Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20020925-sol.html

Человек с "рыжьем"
Миф о новых русских и пределы управления мифом

Юрий Солозобов

Дата публикации:  25 Сентября 2002

Миф - не только обобщенное представление о действительности. Это и универсальный способ совместить в сознании невыносимый образ бытия с условным образом, пригодным для обитания. Миф соединяет реальность с мистикой и оказывает прямое воздействие на массовое сознание.

По выражению Л.Беннета, "мифы - это истины об обществе, которые воспроизводятся как нечто само собой разумеющееся". Поскольку истина масс - это миф, то и управление массой опирается на знание архетипов, структуры и природы мифов. Фундаментальные работы М.Элиаде и Р.Барта оставляют нам возможность исследовать прикладной аспект - показать, как применяется знание о политическом мифе для управления обществом.

Э.Кассирер говорит о целенаправленном создании мифов как средстве манипуляции массовым сознанием в политических целях. "Миф всегда трактовался как результат бессознательной деятельности и как продукт свободной игры воображения. Но здесь миф создается в соответствии с планом. Новые политические мифы не возникают спонтанно, <...> мифы могут создаваться точно так же и в соответствии с теми же правилами, как и любое другое современное оружие, будь то пулеметы или самолеты".1 Тем самым политический миф трактуется как некое абсолютное чудо-оружие из арсенала политического пиара.

Структура мифа и характер его восприятия общественным сознанием хорошо изучены. Это позволило, как пишет С.Кара-Мурза, создать "целую индустрию, фабрикующую и внедряющую мифы с целью манипуляции сознанием и поведением. В текучей мозаичной массовой культуре они решают конкретные задачи по манипуляции сознанием".

Итак, мы снова находимся в плену иллюзии, будто, нажимая на архаические кнопки в сознании массового человека, всегда получим нужный результат. Достаточно политтехнологу взять в руки "Словарь архетипов" и скроить новую мифологическую действительность по своему усмотрению. Между тем не всегда идеолог или создатель политического мифа получает нужный результат, порой результат его манипуляции прямо противоположен ожиданию. В качестве примера проследим создание и трансформацию наиболее успешного мифа современной России - мифа о "новом русском".

Восприятие мифа в массовом обществе приближается к представлению мифа в обществе первобытном. И здесь, и там миф рассматривается как "реальное событие". Более того, событие сакральное и служащее примером для подражания. Отсюда тенденция рассматривать массовое сознание как мифологическое Миф и есть тот принцип, который организует массовое сознание, структурируя его определенным образом. Эта структура выполняет функции культуры: она задает стандарты поведения, обеспечивает эмоциональное переживание, дает описание мира и, что важно для творца мифа, выступает руководством к действию. Религия, философия и наука перемалываются мифом и поставляют ему сюжеты для воплощения.

Здесь мифологию можно уподобить "черному ящику", который поглощает любое содержание, а на выходе рождается совершенно новая продукция. Подчеркнем, что мифом перерабатывается любое содержание и весьма неожиданным способом. Поэтому практика тотального манипулирования сознанием является иллюзией, как и представление о всесильном господстве такой практики.

Примером конструирования политического мифа служит внедрение мифа о новых русских как о новой успешной биологической общности людей. Как о венце новой утопии построения совершенного "пост-советского" человека из наличного советского материала. Давайте рассмотрим развитие этого мифа в фольклорном сознании, его отторжение и крах политического мифа как проекта манипуляционной техники.

Миф по сути своей иррационален. Он суггестивно воздействует на чувства, а потому незаменим для манипулирования. В отличие от иделогемы, целостный миф невозможно создать искусственно. Политик лишь акуализирует тот или иной миф, идущий от масс, превращая его в шаблон для ежедневного восприятия. Тем самым публично удовлетворяется потребность масс в воспроизводстве тем и символов, берущих свое начало в национальном мифе.

Миф о новых русских был основан на беспроигрышно популярном мифе об Иванушке-дурачке. На сказке о внезапно свалившимся богатстве, на примиряющем всех тезисе, что "дуракам счастье". Разумеется, при всем заведомо новомичуринском отношении проекта к действительности: "Мы не можем ждать милостей - взять их!". Тем самым решалась важная для реформ проблема привнесения в Россию протестантской этики, самооправданости богатства вне моральных оценок.

Миф о новых русских поддерживался идеей о социальной вертикальной мобильности, которая была популярна даже в позднем советском обществе. Счастливый случай отделял безродного Вовика от всемогущего Вована. Однако образ нового "совершенного человека", запущенный "Коммерсантом", приобрел неожиданно анекдотические черты. Умного "яппи" сменил сиволапый "йетти", в котором беспредельно преувеличено все: физические данные, богатство, расточительность и, главное, глупость.

Этот образ глупца не прямо реализован через архетип Иванушки-Дурачка. Это и не сюжет о глупце, который пускается в путь, чтобы осуществить свой идеал и улучшить мир. "Чистота и непосредственность глупца, пусть даже у него и не будет намерения достичь каких-то конкретных целей, бывает такой, что, куда ни ступит его нога, он сразу же и без всякого намерения со своей стороны оказывается в центре событий, проникает в самое их существо, так что проявляются все конфликты, скрытые или явные".2 Наш герой - это не идиот и явно не князь Мышкин! "Автором" наших глупцов явился не Достоевский, а скорее Ю.Тувим в переводе Маршака: "Все, что делает дурак, все он делает не так". Бог отмечает тем, что лишает ума, и в мифологии неправедное "дармовое" богатство дается только таким "убогим", поскольку богатый человек у нас до сих пор отлучен от Бога, проклят.

Так образ зажил своей независимой от проектантов жизнью. Здесь ярко проявился парадокс коммуникации идеолога с массовым сознанием. Он вызван взаимным непониманием стратегий, их отношения напоминают отношения рассказчика мифов и слушателя. Масса выслушивает социальный проект с удовольствием, просит повторить его яркое описание. Но выслушивание этого проекта не становится прямым руководством к последующему действию. Поэтому ошибочно считать, что массовый человек легко становится объектом манипуляций.

Окончание следует...

Примечания:


Вернуться1
Кассирер Э. Техника современных политических мифов, М., 1990.


Вернуться2
Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.-СПб., 2000. С. 290.