Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Фундаментализм религиозный и светский / Политика / < Вы здесь
Мир ислама
Дата публикации:  22 Июля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В современном мире бытует предвзятое отношение к Исламу, когда очень многие люди, как правило, не знакомые с Исламом, склонны олицетворять его с крайне нетерпимым религиозным течением, где берут корни радикальный политический экстремизм и терроризм. Все эти измышления, как минимум, недоразумение, а как максимум - искусственные состояния, приписываемые исламу и умело навязываемые общественному мнению силами, которые крайне заинтересованы в том, чтобы вбить клин между народами, между христианством и исламом. Ислам представляет собой сплетение разных традиций, но тот экстремизм, который часто выступает под маской Ислама, не имеет к нему никакого отношения. То, что происходило в Югославии, Афганистане, а затем и в Чечне, и преподносилось как исламский экстремизм - это абсолютно чуждые истинному духу ислама, искусственно вызванные противостояния. Корни этих конфликтов лежат не в религиозной почве, а в общей политической нестабильности, социально-экономической неустроенности, безработице, процветающих в этих странах. Однако СМИ в России и за рубежом зачастую представляют процессы, происходящие в этих социально нестабильных регионах, как исламскую угрозу, что в корне неверно.

Можно по-человечески понять эту неприязнь к исламу, которая сложилась сейчас в сознании традиционных европейцев. Сейчас в Европу хлынул очень большой поток мусульманского населения, которое очень трудно приспосабливается к традиционным нормам европейской жизни. Естественно, можно понять позицию хозяина, когда к нему в дом понаехало слишком много гостей, которые не собираются уезжать. В одной Великобритании насчитывается более 50 млн мусульман и среди них только 5 тысяч считаются коренными жителями. Остальные приехали из мусульманских стран, где понятия о нормах европейской жизни довольно смутные. Должно пройти время, чтобы мусульмане в Европе смогли по-настоящему адаптироваться к европейским культурным нормам.

В политическом исламе мы не видим ничего плохого. Десятки мусульманских, арабских государств живут по принципам, изложенным в Коране и Суннах Пророка, и их политики стараются по мере возможностей в процессе политического строительства придерживаться этих воззрений. Но следует сделать одну существенную оговорку: политический ислам не может быть далек от Ислама как такового, проповедующего принцип "Не навреди своему ближнему". Мы также не приветствуем принцип организации в России политических партий по конфессиональному признаку, будь то Ислам или любая иная конфессия. Это только разъединяет верующих людей. Нет и не может быть партии, созданной на религиозной основе, не только согласно Конституции, но и по нормам религиозной совести. Все уверовавшие в Бога находятся в одной партии, но эта партия неполитическая.

Ислам нельзя отождествлять с экстремистским культом, это такая же традиционная конфессия, как христианство и иудаизм, исповедующая миролюбие и терпимость. Корни наших религий - одни и те же, у нас общее Предание. Почвы для столкновения между исламом и христианством в России не было и нет. Доказательством этого служит вся наша история, где вы не найдете прецедентов межконфессиональных столкновений между христианами и мусульманами. Россия для всех нас - святая Родина, где лежат могилы наших предков, и это нас объединяет, а не разъединяет. Опыт мирного сосуществования ислама и христианства в России уникален. В отличие от Европы, где наши конфессии исторически столкнулись как колонизаторы, в России процесс распространения влияния христианства и Ислама шел мирным путем, путем традиционного взаимного уважения. Все мы помним заветы наших предков и, каждый по-своему, исполняем их.

За последние 9-10 лет попытки разобщить нас происходили и происходят сейчас. Для нас наиболее болезненной проблемой этого процесса является ваххабизм. Традиционный ислам воспринимает ваххабизм как еретическую профанацию ислама, а вовсе не в качестве равноправного мусульманского исповедания. Ни Бен Ладен, ни какой-либо иной ваххабитский деятель не может проповедовать Ислам. Ислам - это Священная Вера и традиция, берущая свое начало от Адама, Авраама и Пророка. Есть Священная Книга - Коран, есть Сунны Пророка и учение с великой историей. Ваххабиты вырывают из священного контекста Сунн куски и произвольно толкуют их, извращая самую суть Ислама. Они не вспоминают слова Пророка, призывающие к терпимости по отношению к другим конфессиям, имеющим общее с Исламом Предание: "Мы дети разных матерей, но Вера у нас одна". Никогда Ислам не признавал захватнических войн, как это пытаются представить ваххабиты. Оправдания агрессии, обмана, уничтожения людей, безвинных жертв ради "веры" вы не встретите ни в Коране, ни в суннах Пророка. Ислам требует сохранять и защищать свою страну и семью, поэтому Священную войну - Джихад, можно объявлять только ради этих целей, в качестве справедливой и оборонительной войны. Вера в Бога не может призывать к уничтожению Его высшего творения - человека. В Исламе даже неверующие достойны не ненависти, а сострадания и духовной помощи.

Сколько ни пытаются адепты ваххабизма насадить его в России в массовом порядке, среди традиционного мусульманского населения никогда он не воспринимался и не будет воспринят. Среди традиционных прихожан мечетей ваххабитов практически нет, ваххабизм распространен преимущественно среди молодого духовенства, но даже они составляют очень незначительную часть. Тем не менее есть опасность, что ваххабитов станет значительно больше, чем теперь. Сотни и тысячи молодых людей уезжают учиться в мусульманские центры за рубежом, где в их сознание внедряется ваххабитская ересь, в результате чего они возвращаются в Россию совсем иными людьми.

Однако мне хочется еще раз подчеркнуть, что никакого реального раскола в российском мусульманстве нет. Есть буря в стакане между отдельными личностями. Мусульмане по-прежнему едины в Вере, они спокойно трудятся и воспитывают детей. За моей позицией стоит 213 лет существования ЦДУМ и поддержка муфтиятов России, а также 22-летний опыт председательства в ЦДУМ. Хочу еще раз пояснить, что наши отношения с Русской православной церковью всегда, во все века были стабильными и дружественными. Мы во многом стоим на общих позициях, и ничего плохого в этом я не вижу. То, что мы живем с РПЦ в полном мире и взаимном понимании - не повод обвинять нас в неверии, как это пытаются сделать Совет муфтиев России и Равиль Гайнутдин. В заявлении от 29 мая, подписанном представителями ЦДУМ и Координационным Центром Мусульман Северного Кавказа, где есть подпись и председателя ДУМ Чечни муфтия Ахмада Шамаева, мы решительно осуждаем ваххабизм и тесно связанные с ним экстремизм и терроризм. Мы осуждаем теракт в Каспийске, унесший жизни многих невинных людей. Равиль Гайнутдин и его сторонники отказались подписать этот документ, и это свидетельствует о них лучше всяких слов. Что можно сказать о человеке, который до 1999 года открыто поддерживал позицию ваххабитов в Чечне и лишь в ноябре того же года вдруг изменил свою позицию на противоположную, но до сих пор считающий, что ваххабизм - нормальное течение ислама? Кто дал ему право обвинять нас? Мы считаем, что высший Судия - Бог, а вовсе не Равиль Гайнутдин. Мы выступаем за то, чтобы встречаться с другими конфессиями не на поле битв, как это хочется некоторым, а за круглыми столами, где следует решать не вопросы несуществующей вражды, а вопросы мирного сосуществования. Для этого сейчас имеются все средства: СМИ, Интернет и вся развитая система современных коммуникаций.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Фундаментализм религиозный и светский' (архив темы):
Александр Дугин, Ислам и этнархия /19.07/
Вместо сказки на ночь - материал для размышлений. Важнейшие сегменты Государства наиболее эффективно могут управляться именно этнархическими принципами.
Галина Хизриева, Ярослава Забелло, Этнорегиональные особенности ислама: ислам и политика в Дагестане. Окончание /18.07/
Ощущение войны в Дагестане витает в воздухе, но, как ни странно, служит ее предотвращению, поскольку усиливает самоорганизацию населения и заставляет общины ужесточать нормы, которые предписывают воздержание от открытого конфликта.
Махмуд, не поджигай! /18.07/
В порядке "маниловщины": а почему бы России не стать центром исламской культуры? Колонка редактора.
Галина Хизриева, Ярослава Забелло, Этнорегиональные особенности ислама /17.07/
Ислам и политика в Дагестане. Тарикаты и ваххабиты.
Валерий Иванов, Битва муфтиев /16.07/
Ситуация в Российском исламе обернулась информационными войнами.
Талгат Таджуддин
Талгат
ТАДЖУДДИН
Верховный муфтий России

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: