Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Истина vs. метод / Политика / < Вы здесь
Микроэкономические основы регулирования общественных систем получения квалификации
Дата публикации:  3 Сентября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

1. Необходимость регулирования общественных систем получения квалификации и границы этого регулирования

Необходимость регулирования "рынка" (если оперировать англо-американскими терминами) образования (или систем получения квалификации) вытекает прежде всего из того, что этот "рынок" напрямую связан с другими общественными сферами ("рынками") многочисленными институциональными связями, а также из того, что связанные с ним рынки труда сами по себе не способны справиться с решением тех задач по регулированию и координированию образования, которые перед ним ставятся мыслящими в терминах моральной теории Адама Смита1 философами.

Одновременно подобное регулирование должно быть построено так, чтобы гарантии получения квалификации не были бы ни чрезмерными, ни недостаточными.

Необходимость регулирования следует из необходимости бороться на рынках труда с асимметричной информацией2 и связанной с этим отрицательной селекцией3, уровень гарантий получения квалификации следует из необходимости бороться на рынках труда с этическим риском (moral hazard)4 (верхняя граница) и из необходимости выживания всей социальной системы в условиях рискованного жизнеустройства (нижняя граница), или, в иных терминах, необходимость следует из проблемы спрятанной информации, а уровень гарантий получения квалификации - из проблемы спрятанных дейсвий 5 и необходимости системного выживания.

2. Асимметричная информация и отрицательная селекция - необходимость регулирования

В ситуации, характеризуемой состоянием асимметричной информации (неодинаковом уровне информированности работадателя и работника), и при отсутствии какого бы то ни было регулирования "рынка" образования работодатели не имеют представления об уровне знаний нанимающегося сотрудника и потому не могут четко ответить на вопрос: стоит ли данного конкретного работника зачислять в штат сотрудников или нет.6

При отсутствии какого бы то ни было регулирования общественных систем получения квалификации, когда получение квалификации предоставлено на личное усмотрение будущих работников и следовательно, когда отсутствуют четкие критерии дифференциации между работниками с более высокой и работниками с менее высокой квалификацией, работодатели будут предполагать у нанимающихся на работу среднюю квалификацию и в соответствии с этим предлагать нанимающимся средний уровень з/п.7 Для имеющих высокую квалификацию этот уровень з/п будет относительно маленьким, для имеющих низкую квалификацию - относительно большим. В результате, при отсутствии всякого регулирования, возникает так называемая отрицательная селекция, то есть будут создаваться стимулы для получения низкой квалификации и не будут создаваться стимулы для получения высокой квалификации, а значит число работников, имеющих высокую квалификацию, будет сокращаться, а число работников, имеющих низкую квалификацию, будет увеличиваться.

В ситуациях с ассимметричной информацией и отрицательной селекцией можно сказать, что информация спрятана (от работодателя), и для того чтобы ее найти, нужно затратить определенные ресурсы, то есть произвести определенную работу по выяснению того, какой квалификацией обладает нанимающийся на работу. Частные лица и/или организации из-за относительно большой стоимости создания собственных критериев дифференцирования работников не могут полностью взять на себя эти издержки. Поэтому регулирующее (государственное) "вмешательство" здесь необходимо.

Благодаря регулированию "рынка" образования информация перестает быть спрятанной, то есть благодаря тому, что регулирование задает стандарты квалификации, на которые можно ориентироваться при найме работников, работодатели могут различать сотрудников с высокой и низкой квалификацией и платить им относительно высокую и относительно низкую з/п соответственно. Для пояснения этого рассуждения можно привести следующие примеры.

Как правило, средняя квалификация кандидата наук выше средней квалификации закончившего только среднюю школу. Соответственно, если общество обладает системой регулирования "рынка" образования, дифференцирующей между высшей и средней школой (адекватной для данного общества), то каждый отдельный работодатель имеет возможность относительно четкого дифференцирования между работниками с относительно высокой (кандидат наук) и работниками с относительно низкой (выпускник средней школы) квалификацией, а значит - и возможность платить не среднюю з/п всем, устраивающимся на работу, но более высокую з/п работнику с более высокой квалификацией и менее высокую з/п работнику с менее высокой квалификацией.

Те, кто закончил МГУ или иной престижный столичный вуз, легко находят работу, так как стандарты обучения там высокие, и даже самому худшему студенту из этих вузов знания в голову "вобьют". С другой стороны, провинциальные вузы часто не могут похвастаться известными на всю страну стандартами обучения. Так как работодателям это известно, то они предполагают у закончивших столичные вузы более высокую квалификацию, нежели чем у закончивших вузы в провинции8 с соответствующими последствиями для оплаты труда.

3. Этический риск и рискованное жизнеустройство - верхняя и нижняя границы гарантированности получения квалификации

Другой важный вопрос - это вопрос добросовестности работника с определенным уровнем квалификации. Если общественные системы получения квалификации построены таким образом, что уже одно поступление на определенные курсы, скажем, в ПТУ, фактически стопроцентно гарантирует "успешное" завершение данного определенного курса обучения (как это было в СССР), то при отсутствии иных сигналов работодатель не сможет определить уровень добросовестности нанимающегося на работу сотрудника с данным уровнем образования, а работник не будет иметь стимулов добросовестно получать квалификацию.9 Если же поступление на курсы ничего не гарантирует, так как только 0,01% поступивших успешно сдает конечный выпускной экзамен (как в императорском Китае), то вне зависимости от стимулов быть добросовестным/недобросовестным при получении квалификации число лиц с высоким уровнем квалификации будет скорее всего незначительным.10

Соответственно, здесь возникает следующая ситуация:

C одной стороны, при полной гарантированности (не суть важно, какой общественный институт эту гарантию дает) успешного завершения обучения (получения квалификации), возникает так называемый этический риск, то есть отсутствие у работника заинтересованности в добросовестном получении квалификации. Работник не видит причин, по которым стоило бы добросовестно учиться (или получать квалификацию) - ведь уровень усердия и добросовестности не влияет на успешность или неуспешность завершения обучения (получения квалификации) и на срок окупаемости затрат на получение квалификации. Наоборот, при неполной гарантированности успешного завершения обучения (или получения квалификации) во многом добросовестность учебы определяет вероятность успешного завершения этого процесса и окупаемость затрат на получение квалификации.

C другой стороны, без определенной поддержки со стороны общества (особенно в географо-климатических условиях России), число желающих получить образование будет относительно мало, так как для прохождения обучения (получения квалификации) необходимо затратить относительно большие временные, денежные, умственные и т.д. ресурсы, окупить (в широком смысле этого слова) которые возможно только при получении квалификации и невозможно в случае несдачи выпускного экзамена и, следовательно, неполучения квалификации. В условиях России - Северной Евразии, и вообще в зонах относительно рискованного жизнеустройства, рисковать ресурсами для получения более высокой квалификации без определенных общественных гарантий сможет только очень ограниченное количество относительно богатых людей, которые вовсе не обязательно будут обладать необходимым для этого интеллектуальным уровнем. Соответственно, так как обществу (особенно в условиях России - Северной Евразии) необходимо достаточно большое количество способных и высококвалифицированных специалистов, общество не может ограничивать поиск способных людей исключительно богатыми слоями общества и должно создавать условия, при которых и не совсем богатые могут и готовы вкладывать свои относительно небольшие временные и денежные ресурсы в получение высокой квалификации. А для этого регулирование общественных систем получения квалификации должно быть построено таким образом, чтобы предоставлять определенные гарантии завершения обучения, то есть с одной стороны, гарантий завершения обучения должно быть меньше (чтобы предотвратить этический риск), с другой стороны, их должно быть больше (чтобы обеспечить достаточное количество работников с высокой квалификацией).

* * *

В ситуации с асимметрической информацией, можно сказать, спрятана информация, и для предотвращения отрицательной селекции необходимо регулирование общественных систем получения квалификации и создание общественных стандартов квалификации, например, для начальной, средней, средней специальной и высшей школы.

В ситуации с этическим риском, можно сказать, спрятаны действия нанимающегося на работу. Например, обычный "синий" диплом вуза часто ничего не может сказать о добросовестности его обладателя. Был ли он (обладатель "синего" диплома) трудолюбив, но по уважительной причине получил тройку во втором семестре, или же в вузе появлялся только во время сессии, и то ненадолго, - неизвестно.11

В ситуации необходимости системного выживания в условиях рискованного жизнеустройства при отсутствии общественных гарантий получения образования, можно сказать, получают квалификацию в основном малочисленные богатые слои общества, необязательно являющиеся самыми способными и интеллектуальными.

Решение видится в необходимости государственного регулирования общественных систем получения квалификации, причем такого регулирования, при котором, во-первых, эксплицитно (!) осознается допустимый (возможный, необходимый) уровень спрятанности действий, и во-вторых, создается такое количество гарантий успешного получения квалификации, которое бы соответствовало данному уровню спрятанности действий.

Литература

Без автора: "High school graduation, performance, and wages". В: Journal of political economy, Vol. 96, 1988, 785 √ 820.

Homann,K.; Blome-Drees,F.: Wirtschafts- und Unternehmensethik, Göttingen, Vandenhoeck und Ruprecht, 1992.

Hungerford,Th.;Solon,G.: Sheepskin effects in the returns to education. В: Review of economics and statistics, Vol. 69, 1987.

Varian,R.: Grundzüge der Mikroökonomik, 5., überarb. Aufl., München - Wien, Oldenbourg, 2001.

Примечания:


Вернуться1
См. Homann,K.; Blome-Drees,F.: Wirtschafts- und Unternehmensethik, Gottingen, Vandenhoeck und Ruprecht, 1992, (1992). 20пп.


Вернуться2
См. Varian,R.: Grundzuge der Mikrookonomik, 5., uberarb. Aufl., Munchen - Wien, Oldenbourg, 2001. 629пп.


Вернуться3
См. Varian, 632пп.


Вернуться4
См. Varian, 634пп.


Вернуться5
См. Varian, 635пп.


Вернуться6
Асимметричность возникает здесь потому, что сам нанимающийся работник - реалистическое допущение - в достаточной степени осведомлен о своей квалификации и может ответить на вопрос, высокая или низкая у него квалификация.


Вернуться7
Если на рынке труда 50% работников обладают высокой квалификацией и 50% - низкой, и работники с высокой квалификацией готовы работать за 1000 у.е., а работники с низкой квалификацией - за 200 у.е., и нет возможности дифференцирования между работниками с высокой и работниками с низкой квалификацией, то работодатели будут платить всем работникам 600 у.е.: 1000/2 + 200/2 = 600.


Вернуться8
С подобной дифференциацией на уровне средней школы должен, по идее, бороться единый госэкзамен.


Вернуться9
Проиллюстрировать это может следующий пример. Допустим, что работники с высокой квалификацией готовы работать за 1000 у.е., а работники с низкой квалификацией - за 200 у.е., допустим также, что в случае недобросовестного обучения работник с вероятностью 1/4 получит высокую квалификацию и с вероятностью 3/4 - не получит, в случае добросовестного обучения вероятности будут 3/4 и 1/4 соответственно. Предположим, что курс обучения длится 4 года (48 месяцев) и на период обучения необходимо отказаться от зарабатывания денег, и значит, личная инвестиция работника составит 200 * 48 = 9600 у.е. Тогда учащийся добросовестно будет исходить из того, что окупит свои издержки за 1 год: 1/4 * 200 + 3/4 * 1000 = 800 и 9600/800 =12 месяцев (1 год), а учащийся недобросовестно - что окупит издержки за 2 года: 1/4 * 1000 + 3/4 * 200 = 400 и 9600/400 =24 месяца (2 года). В этом примере, если имеется полная гарантированность успешного получения квалификации независимо от добросовестности обучения, т.е. вероятности для добросовестного и недобросовестного будут одинаковы и равны 1 и 0 соответственно, то и добросовестный и недобросовестный окупят свои издержки за приблизительно 10 месяцев: 1 * 1000 + 0 * 200 = 1000 и 9600/1000 =9,6 месяца.


Вернуться10
Продолжив пример из ссылки 9, можно увидеть, что при вероятности успеха и неуспеха для добросовестных (и пусть даже недобросовестных) 1/100 и 99/100 соответственно, инвестиции в получение квалификации окупятся лишь через 4 года.


Вернуться11
В России не действует характерный для англоязычных стран "эффект диплома". См. Varian, 640. Для России скорее характерен "эффект опыта работы".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Истина vs. метод' (архив темы):
Руглый стол #31. Кнутопряник /03.09/
- а также прямой обман, грубый окрик и прочие методы управления обсуждают Сергей Кара-Мурза, Владимир Фадеев, Федор Гиренок и Дмитрий Замятин. Ругань по существу.
Карен Свасьян, Загадка истории философии /02.09/
Если историк имеет дело с фактами истории, то внимание философа обращено в первую очередь на проблему истории как таковой. Парадокс заявляет о себе там, где историк наряду с прочими фактами истории преднаходит и факты философии, философию как факт.
Юрий Громыко, Проблемы устойчивого развития. Окончание /02.09/
Разбор идей Побиска Кузнецова. Попытка применить инженерно-технические методы к исследованию общества. (отзывы)
Юрий Громыко, Проблемы устойчивого развития. Продолжение /29.08/
Идолы современного сознания, особенно Российского, несколько иные, нежели те, о которых говорил и писал Ф.Бэкон. Мы прежде всего в качестве такого идола выделили бы совершенно утопичную и невозможную идею встроиться в мировое западное сообщество. Россия никуда не может встроиться - просто в силу своих размеров.
Сергей Усольцев, Инновационная среда вместо отраслевой замкнутости /29.08/
О методах инновации - при "совке" и сейчас.
Владислав Савин
Владислав
САВИН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: