Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20020725-iv.html

Битва муфтиев. Окончание
Ситуация в Российском исламе обернулась информационными войнами

Валерий Иванов

Дата публикации:  25 Июля 2002

Окончание. Начало - здесь.

От редакции: мы не присоединяемся к заявленной позиции, но и не рвемся ее опровергать. Если кто-то из лиц, упомянутых ниже, сочтет необходимым выступить со своей версией событий, мы обязательно это выступление опубликуем.

Муфтий шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин занимает пост главы Центрального Духовного Управления мусульман России и европейских стран СНГ с 1980 года. За этот период число мусульманских общин с 94 выросло до 2,5 тыс. Религиозное образование Таджуддин получил в Бухарском медресе "Мир-Араб" и в Каирском мусульманском университете "аль-Азхар". По сей день является официальным представителем мусульман России в Организации "Исламская конференция", ЮНЕСКО, Европейской лиге мусульман, вместе с А.Дугиным был одним из инициаторов создания общероссийского политического общественного движения "Евразия", а после недавнего преобразования движения в партию "Евразия", одним из первых заявил о ее поддержке.

Распад СССР сделал возможным беспрепятственное проникновение ваххабитских миссионеров в Россию. Официальная власть тогда не могла (да и не хотела, особенно в национальных регионах) этому помешать. Одним из главных условий скорейшей "ваххабизации" российских мусульман должно было стать разрушение их организационного единства, а именно, еще единой на тот момент структуры ЦДУМ. Для этого арабскими миссионерами среди руководства ЦДУМ второго эшелона были найдены люди, согласившиеся принять участие в расколе ЦДУМ. Но и сам по себе раскол ЦДУМ еще не самое страшное явление. На своей пресс-конференции 24 июня 2002 г. одной из главных угроз Талгат Таджуддин назвал непрекращающееся по сей день распространение ваххабизма. По мнению верховного муфтия, сегодняшние ваххабиты уже не так открыто заявляют о своей принадлежности к этому течению: "Последние два с лишним года они говорят очень правильные вещи, осуждающие экстремизм. Но если и возможно изменится в настоящем, то прошлое уже изменить нельзя". На этой же пресс-конференции Верховный муфтий еще раз, публично называет имена пособников ваххабизма это: "ДУМЕР (Равиль Гайнутдин), ДУМ Республики Татарстан (Гусман Ицхаков), Бугурусланский муфтият (Исмаил Шангареев) и ДУМ Азиатской части России (Нафигула Аширов)".

Выпускник Казанского театрального училища, муфтий Равиль Гайнутдин, бывший когда-то секретарем Талгата Таджуддина, в 1988 был назначен им на должность главного имам-хатыба Московской соборной мечети. Поставив эту мечеть под свой контроль, Равиль Гайнутдин сделал ее штабом всех раскольничьих инициатив, последнюю из которых - Совет муфтиев России - сам и возглавил. С началом реформ и появлением в России саудовских денег, имам-хатыб Гайнутдин почувствовал в себе силы для того, чтобы самому стать верховным муфтием, но так как этот пост на тот момент все еще занимал Талгат Таджуддин, пришлось создавать свои, параллельные ЦДУМ, мусульманские структуры в России. Благо деньги на это нашлись. Позже по его инициативе при мечети была создана "служба безопасности". Постепенно Равиль Гайнутдин, при содействии московских властей захватил все московские мечети. Об этом, в частности, свидетельствует и документ, в котором Гайнутдин обращается к Лужкову с просьбой "передать Духовному управлению мусульман Европейской части России право бессрочного и безвозмездного пользования зданиями исторической мечети и административного учебного корпуса", что вскоре и было сделано московскими властями.

На учредительном меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России 29 января 1994 г. Гайнутдин был избран муфтием, председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЦЕР, позже переименовано в ДУМЕР). Почти сразу после регистрации при ДУМЕР открывается исламский колледж с преподавателями из Саудовской Аравии и Турции. Это стало уже откровенным вызовом традиционному исламу и 17 января 1995 г. в Уфе съезд мусульман России и европейских стран СНГ, представляющий 2,5 тыс. мусульманских общин, лишил Гайнутдина сана и отстранил от исполнения обязанностей священнослужителя "за поддержку раскольничьих действий арабских организаций, за нарушение традиционных канонов российского ислама". Подробности раскола уже многократно описывались в российской прессе. Тогдашней власти единство мусульман казалось опасным, а ваххабизм, напротив...

В том же ключе действовал еще один "коллега" Гайнутдина (тоже из числа учеников Таджуддина) - самопровозглашенный муфтий Нафигулла Аширов, объявивший себя главой т.н. "Духовного Управления Мусульман Азиатской Части России" (ДУМАЧР). Аширов знаменит своими прямыми проваххабитскими декларациями, а также поддержкой действий по взрывам буддистский святынь. Вообще Аширов - весьма колоритная фигура. Родом из Тобольска, он окончил областной техникум культуры, однако дальнейшая деятельность Аширова носила весьма сомнительный характер. Об этом свидетельствуют два уголовных дела: за грабеж и за нанесение тяжких телесных повреждений. Но пути Господни, как говорится, неисповедимы. Уголовник-рецидивист вдруг неожиданно обнаружил, что он - благочестивый мусульманин. Достаточно благочестивый, чтобы стать муфтием... Тем более неудивительно, что двое из имамов уже ставшего муфтием Аширова были арестованы - один по обвинению в распространении наркотиков, второй за участие в подготовке и реализации терактов на Ислама Каримова. Помощником Аширова по ДУМАЧР становится уже упомянутый здесь Абдуль-Вахед Ниязов (Медведев), пользующийся в кругах традиционного ислама скандальной репутацией (от его проделок в финансовой и моральной областях приходилось неоднократно открещиваться и самому Гайнутдину). Если добавить к этому довольно лояльного к ваххабизму карманного шаймиевского муфтия Гусмана Ицхакова, то картина раскола в российском исламе на момент основных событий приобретала довольно зловещие черты раскола самой России, разделяя ее на суверенные зоны ваххабитского исламистского влияния.

ДУМ РТ было создано в феврале 1998 г. по личной инициативе Минтимера Шаймиева. Специально для этой организации была разработана идеология так называемого "евроислама" или "просвещенного татарского ислама" - своего рода мусульманского протестантизма, при ближайшем рассмотрении практически неотличимого от ваххабизма. Вначале ДУМ РТ возглавил Габдулла Галиулла. Установив тесные связи с ваххабитскими центрами Саудовской Аравии, Г.Галиулла не смог преуспеть в "перетягивании" мусульманских общин от ЦДУМ, кроме того, у него не сложились личные отношения с Шаймиевым. После ухода Г.Галиуллы главным татарским муфтием был назначен брат жены Габдуллы Галиуллы (кроме того, его первый заместитель по ДУМРТ, сопровождавший его в поездках в Саудовскую Аравию), сын "духовной наставницы" жены президента Шаймиева муфтий Гусман Исхаков. Новый "глава мусульман Татарстана" немедленно получил в свое распоряжение особняк в центре Казани, огромные беспроцентные кредиты, солидные налоговые льготы для коммерческой деятельности, беспрепятственный доступ к республиканским СМИ, и главное, право насильственно выдворять отказывающихся переподчинять свои общины мусульман из мечетей. И именно Ицхаков стал первым, кто официально пригласил Папу римского в Россию. Об этом свидетельствует документ за его подписью от 3 ноября 2000 года, где Ицхаков выражает Папе высокую признательность и приглашает "посетить республику и ее столицу" <...> "Несомненно, ваш визит стал бы плодотворным не только для татарстанских католиков, но и для жителей всей республики, более того, татар всего мира".

С приходом нового президента ситуация изменилась на противоположную. Ваххабитом теперь быть не модно, а с расколом надо бороться. И каждый делает это по-своему.

Истинные борцы с ваххабизмом

Бороться с расколом в исламе взялся бывший сотрудник министерства юстиции Александр Ильич Кудрявцев. Зарегистрировав, вместе с тогдашним министром Юстиции Ковалевым "Совет Муфтиев России", Кудрявцев вскоре добровольно понизился в должности и из Минюста перешел работать в Администрацию Президента рядовым сотрудником Отдела по связям с общественными и религиозными организациями, специализирующимся на вопросах ислама. Параллельно, не с не меньшим усердием Кудрявцев занимается и борьбой с ваххабизмом. Причем выполнение этих задач реализуется чуть ли не буквально: для того, чтобы ваххабизма не стало - ваххабитам всего лишь нужно подписать официальную бумагу, что они не ваххабиты, а для устранения противоречий между двумя муфтиями нужно убрать обоих и назначить нового. Вот так, многолетние проблемы России, оказывается, решаются довольно просто.

Для выполнения первой задачи было запланировано создание "Высшего исламского совета", куда по замыслам Кудрявцева должны были войти Талгат Таджуддин, Равиль Гайнутдин (на правах заместителя Таджуддина) и Магомед Албогачиев. Ставя свою подпись на одном соглашении с Талгатом Таджуддином, Равиль Гайнутдин, находящийся в Москве и имеющий все информационные и пиар преимущества перед Талгатом - получает все. Понимая, что в этом случае Гайнутдин полностью "легализуется", Таджуддин и Албогачиев консолидировано выступили резко против этой инициативы, о чем и заявили на встрече с Путиным 9 мая 2002 года, на что Президент ответил, что разделяет их беспокойство, и что указания создавать данный Совет он не давал. Следующей попыткой "легализовать" Гайнутдина стала вышеупомянутая конференция "Ислам против Терроризма". На конференции Равиль вместе Талгатом должен был подписать заявление, осуждающее ваххабизм, тем самым, снять с себя обвинения в ваххабизме - "раз подписали - значит не ваххабиты". А раз не ваххабиты - значит одна из задач Кудрявцева - устранение ваххабизма - была бы решена. Но и эта попытка не удалась.

Сам Талгат Таджуддин так комментирует эти попытки: "Теперь же эти люди, на протяжении десятилетия способствовавшие распространению ваххабизма в России, предлагают нам объединится в "Высший исламский совет" <...> "Мы понимаем необходимость объединения мусульман России для укрепления мира, стабильности и взаимопонимания, но, в то же время, мы не можем поступаться своими принципами, ибо распространение ваххабизма и религиозного экстремизма не происходит в одночасье. И нам известно, как это происходило и при чьем содействии. Объединение с вышеназванными структурами, до тех пор, пока они не покаялись в своих деяниях прошлого, на наш взгляд - неуместно, кощунственно и противозаконно" (24.06.02, пресс-центр "Мир-новостей").

...за звание любимой мечети Президента...

Следующая задача - устранение раскола путем устранения раскольников. Тут-то и появляется совершенно "новая" фигура - имам мечети на поклонной горе Шамиль Аляутдинов. Человек, не "запятнанный разборками" муфтиев, да к тому же имеющий финансовую поддержку из-за рубежа. В исламском мире Аляутдинов прослыл сторонником таких организаций, как "Братья мусульмане", Хамас и пр. Ему принадлежит фраза "любой мусульманин, который проголосует за Путина, будет считаться неверным", а фетву, отклоненную на конференции, предложил Кудрявцеву именно Аляутдинов. Но и сам он не является ее автором, переписав текст у некоего Юсефа Аль-Кардави, арабского исламского деятеля, живущего в Катаре и преподающего там в одном из ваххабитских учебных заведений. Этот текст был опубликован в книге Кардави несколько лет назад. Почему именно Аляутдинов стал новым фаворитом Кудрявцева, пока что остается загадкой.

В декабре прошлого года Кудрявцев пытался любыми средствами затащить Талгата Таджуддина в мечеть на Поклонной горе. Это также было необходимо для того, чтобы придать ей "легитимности". Только после такого высокого визита можно было представлять хозяина мечети Аляутдинова - президенту, а затем пытаться устроить визит президента в эту мечеть, ведь появление президента является сигналом для признания первенства. По этой же причине видеть Путина в своей мечети страстно желает и Равиль Гайнутдин: "в администрации президента есть люди, которые не хотят, чтобы президент сделал политический шаг - приехал в главную мечеть столицы. Приезд президента России означал бы придание этому месту значения политического центра ислама в России" ("Газета" 10.06.02). Но если так, то Путин уже сделал свой выбор относительно центра ислама. Год назад он посетил мечеть Талгата Таджуддина в Уфе. Именно поэтому Кудрявцев так желал видеть Талгата в мечети на Поклонной горе. Однако и это не удалось.

Цепочка неудач, завершившаяся провалом конференции, видимо, и послужила поводом беспрецедентной атаки на Талгата Таджуддина со стороны противников. В своем интервью "Газете", озаглавленном "Ему вручают дрова со словами: "готовься гореть в аду" - Равиль Гайнутдин обрушивается на Талгата со всеми мыслимыми и немыслимыми обвинениями: "Этот человек находится в тяжелом духовном кризисе, совершает аморальные поступки, не соблюдает нормы ислама" <...> "О нем люди говорят: надевший митру и носящий чалму Шайтан". Одним из обвинений Гайнутдина является также то, что в окружении Талгата Таджуддина присутствует бывший подполковник ФСБ Мулланур Табаев. Однако по утверждению самого Табаева окружение Гайнутдина просто пестрит "бывшими": Рефат Османов, Умар Идрисов, а некто Муртазин даже заведует исламским колледжем, находящемся под патронажем СМР. Вообще исламское образование - одно из главных направлений Гайнутдина: "В начале 90-х годов несколько сот наших молодых людей поехали в институты и университеты Королевства Саудовской Аравии. Потому что Королевство Саудовской Аравии оплачивало все расходы пребывания наших студентов в своих исламских высших учебных заведениях <...> подростки 12-14 лет направлялись на учебу в исламские учебные заведения Турции, Саудовской Аравии, Кувейта" ("НГ-религии", 29.11.2000). Теперь же у СМР есть и свои учебные заведения в России, правда преподаватели в них те же, что и раньше. Здесь уместно будет вспомнить и другие высказывания Гайнутдина: "Ваххабизм основан на учении Корана и Сунны Пророка. Принятие в России какого-либо закона о запрете ваххабизма будет означать ущемление прав и конституционных свобод наших граждан-мусульман". ("НГ-религии", 29.11.2000).

Обострение противостояния в Российском исламе, как видно, может иметь два варианта разрешения ситуации: либо ваххабитское лобби будет легализовано, вопрос о ваххабизме формально "снят", либо Президент лично вмешается, и, волевым решением, опираясь на свой авторитет в мусульманском мире, обозначит приоритеты государства в российском исламе.