Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Россия и мир / Политика / < Вы здесь
На южном фронте без перемен
Внешняя политика прошлой недели

Дата публикации:  8 Августа 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

С сожалением приходится констатировать, что по всему периметру своих границ Россия обременена нерешенными проблемами. Другое дело, что одни из них являются "горячими", а другие - "теплыми" или даже "теплохладными". На прошлой неделе российские политики и чиновники с разной степенью интенсивности окучивали весь периметр. Попробуем пройтись по часовой стрелке.

На сопках Хоккайдо

На самом Дальнем Востоке это, во-первых, "курильский узел", который мешает Москве наладить конструктивные добрососедские отношения с Японией. На прошлой неделе министр иностранных дел Игорь Иванов встретился в рамках Регионального форума АСЕАН со своей японской коллегой Иорико Кавагути. Мидовское сообщение об этой встрече отличается лаконичностью, которая заставляет читать между строк. Мининделы, сославшись на кананаскинские договоренности премьер-министра Дзюньитиро Коидзуми и ВВП, говорили о "путях углубления взаимодействия России и Японии в международных делах". Это, впрочем, не удивительно, так как в международных раскладах между Москвой и Токио практически нет точек пересечения интересов. Даже усиление позиций России на Дальнем Востоке вызывает у японских лидеров не раздражение, а скорее облечение, так как Москва в целом работает на урегулирование тех конфликтных ситуаций (в частности, между Северной и Южной Кореями), в которые Япония не может сунуться с собственной инициативой. Исторические претензии континентальных игроков к Токио еще не изжиты.

Конечно, обращает на себя внимание отсутствие какого-либо упоминания о проблеме Южных Курил ("Северных территорий"). Или обсуждение этого - главного - вопроса прошло под рубрикой "рассмотрены некоторые вопросы российско-японских отношений"? Однако само отсутствие отдельного упоминания "курильского вопроса" настораживает. Особенно если учесть тот факт, что г-н Коидзуми после встречи восьмерки в Кананаскисе понял, судя по его заявлениям, что с Россией надо вести диалог. Фактическое замораживание активных отношений во время премьерства Коидзуми становится для Японии просто-напросто вредным, так как Россия, во-первых, не обещает развалиться в ближайшее время, и потому Южные Курилы не посыпятся в руки Токио сами собой, а во-вторых, новый уровень взаимодействия Москвы с западными лидерами и Пекином вынуждает Токио прыгать на подножку уходящего поезда. Позиция ожидания на берегу реки момента, когда мимо проплывет труп твоего врага, становится контрпродуктивной. Во-первых, потому, что можно замерзнуть ожидаючи, а во-вторых, "враг" уже вылез из реки и спокойно пьет чай в местной чайной. Так что лучше отправиться туда же и попытаться договориться.

Возможно, мидовские спичрайтеры знали, что любопытных наблюдателей насторожит отсутствие в официальном сообщении о встрече Иванова и Кавагути хоть какого-то упоминания о проблеме Южных Курил, и именно для них, любопытных, была вписана итоговая фраза: "Встреча прошла в дружественной обстановке". Мол, не волнуйтесь, о Курилах как о мертвых - либо хорошо, либо ничего.

И кстати, почему бы все-таки не поставить в открытую вопрос о передаче Японии Южных Курил? Или, скажем, не договориться о кондоминиуме? Ведь ясно, что дивиденды от такого шага - как экономические, так и политические - будут огромные. А сейчас, когда идет "битва гигантов" за находящуюся на противоположном конце России (и даже в другой части света) Калининградскую область, можно так разыграть карту Курил, что никто не упрекнет Кремль и лично ВВП в том, что он распродает русскую землю. Находящая внутри благоустроенной обжитой Европы калининградская земля ни в какое сравнение не может идти с парой-тройкой скал в океане на очень Дальнем Востоке. Зато компенсация японского психоза позволит серьезно увеличить темпы благоустроения нашего Дальнего Востока, который в этом весьма нуждается.

Вчера, когда я писал этот обзор, пришла информация о том, что г-жа Иорико Кавагути намерена аккурат перед поездкой в Москву обозреть Южные Курилы в бинокль с мыса Носсапу, что на самом северном японском острове Хоккайдо. Это такая японская народная игра, в которой главное - не выиграть, а продемонстрировать соседям, что игра продолжается. Последним японским политиком, взбиравшемся с биноклем на сопки Хоккайдо, был экс-премьер Иосиро Мори, что говорит в общем-то о том, что такое демонстративное обозрение "владений своих" не является, по большому счету, недружественным актом по отношению в России. Северные территории для Токио - это как болезнь, которая не мешает вести активный образ жизни.

Колонизация, оккупация или развитие?

Далее по часовой стрелке - Китай, конфликты с которым носят пока что латентный характер. Это, прежде всего, проблема нелегальной иммиграции, которая в перспективе может привести к колонизации (или оккупации де факто?) дальневосточного региона и Сибири. Но это как посмотреть. Ведь, учитывая малонаселенность чрезвычайно богатой сибирской земли, можно продумать механизм регулируемой иммиграции. Скажем, 50 тысяч китайцев, вьетнамцев и, в ближайшем будущем, северных корейцев в год при продуманном их распределении по региону могли бы принести пользу российской экономике, во-первых, и сделать отношения со странами-донорами более тесными, во-вторых. Известно, что китайская, например, диаспора является для стран обитания источником, в том числе, инвестиций.

Интересно было бы в этой связи познакомиться с черновиком законопроекта о миграции, который подготовил по просьбе ВВП Константин Пуликовский. Сам полпред президента на Дальнем Востоке считает, что его проект, во-первых, поможет удержать на родине дальневосточников (паспорта, что ли, забрать у них, как во время оно у колхозников?) и, во-вторых, привлечет людей из других регионов и стран СНГ. Впрочем, для нас наиболее интересна третья часть законопроекта, которая, по мнению все того же г-на Пуликовского, будет способствовать грамотному использованию иностранной рабочей силы. Этот вопрос наиболее актуальным назвал и ВВП. А сам факт, что черновой вариант законопроекта о миграции поручено разработать именно дальневосточному полпреду, говорит о том, какая категория иммигрантов прежде всего имеется в виду.

Казахстан и другие страны Центральной Азии тоже являются для России постоянным источником нестабильности: нелегальная иммиграция, наркотрафик и перманентная угроза исламского экстремизма, как экспортированного из Южной Азии, так и доморощенного.

В этой связи стоит отметить слова г-на И.Иванова о "поясах безопасности" в Центральной Азии, сказанные им на сессии Постминистерской конференции в формате "АСЕАН+10" на прошлой неделе. Признавая тот очевидный факт, что в ближайшее время Афганистан останется главным поставщиком наркотиков в Евразии - "слабость афганских властных структур, высокая рентабельность местного наркобизнеса, огромные финансовые возможности транснациональной наркомафии", - г-н Иванов призвал международное сообщество, по существу, смириться с военным присутствием России в Центральной Азии. Мало того, что будет укрепляться и наращиваться погрангруппа ФПС России в Таджикистане, Москва намерена также создать второй "пояс безопасности" на росийско-казахстанской границе. Таким образом Россия фактически будет контролировать военную составляющую Шанхайской организации сотрудничества. Стоит отметить, что такая открытая позиция России не встретила - пока! - особого сопротивления со стороны США, которые, напротив, подтвердили, что их военные базы в ЦА являются временными. Остается подождать, какую позицию займет в этом вопросе Китай, который имеет прямые интересы в регионе. А Пекин, как известно, спешит медленно.

Впрочем, г-н Иванов подкинул китайцам большой пряник, подтвердив решительную и однозначно пропекинскую позицию России по тайваньскому вопросу: "Неизменно продолжаем считать тайваньскую проблему сугубо внутренним делом Китая. Рассматриваем Тайвань в качестве неотъемлемой части Китая, а правительство КНР - единственным законным правительством страны. Выступаем против ситуации "одного Тайваня, одного Китая", либо "двух Китаев". Да, если вспомнить анекдот про разницу между дипломатом и женщиной, в котором если первый говорит "нет", то он уже не дипломат, в Тайбэе г-на Иванова могут вычеркнуть из списка дипломатов.

Каспий: переговоры в Тегеране и российские учения

Еще до начала учений Каспийской флотилии прошли переговоры пяти прикаспийских государств на уровне замминистров иностранных дел, на которых обсуждался вопрос о правовом статусе Каспия. Даже по официальному заявлению видно, что этот раунд переговоров опять - как и на ашхабадской встрече на высшем уровне в апреле - закончился пшиком. Стороны остались при своем мнении. А именно: Россия, Казахстан и Азербайджан предлагают разделить морское дно по модифицированной срединной линии; Иран против такого раздела, после которого ему достанутся всего 13% дна, и предлагает разделить Каспий по принципу кондоминиума. Тегеран, впрочем, не против обсуждения и другого варианта - нарезки моря на пять равных частей, при которой каждому достанется по 20% (правда, этот вариант категорически не устраивает едва ли не всех остальных участников переговорного процесса). Туркмения - точнее будет говорить, Туркменбаши Ниязов, маршал, поэт и знатный конезаводчик - похоже, против всех вариантов раздела, но и своих не предлагает. Вообще, поведение Ашхабада на внешнеполитической сцене вызывает порой недоумение. Такое впечатление, что г-н Ниязов настойчиво подает региону и миру сигнал: "У меня есть мои туркмены, и больше мне никто не нужен". Да, он, конечно, отец всех туркмен и может вообще "закрыть" государство от внешнего мира, но, пардон, как быть с теми непосредственными соседями, с которыми у Ашхабада есть спорные вопросы? Как, например, с Азербайджаном по поводу месторождений Азери и Чираг?

Вообще, переговоры о правовом статусе Каспия могут затянуться на годы. Главное - не довести дело до реального противостояния. Прецедент ведь уже был, когда в июле прошлого года между Ираном и Азербайджаном едва не произошло открытое военное столкновение на спорном участке Каспия. Надо сказать, что Россия страдает от таких "завязок", может быть, больше всех, так как в результате, например, конфликта между Тегераном и Баку увеличилось военное влияние на каспийский регион США и Турции. Вашингтон в начале этого года отменил запрет на поставку вооружений Азербайджану (ну и Армении заодно, чтобы обидно не было), а Анкара - после консультаций с США - направила в Баку 10 военных самолетов F-5. Гейдар Алиев же лишний раз доказал, что, сидя на богатых нефтяных месторождениях, он готов вести себя что твой ласковый теленок, стремящийся получать "молоко" от всех маток сразу, даже если они не очень-то дружат между собой.

Так что, ввиду запутанности и долгосрочности процесса раздела Каспийского моря, ВВП решил провести масштабные военные учения Каспийской флотилии. И проводит. Причем этот шаг - очень по-разному встреченный западными и восточными наблюдателями за состоянием дел в каспийском регионе - оказался на редкость удачным и уже принес результаты. Во-первых, он отделил зерна от плевел, то есть показал, кто готов на сегодняшний день вести предметный разговор об урегулировании каспийских дел, а кто, как Иран, не готов к компромиссам или, как Туркмения, вообще не хочет договариваться. Это стало ясно по степени участия каспийских государств в учениях, на которые были приглашены все. Астана и Баку приняли непосредственное участие в учениях, Тегеран прислал наблюдателей, а Ашхабад вообще занимался своими делами.

Другой результат имеет перспективное политическое и экономическое значение. И отнюдь не в том смысле, в каком его восприняли, например, в Вашингтоне, - демонстрация силы и попытка военно-политического давления на соседей, прежде всего на Иран. Сбор-поход вообще, по-моему, не был демонстрацией инструмента давления, типа "кто в море хозяин". Это была демонстрация заинтересованным региональным игрокам, что российская флотилия - с помощью со стороны соседей или без оной - может, во-первых, вести борьбу с контрабандными коридорами и наркотрафиком и, во-вторых, обеспечить безопасность нефте- и газопроводов, а также транспортных коридоров, которые проходят и буду проходить по Каспию.

Кроме того, сбор-поход ответил на противоречивую позицию Тегерана, который, с одной стороны, обещает спустить на каспийскую воду мощную флотилию, а с другой - призывает к демилитаризации моря. Это в таком-то регионе? Может быть, вообще снять с боевого дежурства сторожевые и патрульные суда, чтобы "новые сарацины" взрывали и захватывали грузовые транспорты, как они делают это в Юго-восточной Азии? Тогда о каком "проекте века" - в смысле о транспортном коридоре "Север-Юг" - можно вести речь? Какой сумасшедший отправит свой груз из Индии в Северную Европу через море, в котором транспорты не обеспечены надежной охраной? А ведь это не Северное море, окруженное Великобританией, Скандинавией и континентальной Европой, где набеги викингов стали красивой, но легендой. Это все-таки регион, который, например, Збигнев Бжезинский называет "евразийскими Балканами".

Вообще, если американские эксперты склонны видеть в деятельности Москвы на Каспии только лишь стремление подмять под себя весь региональный газо- и нефтетранзит, то не менее важными представляются, во-первых, обеспечение функционирования транспортного коридора "Север-Юг", который в перспективе не только один должен приносить в российскую казну до миллиарда транзитных долларов в год, но и сыграть важнейшую геополитическую роль в обустройстве России в Евразии, а во-вторых - рыболовство. По мнению экспертов, "экспортная ценность биоресурсов Каспия соизмерима с поступлением средств от экспорта каспийской нефти, а сам этот экспорт не требует сложных инфраструктур и огромных капиталовложений" (Г.Войтоловский, Н.Косолапов).

В любом случае, головная боль у Москвы по поводу каспийского урегулирования - это надолго. Но нет худа без добра. До тех пор, пока правовой статус Каспия не определен, по-настоящему мощные нефтяные игроки не начнут большую игру в регионе, а потому у России есть время для того, чтобы сконцентрировать там силы и капиталы.

Грузия на грани нервного срыва

События, которые разворачивались на прошлой неделе вокруг российско-грузинской границы, до такой степени ненормальны, что заставляют говорить о невменяемости грузинских властей. Совершенно непонятно, на что рассчитывает Шеварднадзе. Можно согласиться с г-ном Карагановым, который определил Грузию как "разваливающееся государство". "Оно управляется коррумпированным руководством, - говорит политолог, - для которого единственный способ удержаться у власти - создать видимость внешней угрозы". Однако выбор в качестве внешней угрозы России - это вчерашний день. Сегодня такой номер уже не пройдет. Не зря Шеварднадзе получил по поводу прорыва чеченских боевиков на российскую территорию неблагоприятную в целом прессу на Западе. Похоже, Эдуард Амвросиевич с его патологической русофобией достал уже всех - и врагов, и друзей. Это, кстати, прекрасно понимают и в Тбилиси, где не только оппозиционные, но и лояльные Шеварднадзе политики готовятся принять из его рук бразды правления.

А что Россия? Думается, настал тот момент, когда есть резон пойти дальше заявлений. Так, предложения некоторых российских политиков обратиться в ООН с предложением провести на севере Грузии - в Панкисском ущелье - международную антитеррористическую операцию уже не выглядят излишне радикальными. Почему бы и нет? В любом случае, само обсуждение в ООН этого вопроса будет только на руку Москве.

Другое дело, что нельзя доводить Тбилиси до истерики, потому как в этом состоянии Шеварднадзе может сорваться и спровоцировать боевые действия в Абхазии. А это может привести уже к большой кавказской войне. Шеварднадзе может именно в этом увидеть для себя шанс удержаться у власти. А Россия при таком раскладе окажется в очень трудном положении, потому как в случае развязывания Тбилиси военных действий со стороны Абхазии с грузинскими частями будут воевать в большинстве своем абхазы, ставшие российскими подданными.

Так что лучший, кажется, сценарий для Кремля - усиления давления на Тбилиси через международные организации и буферные силы, как - в данном случае - США. Действительно, американцам вряд ли может понравиться тот факт, что их "гуманитарные" боевые вертолеты нарушают абхазско-грузинские соглашения, летая в Кодорском ущелье. А ласковое журение или даже тонкий намек со стороны Вашингтона могут оказать на г-на Шеварднадзе более сильный отрезвляющий эффект, чем все инвективы и реприманды Москвы.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Россия и мир' (архив темы):
Александр Казаков, "И на Тихом океане свой закончили поход..." /02.08/
В то время как президент взял паузу в своей внешнеполитической экспансии, бурную деятельность развили его министры. Внешняя политика прошедшей декады.
Александр Казаков, "Пора, пора! рога трубят..." Российско-французский альянс против Брюсселя /26.07/
До недавнего времени все материалы о франко-российских отношениях в ведущих парижских СМИ заканчивались напоминаниями о Чечне и о "свободе слова". Сегодня Франция стала целиком неоголлистской и готова играть на стороне России - особенно в калининградском вопросе. Внешняя политика прошедшей декады.
Александр Казаков, Россия в геополитическом цейтноте /15.07/
Франция как лидер антиглобализма. "Миф новой натуральной экономики" как новая тема для российско-европейской любви.
Александр Казаков, 2004-й: первые семь голосов - есть! /01.07/
Лидеры семи индустриально развитых стран Запада и Востока (а вместе с ними лидеры Евросоюза) уже проголосовали за Владимира Путина на выборах в 2004-м году. Отразится ли это на позициях российского электората? Внешняя политика прошедшей недели.
Игорь Джадан, Скинхед как основной символ Единой Европы /26.06/
На пути создания привлекательного лица объединенной Европы существует несколько препятствий "пиарного характера".
Александр Казаков
Александр
КАЗАКОВ
ale-kazakov@yandex.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: