Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Истина vs. метод / Политика / < Вы здесь
Неопределенность как политический и культурный канон
Колонка редактора

Дата публикации:  5 Сентября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Под шапкой "неопределенности" вчера проходил "круглый стол" (на самом деле, конечно, не стол, а бриффинг), посвященный презентации бумажного ежегодника РЖ. Выступавшие высказывались весьма неопределенно - и по неопределенному же поводу.

Речь шла по большей части о книгах и журналах (происходило все на книжной выставке-ярмарке). Глеб Павловский заметил, что сегодня опасно доверять рекомендациям друзей прочесть ту или иную книгу - видимо, в связи с неопределенностью критериев оценки текста. Что ж, к этому можно добавить простое наблюдение: сегодня искусство и литература впали в перманентную "экстремальность": поиск форм стал нормой, а не способом перехода от одной нормы к другой. Отсутствие нормы привело к тому, что невозможно стало ответить на вопрос, в чем состоят отличительные характеристики русского искусства и русской литературы: становление затянулось.

Вообще, "кризис идентичности" постиг не только культуру.

В науке не ведутся фундаментальные исследования - несмотря даже на готовность многих ученых продолжать работу бесплатно. Дело, таким образом, не столько в проблемах финансирования, сколько в духовном состоянии самих ученых, которые не могут включиться в общемировой научный процесс на том уровне, который бы соответствовал их великолепной подготовке, равно как и не могут организовать собственный процесс.

Образование, как и наука, существует благодаря энтузиастам, готовым работать просто ради удовольствия (пусть не с кем попало, а лишь с одаренными детьми), однако у тех же энтузиастов отсутствует четкое понимание цели, ради которой их ученики получают образование. Причины - те же, что и в случае с наукой.

В политике же отсутствует стратегия - притом что тактические задачи, особенно внешнеполитические, решаются вполне успешно. Это означает отсутствие у политиков четкого понимания того, что есть Россия и в чем состоят ее фундаментальные интересы.

Тут можно, конечно, завести стандартную бодягу о том, что Россия-де пытается присоединиться к "цивилизованному миру", встроиться в него, но в силу размеров России (не только территориальных, но и размеров во всех переносных смыслах) задача оказывается непосильной, Россия не встраивается ни в систему "Запада", ни в систему "Востока" и в результате теряет собственную фундаментальность, не примыкая к фундаментальности чужой. Это выражается в кризисах идентичности...

Другой вариант объяснения - "воннегутовский": "Так случилось, так должно было случиться", таков исторический этап. Мы проходим через этот этап не впервые...

Не исключено, правда, что неопределенность лишь внешне становится каноном, устраивающим всех. Действительно, нацидеологию многие рассматривают как нечто нежелательное (или желательное лишь как "вещь для других", как способ управления другими гражданами или другими народами). Деятели искусства и литературы по инерции уверяют себя и окружающих, что канон помешает их творческой свободе (хотя расцвет постмодернизма говорит как раз о том, что искусство и литература стосковались по канону - и не могут его отыскать). Что ж до науки, то чрезмерное внимание к "новой хронологии", "торсионным полям" и проч. говорит, казалось бы, само за себя. Но с другой стороны, как я отмечал, "чужой порядок - это хаос".

Может, мы просто отжили свое? То, что является "неопределенностью для нас", оказывается "определенностью для них" - для кого-то, кого мы не учли, заводя ной об исчезновении ориентиров.

Тогда нам остается смело отринуть "ориентацию на ориентиры" и ориентироваться впредь лишь на собственные (в любом смысле слова "собственные") интересы (в широком смысле слова "интересы") - а все прочие ориентиры использовать лишь как методологическое подспорье в этой борьбе.

Кирилл Якимец


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Истина vs. метод' (архив темы):
Карен Свасьян, Загадка истории философии. Продолжение /04.09/
Что западная философия всегда ходила в прислужницах, это очевидно. Менее очевидно, хотя и бесспорно, что она, пусть не всегда осознанно, искала автономии и самоопределения.
Владислав Савин, Микроэкономические основы регулирования общественных систем получения квалификации /03.09/
При отсутствии должного регулирования ситуация на рынке труда автоматически складывается таким образом, что квалифицированный работник уступает место бездари.
Руглый стол #31. Кнутопряник /03.09/
- а также прямой обман, грубый окрик и прочие методы управления обсуждают Сергей Кара-Мурза, Владимир Фадеев, Федор Гиренок и Дмитрий Замятин. Ругань по существу.
Карен Свасьян, Загадка истории философии /02.09/
Если историк имеет дело с фактами истории, то внимание философа обращено в первую очередь на проблему истории как таковой. Парадокс заявляет о себе там, где историк наряду с прочими фактами истории преднаходит и факты философии, философию как факт.
Юрий Громыко, Проблемы устойчивого развития. Окончание /02.09/
Разбор идей Побиска Кузнецова. Попытка применить инженерно-технические методы к исследованию общества. (отзывы)
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: