Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Истина vs. метод / Политика / < Вы здесь
Доклад Чацкого Фамусовскому обществу
Дата публикации:  10 Сентября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В ближайших номерах "Эксперта" и "Коммерсанта" будет опубликован доклад коллектива специалистов из Высшей Школы Экономики "Органы исполнительной власти: функции, типы, экономический механизм". В докладе этом отмечено, что сегодня функции многих органов исполнительной власти пересекаются, сами органы являются инструментами персонального и группового лоббирования, а в целом - система исполнительной власти "заточена" под удовлетворение личных интересов чиновников, а вовсе не служит интересам общества.

Приведены примеры "организационной чехарды" девяностых годов, когда новые госорганы создавались лишь для того, чтобы тот или иной высший чиновник не потерял поста (вариант - потерял свой пост).

Что ж, напомним, во-первых, что само Беловежское соглашение было заключено фактически против Горбачева: президенты союзных республик стали президентами независимых государств, Горбачев из президента СССР превратился в президента "Горбачев-фонда"... Согласитесь, перечисленные карьерные скачки весьма существенны. Не беда, что держава развалилась: за нее, может, и обидно, но за себя (всегда) обиднее.

Эту простую истину - что каждый человек, если он не псих, в первую очередь заботится о собственных интересах или, в лучшем случае, об интересах некой узкой группы, авторы доклада игнорируют. В остальном доклад весьма интересен и полезен: там достаточно аргументированно прописаны меры, при помощи которых можно сделать нашу государственную машину эффективной. Непонятно только, чему призвана служить эта эффективность?

Мне бы не хотелось, чтобы речь шла только о российской специфике - хотя "оргчехарда" девяностых вполне повторяет аналогичные процессы при создании первых российских госорганов (приказов) и при формировании советских госорганов, а российская коррупция - если и не самая сильная в мире, то, как известно, будет покруче, чем в "европах". Авторы доклада тоже не стремятся зацикливаться на нашей уникальности:

"Полная ликвидация механизмов внутриаппаратного представительства интересов вряд ли возможна. Они существуют и в странах с давними традициями разделения властей, выполняя там подчиненную и в какой-то мере полезную роль".

Лоббизм этот, по мнению авторов, следует свести к минимуму, для чего необходимо "изживание отраслевого (пообъектного) управления либо его четкое отделение от формирования политики".

Но можно ли оргметодами исправить человеческую природу - да и будет ли это на самом деле "исправлением"? Авторы почему-то уверены: "Естественное человеческое стремление быть полезным обществу свойственно и российскому чиновнику... Однако существующий экономический механизм государственной службы оставляет очень мало шансов для рациональных с общественной точки зрения действий как для отдельного государственного служащего, так и для государственных органов". Далее следует упоминание о практике "раздувания бюджета". А еще ниже - предложение контролировать не затраты ведомств, а результаты их работы. При этом авторы указывают, что к такому методу контроля готовятся перейти Германия (в 2008 году) и Франция (в 2006 году)...

Ба! Там, значит, те же проблемы, причем все еще не решенные! Может, не стоило весьма внятные и логически-увязанные оргпредложения основывать на представлениях о неком "естественном человеческом стремлении быть полезным обществу" - да еще и говорить о действиях служащего, "рациональных с общественной точки зрения", при этом намекая, что "общественность" действительно вправе судить о рациональности? Может, наоборот, стоило найти побольше параллелей между нашими проблемами и проблемами госуправления в "благополучных" государствах? Тогда бы не пришлось основываться на утопии "государства всеобщего благоденствия", но можно было бы, учитывая естественный эгоизм граждан и государственных служащих, предложить такую модель, при которой сытыми оказываются все. Только, предлагая, постоянно держать в голове вопрос: кто это будет делать и зачем? Если это нужно обществу - то чем заплатит общество за труд преобразователей? А если у общества есть нечто, чем оно готово заплатить, то не дешевле ли будет отобрать у общества это "нечто" силой, реорганизовав лишь репрессивный аппарат?

Так или иначе, но на уровне модели, по крайней мере, цель увязывания эгоизмов не выглядит утопией - в отличие от цели обуздывания эгоизмов.

Возвращаясь к российским баранам, процитируем Грибоедова. Чацкий в запале юношеского максимализма превозносит некую новую генерацию служащих, "кто служит делу, а не лицам". Фамусов резонно замечает: "Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам".

Психам, действительно, не место на госслужбе.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Истина vs. метод' (архив темы):
Игорь Джадан, Поэтика катастроф. Часть 3 /10.09/
По мере того, как занятие наукой становилось все более капиталоемким делом, в среде работников науки естественным образом встал вопрос о "цеховой дисциплине". Действительно, коль скоро называться ученым стало почетным, возрос риск того, что марка данного цеха будет использована в ущерб заказчику.
Игорь Джадан, Поэтика катастроф. Часть 2 /09.09/
Вопрос: понимаем ли мы правильно, скажем, Платона? Мы уверены, что да, однако что, кроме голой веры, дает нам право утверждать, что мы его понимаем в точности так, как понимали его современники?
Владимир Никитаев, Методология и власть: Кант /09.09/
Лекция. Именно Канту обязана своим рождением методология - не методология чего-то, но сама по себе, подобно философии или науке.
Михаил Ремизов, "Cмута" или "революция"? /09.09/
С точки зрения мифа почитания достойно все, что является событием. В нем стоит не вопрос "То, что происходит, правильно?", а вопрос "То, что происходит, это - событие?". Заметки по следам недели.
Карен Свасьян, Загадка истории философии. Окончание /06.09/
Не требовалось никаких особых усилий, чтобы уличать Дарвина и Геккеля в их ошибках; гораздо труднее было увидеть их правоту и уже не блокировать их пугалами высокомерной метафизики, а дать им пройти их путь до конца, чтобы естествознание домыслило себя до духа. Ему пришлось бы тогда не останавливаться на зоологии, чтобы зоологическими средствами конструировать антропологию, некий ублюдочный образ венца творения, идеал которого - степной волк или акула, а реальность - индюк или морская свинка.
Кирилл Якимец
Кирилл
ЯКИМЕЦ
редактор раздела "Политика" РЖ
polit@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: