Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Россия и мир / Политика / < Вы здесь
Быки и красные тряпки
Дата публикации:  28 Августа 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Грузинское МВД все же вошло в Панкиси - "в целях обезвреживания незаконных вооруженных группировок и нормализации криминогенной ситуации", говорится в официальном сообщении. Никаких зачисток сел не предусматривается - просто в ущелье будет размещено 8 или 10 блокпостов. Разоружать боевиков Гелаева тоже никто не собирается, однако президент Грузии Эдуард Шеварднадзе дал им ясно понять, что никого из чеченских беженцев, кроме женщин, стариков и детей, в Панкисском ущелье не должно быть. "Все мужчины должны вернуться в Чечню", - подчеркнул он. А для непонятливых рядом, в Ахматовском районе, начались антитеррористические учения, в которых занято полторы тысячи военных всех родов войск. В случае необходимости, подчеркивает президент Грузии, они придут на помощь подразделениям МВД.

Приветствуя намерение Тбилиси навести порядок в Панкисском ущелье, мы "не можем согласиться с тактикой на мирное выдавливание террористов в сторону грузино-российской границы, - заявил по поводу готовящейся операции МИД РФ. - Террористы должны быть блокированы, разоружены и переданы российской стороне. В решении этой задачи Россия готова оказать Грузии все необходимое содействие". Заявление по своей сути точное и верное. Но последняя фраза умиляет - это все равно что махать красной тряпкой перед быком, которого только что атаковал пикадор... на самолете.

Понятно, что одиночная ночная бомбардировка Панкисского ущелья самолетами-НЛО слишком малоээфективна, чтобы можно было говорить об эффекте сдерживания. Ее вероятный смысл - "черный пиар": обозначить намерение и прозондировать реакцию. И эта задача была выполнена - Вашингтон отреагировал незамедлительно и даже неожиданно. Поскольку если выражение "глубокой озабоченности" было вполне предсказуемым, то призыв к "незамедлительному политическому урегулированию конфликта в Чечне" стал небольшой сенсацией - после 11 сентября Москва от подобных призывов уже несколько отвыкла.

Однако на самое сенсационное никто почему-то внимания не обратил. Речь идет о той интерпретации, которую дал призыву американцев президент Грузии Эдуард Шеварднадзе: "Очень большой интерес представляет заявление Белого Дома о том, что Россия обязательно должна суметь решить проблему Чечни мирным путем. После того как была создана антитеррористическая коалиция, все смирились с мнением, что гибель людей в Чечне - обычное явление. А сейчас с большим значением, основательно прозвучало требование о том, что в Чечне следует установить мир и чеченская проблема должна быть решена политическими путями и средствами. Думаю, это серьезное явление".

Основополагающим тезисом грузинского президента при любых переговорах о Панкисси является утверждение о том, что эту проблему для Грузии создала Россия и если последняя решит проблему Чечни, то автоматически сама собой разрешится и проблема Панкисси. Но никогда раньше он не требовал от России решения этой проблемы исключительно мирным путем. Ничего подобного не заявлял и Вашингтон. Возможно, конечно, что президент Грузии просто оговорился. Но скорее всего это тоже была "атака пикадора" - Шеварднадзе слишком опытный дипломат, чтобы делать подобные ляпсусы.

Атака пикадоров

В принципе Вашингтон прав - действительно, корень проблемы обеспечения безопасности региона находится сейчас в Чечне. А как "мирное выдавливание" грузинами чеченских боевиков в Россию, так и бомбардировки их в Грузии самолетами-НЛО - всего лишь цветочки беззакония, растущие из этого корня. Беда, однако, в том, что новый американский призыв к политическому урегулированию чеченской проблемы является такой же плохо сшитой красной тряпкой для Москвы, как и предшествовавшие ему заявления российского МИД и Минобороны по Панкисси. Только в этот раз "пикадоры" - президент Грузии Эдуард Шеварднадзе и опальный российский олигарх Борис Березовский - действуют более тонко, чем российские министры.

Вся цепочка последних событий в Чечне и на российско-грузинской границе началась с новой мирной инициативы Аслана Масхадова - его письма лидерам стран "большой восьмерки" с предложением Москве о прекращении до 15 июля военных действий в Чечне и возобновлении контактов представителя президента РФ Виктора Казанцева со своим помощником Ахмедом Закаевым. Однако Виктор Казанцев лишь пожал плечами - как можно прекратить то, чего давно уже нет, вслух удивился он. И тогда 28 июня в газете "Коммерсантъ-Daily" появилось открытое письмо бывшего секретаря Совета безопасности РФ Ивана Рыбкина, где он сообщил о существовании уголовного дела, касающегося обстоятельств подписания в 1997 году Хасавюртовских соглашений, и призвал Владимира Путина прекратить "ревизию политического курса" по Чечне и возобновить переговоры с Асланом Масхадовым. Но вот что интересно: как раз за день до этого за спиной Масхадова вновь встал во весь рост Шамиль Басаев. Ибо, как выяснилось позже, с 27 июня по 4 июля где-то в Чечне проходило подпольное совместное заседание ГКО и Шуры республики Ичкерия, на котором, под председательством Аслана Масхадова и в присутствии "членов правительства, парламента и глав сельских администраций", было принято решение о назначении Шамиля Басаева заместителем главнокомандующего вооруженных сил ЧРИ, то есть Масхадова.

Событие это, безусловно, неординарное - до него Басаев почти четыре года не признавал легитимности Масхадова. Учитывая же весьма интимные связи Бориса Березовского в среде чеченских боевиков, вряд ли стоит сомневаться, что он знал об этом событии заранее и что, следовательно, выступление Рыбкина было специально приурочено к этому историческому дню. Другими словами, получился действительно отменный "удар пикадора": поскольку тайными соавторами масхадовского обращения к "восьмерке" стали также Шамиль Басаев и Борис Березовский, подобное "мирное предложение" российскому президенту иначе как насмешкой и назвать трудно. Причем насмешкой не просто над Владимиром Путиным лично, но и над большинством россиян, уверенных в том, что вторжение в Дагестан было результатом сговора именно этих двух людей. А убеждал их в этом, кстати, сам Аслан Масхадов - еще в бытность свою президентом Чечни.

Иначе письмо Масхадова можно назвать ультиматумом - поскольку через месяц гелаевские боевики двинулись через грузино-чеченскую границу. Но когда три таких независимых политика, как Эдуард Шеварднадзе, Иван Рыбкин и Аслан Масхадов, плюс два самых известных чеченских полевых командира вдруг начинают действовать в унисон, о случайности говорить не приходится. Очевидно, что принудить Шеварднадзе к проведению антитеррористической операции в Панкисси мог только Вашингтон. В общем-то понятно, что американцы, при подсказке грузинского президента, могли прицепить к этой "антикриминальной зачистке" и чеченский вопрос. Но как сумел вскочить в этот прицеп Борис Березовский? Ведь вряд ли кто-нибудь сомневается, что "мирный план" Ивана Рыбкина составлен именно Березовским. И самый интересный вопрос - кто в Вашингтоне оказался настолько наивен, чтобы, отдавая чеченское урегулирование на откуп совершенно неприемлемым для Москвы людям, рассчитывать на успех? Поскольку более вероятно, что этот тореадор намерен использовать их лишь в целях оказания давления на Москву - антикриминальная зачистка в Панкисси как хорошо контролируемое средство "мирного выдавливания" боевиков в Россию дает "пикадорам" идеальное оружие для этого.

Тореро из Пентагона?

Напомним, что первая попытка Вашингтона и Москвы скоординировать свои антитеррористические усилия на Кавказе состоялась сразу после терактов 11 сентября. Тогда Джордж Буш призвал "чеченских руководителей" порвать все связи с Усамой бен Ладеном и его организацией "Аль-Каида", а Владимир Путин, предложив боевикам сдать оружие, впервые согласился на переговоры Виктора Казанцева с Ахмедом Закаевым. Что, в свою очередь, заставило действовать и Тбилиси. Который, однако, вместо разоружения чеченских боевиков стал переправлять их через Кодорское ущелье в Абхазию для захвата Сухуми и вызвал тем самым международный скандал. Сейчас история повторяется - только на этот раз Тбилиси переправляет их обратно в Россию. Однако в этот раз, как сообщают задержанные боевики, грузинские пограничники не только помогают им при переходе границы, но и "покупают" у них отдельных арабских наемников за вознаграждение порядка 25 тысяч долларов за каждого. Другими словами, в этот раз Тбилиси все же отлавливает для Вашингтона "его" международных террористов, но собственно чеченских боевиков негласно переправляет в Россию. Запад, судя по молчанию наблюдателей ОБСЕ, закрывает на это глаза: в конце концов, на территории России чеченские боевики, даже Шамиль Басаев, автоматически перестают быть международными террористами и вновь становятся участниками национально-освободительной борьбы.

В тот октябрьский день прошлого года, когда отряд Гелаева вместе с грузинскими партизанами атаковал в Кодорском ущелье село Наа, Эдуард Шеварднадзе был в Америке. Там он "крышевал" эту операцию: идея грузинского президента использовать косовский прецедент для организации интервенции НАТО в Абхазию хорошо известна. Однако сентябрьские теракты в Америке, сделав Вашингтон и Москву союзниками, превратили этот план в утопию, и Шеварднадзе попытался обменять свое согласие с проведением антитеррористической операции в Панкисси на восстановление грузинского суверенитета над Абхазией. Однако грузинского президента не поддержали - ему не только не дали запрошенных турецких миротворцев для Абхазии, но еще и настоятельно потребовали вывести грузинские войска из Кодорского ущелья. А Совбез ООН подчеркнул, что, поддерживая территориальную целостность и суверенитет Грузии, он, тем не менее, не намерен навязывать свое решение абхазам. В то время как Вашингтон и Москва приступили к согласованию собственной операции по "зачистке" Панкисси.

Через полтора месяца на Кавказ с однодневным блиц-визитом прибыл министр обороны США Дональд Рамсфельд. Формируя пост-афганскую антитеррористическую коалицию, он пообещал президентам Армении и Азербайджана снять экономические санкции против них. В конце дня он оказался в Тбилиси - и здесь грузинский президент вдруг сам обратился к нему с просьбой помочь в борьбе с террористическими группировками на территории республики. Но при условии, что ему пришлют американских спецназовцев не для проведения операции в Панкисси, а для подготовки грузинских батальонов спецназа. Рамсфельд согласился - в обмен, правда, на торжественное обещание президента Грузии Вашингтону не использовать их в Абхазии. Но вот что интересно - за день до их встречи Борис Березовский выступил по телемосту из Лондона и впервые заявил, что взрывы в Москве организовало ФСБ. "Единственное, что я не могу сделать, это сказать, что Путин лично командовал этими операциями. Но то, что за взрывы домов в Москве и других городах ответственны российские спецслужбы, это утверждение", - подчеркнул Березовский. И сделал этот тезис "вопросом веры" для "Либеральной России".

Вполне возможно, что этот "поворот кругом" Бориса Березовского стал той ценой, которую ему пришлось заплатить весьма подозрительно настроенным к нему Масхадову и правозащитникам, чтобы вновь войти в игру под названием "чеченские мирные переговоры", - не это главное. Главное в другом - узнал ли на следующий день об этой интриге Дональд Рамсфельд? Ведь Эдуард Шеварднадзе, обсуждая с ним вопрос Панкисси и чеченского урегулирования, мог получить "добро" и на "мирный план" по Чечне Бориса Березовского - иначе какой смысл Ахмеду Закаеву вести сейчас переговоры с Иваном Рыбкиным?

Если завтра война...

"Эти боевики - чабаны для Шеварднадзе - это элементы большой стратегии, цель которой отсечь Северный Кавказ от России. Значение этих действий по отсечению от России Северного Кавказа будет возрастать, главным образом, в связи каспийским нефтяным проектом. Они обязательно будут продолжать дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе, и не только в Чечне, но обязательно в Дагестане, в других республиках", - утверждает вице-президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. Однако на деле это всего лишь миф наших "почвенников" - при всем расхождении наших "нефтепроводных" интересов с Западом, последнему для их прокладки нужна в первую очередь стабильность на Кавказе. Поэтому, конечно, Запад не станет возражать против независимости Чечни, но самое худшее для него - с точки зрения благополучия каспийского нефтяного проекта - перманентная кавказская война. И поэтому, несмотря на все расхождение наших интересов с Западом, в реальной жизни планами отсекания Северного Кавказа от России, прорывов в Дагестан и продолжения войны в Чечне занимается не Запад, а Восток - Хаттаб и иже с ними, обслуживающие интересы арабских нефтяных шейхов. Поэтому, кстати, мы и находимся сейчас в союзе с американцами против исламских террористов.

Помимо нефти у республиканской администрации США есть только "одна, но пламенная страсть" - подготовка войны с Ираком. Но в случае победы США в Ираке ситуация на Кавказе - с точки зрения каспийского нефтяного проекта - резко изменится. Поскольку после этого труба "Баку-Джейхан" перестанет быть жизненной необходимостью для Запада и, соответственно, необходимость обеспечения стабильности на Кавказе потеряет для США свою приоритетность. Проще говоря, в этом случае (плохая новость для Эдуарда Шеварднадзе) республиканскому нефтяному лобби в Вашингтоне и главе Пентагона Дональду Рамсфельду вопросы проводки нефтепровода через Грузию и панкисского урегулирования становятся "до фени". Арабские нефтяные шейхи тоже потеряют большую часть своего интереса к поддержанию состояния перманентной войны в Чечне.

Как известно, особо сильно страстью воевать в Ираке охвачен как раз глава Пентагона Дональд Рамсфельд - единственный из республиканской администрации, кто счел возможным предупредить Москву, что подготавливаемое ею торговое (!) соглашение с Ираком грозит ей будущими неприятностями. И скорее всего одной из таких "неприятностей" для Москвы станет Борис Березовский со своим планом "мирного урегулирования" в Чечне. Поскольку Иван Рыбкин может предлагать Москве любой, самый распрекрасный план по Чечне, но, увы, к полному недоумению западной общественности и возмущению "Либеральной России" он будет отвергнут. Точнее, Москва не станет его даже обсуждать. Но при этом игнорировать его она не сможет - об этом позаботятся выдавливаемые Эдуардом Шеварднадзе в Россию боевики Гелаева. Конечно, если только мы вновь не окажемся с Вашингтоном союзниками: на этот раз - по войне с Ираком.

Конечно, политическое урегулирование в Чечне России необходимо - в конце концов, это единственный надежный способ избегнуть подобного шантажа. Что же касается возможности переговоров с боевиками, то это тот самый вопрос о допустимой грани между национально-освободительной борьбой и терроризмом, который преследует и будет преследовать антитеррористическую коалицию везде. В том числе - и в арабском мире: Москва, в отличие от Вашингтона, не сомневается, например, в легитимности Арафата. Хотя Арафат так же плохо борется (или так же хорошо сотрудничает) с международными террористами, как и Масхадов. Но главное все же в том, что как на Ближнем Востоке, так и в Чечне, многолетний переговорный процесс с этими лидерами национально-освободительных движений не привел к стабильности и миру - жизнеспособных "автономий" из Палестины и Чечни не получилось, и поэтому оба лидера вновь оказались на поводу у террористов. Поскольку же ни сформулировать четкие правовые позиции, ни продемонстрировать эффективную стратегию мирных переговоров никто из них не может (или не желает), то в возможность договориться с "террористами" верят сейчас только профессиональные правозащитники, но никак не электорат Израиля или России. Нужны новые идеи. И уж, конечно, такие посредники как Эдуард Шеварднадзе или Борис Березовский не смогут стать генераторами этих новых идей, и тем более - не смогут изменить настроение российского электората.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Россия и мир' (архив темы):
Александр Казаков, На южном фронте без перемен /08.08/
Грузия в истерике, Туркмении на все плевать, Китай "поспешает медленно", а Япония, похоже, забыла про Курилы. Внешняя политика прошлой недели.
Александр Казаков, "И на Тихом океане свой закончили поход..." /02.08/
В то время как президент взял паузу в своей внешнеполитической экспансии, бурную деятельность развили его министры. Внешняя политика прошедшей декады.
Александр Казаков, "Пора, пора! рога трубят..." Российско-французский альянс против Брюсселя /26.07/
До недавнего времени все материалы о франко-российских отношениях в ведущих парижских СМИ заканчивались напоминаниями о Чечне и о "свободе слова". Сегодня Франция стала целиком неоголлистской и готова играть на стороне России - особенно в калининградском вопросе. Внешняя политика прошедшей декады.
Александр Казаков, Россия в геополитическом цейтноте /15.07/
Франция как лидер антиглобализма. "Миф новой натуральной экономики" как новая тема для российско-европейской любви.
Александр Казаков, 2004-й: первые семь голосов - есть! /01.07/
Лидеры семи индустриально развитых стран Запада и Востока (а вместе с ними лидеры Евросоюза) уже проголосовали за Владимира Путина на выборах в 2004-м году. Отразится ли это на позициях российского электората? Внешняя политика прошедшей недели.
Шамсудин Мамаев
Шамсудин
МАМАЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: