключено также создание "юридического анклава" для мусульман - то есть отдельного (шариатского) судопроизводства.

С одной стороны, здесь, конечно, есть опасность превращения мусульман в граждан "иного рода", "второго сорта" (или, наоборот, "первого сорта"), но этого можно избежать, если все будет правильно организовано. Зато с другой стороны, Россия может стать центром исламского образования и исламской культуры. Блага, которые этому воспоследуют, не нуждаются в перечислении: они вполне очевидны.

И если нам не удалось стать "Третьим Римом", может, у нас получится выстроить "Небесный Багдад"?

Кирилл Якимец


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Фундаментализм религиозный и светский' (архив темы):
Галина Хизриева, Ярослава Забелло, Этнорегиональные особенности ислама /17.07/
Ислам и политика в Дагестане. Тарикаты и ваххабиты.
Валерий Иванов, Битва муфтиев /16.07/
Ситуация в Российском исламе обернулась информационными войнами.
Ярослава Забелло, О чем думает безмолвное меньшинство? Окончание /15.07/
Два муфтия - две партии: подробности мусульманского раскола.
Сказка о мертвом вероучителе /12.07/
Правдивая история на ночь.
Против пустословия, или Каждому - по вере его /11.07/
В исламе воплощена тайная (и, кажется, со времен Мохаммеда несбыточная) мечта любого пиарщика - создать такую идеологию, которая одновременно позволяла бы "разводить лохов" и не требовала бы от автора никакого лицемерия. Колонка редактора.
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: