Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Национализм / Политика / < Вы здесь
Правый марш
Краткий обзор националистической прессы девяностых годов. Часть I

Дата публикации:  26 Сентября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Зародившаяся на заре реформ российская националистическая пресса по сей день неизвестна широкой публике: небольшие тиражи, специфическая полиграфия, отсутствие в традиционных местах продажи. И вместе с тем в этой среде всегда существовали и существуют до сих пор довольно оригинальные проекты, в свое время оказывавшие хотя и специфическое, но все же влияние на политическую жизнь России.

Эдуард Лимонов, в своих "Размышлениях о национализме", в начале 1996 года, выделил три этапа развития и политического становления националистической идеологии. Первый был охарактеризован как "патриархальный" - "Память", истеричный антисемитизм, апелляции к монархизму. Второй этап - "гитлеризм" - ориентир на национал-социализм, военизированную иерархическую структуру, милитаристскую риторику. Хрестоматийным примером здесь стало Русское Национальное Единство. Третий этап обещал, по мнению Лимонова, быть последним в историческом становлении национализма в России. Сейчас мы знаем, что не стал. Представлен он тогда был возникшими в 1993-1994 годах и вошедшими в зрелый возраст к 1996-1997 г.г. Национал-Большевистской Партией самого Лимонова, Русским Национальным Союзом Константина Касимовского, Партией Национальный Фронт Ильи Лазаренко, Народной Национальной Партией Александра Иванова-Сухаревского и национал-республиканцами Юрия Беляева. "Новые националисты" старались творчески подходить к решению политических задач, частично отказались от консервативных догм, а камуфляжу предпочитали куртки-бомберы или костюмы. Не все из них дожили до сегодняшнего дня. А те, кто дожили, сильно изменились.

Юрий Беляев, поучаствовавший в организациях всех этапов национализма - в конце 80-х архаичное "Отечество", затем "гитлеровская" Народно-Социальная партия, еще позже Национал-Республиканская Партия, был ослеплен успехами в Австрии Йорга Хайдера и впоследствии создал Партию Свободы. На сегодня она в основном состоит из скинхедов и ничего запоминающегося, к счастью, не сотворила. ННП сделала шаг в прошлое и превратилась в типично европейскую праворадикальную политическую ячейку с эксцентричным вождем и бритоголовыми парнями в качестве массовки (не очень большой). НБП выросла и превратилась скорее в национал-освободительное движение латиноамериканского типа с сильным заездом в леворадикализм. Если внимательно рассмотреть генезис националистической прессы, нетрудно заметить, что дополненная лимоновская схема неплохо подходит для анализа явления.

В данный обзор сознательно не включены издания типа "Литературной России" или же "Нашего современника" и "Молодой гвардии". Националистическими в полной мере они все же не стали, так и не порвав пуповину, связывавшую их с коммунистической, а точнее советской идеологией. Сегодня эти журналы представляют из себя в большей степени гибрид советизма и славянофильства. Но в конце восьмидесятых именно они формировали значительную часть будущей аудитории (да и круг авторов) нацпрессы.

"Русский вестник", будучи в начале 90-х довольно смелой националистической газетой, претендующей на звание "рупора националистов" (еженедельный выход, приличные объем и тираж), пройдя через политические бури и финансовые передряги, превратился в умеренное православно-патриотическое издание.

"ЛитРоссия" в дальнейшем переругалась с большинством соратников по патриотически-писательскому цеху и сейчас напоминает засохшую хлебную корку - аромат какой-то сохранился, но есть совершенно невозможно, - банальная окололитературная газета, весь тираж которой, видимо, оседает на дачах в Переделкино.

Газета "Завтра", порой дозволяющая националистическую риторику на своих страницах, все же глядит на мир глазами имперски настроенного редактора Проханова и проповедует великодержавный советский национализм. Хотя звание главной газеты оппозиции позволяет предоставить страницы газеты как этническим русским националистам, так и "своим" чеченцам или израильскому журналисту, большому другу "Завтра" Израилю Шамиру.

Истоки

Патриархальный период (конец восьмидесятых - начало девяностых). Многие издания, начавшие свой путь в этот период, просуществовали довольно долго. Некоторые живы и по сей день. Какой-то небольшой спрос на такие издания, видимо, будет всегда. Главная, если не единственная тема - еврейский вопрос. Явными лидерами этого периода были московские - "Пульс Тушина", "Русское воскресение", "Земщина", "Русские ведомости". У "Пульса" и "Воскресения" антисемитизм - позднесоветский. В отличие от строго монархической "Земщины" Владимира Осипова и Вячеслава Демина, ориентировавшихся на антисемитизм дореволюционного периода в духе "Дела Бейлиса", антисемитизм "Русского воскресения" и "Пульса" носил не расовый или религиозный, а политико-экономический характер. Соответственно всячески подчеркивалось приязненное отношение к "простым евреям". В качестве врагов выступали захватывающие власть в стране и в мире "сионисты". Редактору "Пульса" Фомичеву приписывают такие строки (которые Игорь Губерман назвал гениальными):

Пустеет в поле борозда, жиреет в городе делец. Желтеет красная звезда, у ней растет шестой конец.

Параллельно московским в Питере появились издания "Родные просторы", "Русское дело", в которых значительное место занимала пропаганда дохристианского языческого мировоззрения. Соответственно, значительная часть материалов была посвящена просветительству - истоки веры, рассказ о богах, исторические изыскания, к примеру, о происхождении русских от троянцев и пр., однако разоблачение еврейского заговора оставалось любимой темой и для этих изданий. "Русское дело" (с конца 1994 года - "За русское дело") продолжает регулярно выходить и по сей день, однако пик этого издания, прошел году в 1998. А ведь после расстрела парламента "За русское дело" в течение трех-четырех лет было довольно влиятельной и популярной газетой в националистической среде. Падение популярности издания оказывается прямо пропорциональным снижению радикального накала.

"Русское воскресение", спустя годы представляется наиболее передовым среди изданий патриархального периода. В свое время именно "РВ" стало своего рода "Искрой" для нац-радикалов последующего времени. Провокационные заголовки типа "Пархатого могила исправит" (палестинская мудрость), иезуитские методы - публикация домашних телефонов и адресов писателей из "Апреля" - свидетелей обвинения по делу Осташвили, специфический юмор - "Говорят, что сионисты, как и мы, выступают за исход жидов из нашей страны. Только они хотят, чтобы жиды ехали на Б.Восток, а мы - к Е.Матери", даже матерные стихи. Седьмой и восьмой номера "РВ" вышли со статьями "Рисуйте свастики", "Меткое гитлеровское слово" и пр. На одной из страниц красовался портрет фюрера с трогательной подписью - Адольф Алоизович Гитлер. Внизу шел текст о его славянских корнях. Начинался новый период в истории националистической прессы. Кстати, редактор "РВ" - Батогов, попал в тюрьму, но был выпущен после активного вмешательства со стороны представителей "почвеннической интеллигенции". В дальнейшем он возглавил пресс-службу фракции ЛДПР.

"Гитлеризм"

Собственно, этот этап начался параллельно "патриархальному". В 1991-1992 году, в Питере появились "Народное дело", "Голос России" и "Наше время" (два последних - печатные органы Национал-республиканской партии), в Москве - "Русский порядок" (печатный орган РНЕ). С первых номеров стал чувствоваться иной язык: "Кровь разная у разных видов людей. Наша кровь, кровь белых людей, не такая, как кровь негров, мулатов и евреев" ("Народное дело").

"Сегодня у нас, русских, уже нет выбора: или мы раздавим ползучую гидру "тюрко-кавказских братьев", или она ...выжжет нашу душу, надругается над нашим достоинством, обкрадет и опошлит наш русский дом" ("Наше время"). Проявляется биологический расизм, которого чурались "патриархалы" (уже вышеупомянутый "патриархал" Батогов был, между прочим, активным борцом с расизмом в Южной Африке).

Впрочем, цитируемые газеты долго не протянули, а вот "Русский порядок" на долгое время стал главным националистическим изданием. Этому, в большой степени, способствовал весь имидж Русского Национального Единства как мощной, боеспособной структуры. А после Октября 1993 года, когда баркашовцы заработали огромный политический капитал, "Русский порядок" разлетался как горячие пирожки. Собственно, содержание газеты не было особенно оригинальным: программные статьи Баркашова, исторические материалы (включая материалы о свастике), наезды на руководителей оппозиции, письма сторонников. В отличие от изданий "патриархалов" и "новых националистов" "Русский порядок" был однозначно обозначен как печатный орган РНЕ. Газета была лишь приложением к движению. В годы расцвета "РП" печатался в пяти городах - Москве, Самаре, Саратове, Петропавловске-Камчатском и Хабаровске. Тираж для националистического издания был весьма приличен, хотя обозначенные сто пятьдесят тысяч были завышением реального минимум раз в пять (стопятьдесятитысячный тираж имел всего один номер, выпущенный в конце 1993 года, форматом А4). А если к этому присовокупить практикуемую баркашовцами бесплатную раздачу - пропагандистский эффект получался довольно сильным. Во время довыборов в Госдуму по Мытищинскому избирательному округу, в которых принимал участие приближенный Баркашова - Александр Федоров (позднее лидер Партии русских националистов), с "Русским порядком" познакомились многие тысячи жителей округа. Автору этих строк, в то время, довелось лично пообщался с ветераном Великой Отечественной Войны, который, ознакомившись с газетой, был в полном восторге.

Однако отношение к печатному органу как к приложению основной деятельности партии где-то уже в 1996 году завело газету в тяжелый кризис. Это сейчас ясно, что кризис газеты был первым знаком грядущего развала организации. Пока газету редактировал Алексей Кочетков - она все же оставалась вполне читабельной. После его ухода редакторы "Русского порядка" стали откровенно халтурить. Газета на треть (а то и наполовину) формировалась из перепечаток, а исторические статьи по уровню напоминали хрестоматию для детей среднего школьного возраста. Вскоре пошли тексты, напоминающие худшие образцы "патриархального" творчества, материалы о масонстве, сатанинском коммунизме в духе "Черной сотни" Александра Штильмарка. Верхом маразма можно считать публикацию, исследующую гомосексуальную связь Ленина и Зиновьева.

Недавно удалось заполучить свежий номер "Русского Порядка". Хмурые парни в черном раздавали его в электричке. Все по-прежнему, большинство материалов - калька с тех, что публиковались лет семь назад. Из нового только текст против ИНН. Вообще, главной причиной кризиса "Русского порядка" с уверенностью можно назвать элементарное исчерпание тем для статей в контексте современной общественно-политической ситуации. "РП" всегда позиционировался как официальный бюллетень партии, посему совершенно не откликался на актуальные события и не мог позволить себе вольных материалов, а весь, прямо скажем - небогатый, идеологический багаж Русского Национального Единства был представлен в газете в первые два года. Далее пошел неизбежный самоповтор. К тому же Баркашов жаждал приема в цивилизованное политсообщество и убрал из программы РНЕ (и следовательно - из газеты) все радикальные элементы. Но успеха это баркашовцам, как известно, не принесло. Падение популярности издания и тут оказалось прямо пропорциональным снижению радикального накала.

Окончание следует...


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Национализм' (архив темы):
Сергей В. Бирюков, Республика Татарстан: сепаратистские тенденции. Продолжение /26.09/
"Фактический сепаратизм" Шаймиева позволил Татарстану безболезненно "войти в рынок".
Сергей В. Бирюков, Республика Татарстан: сепаратистские тенденции /24.09/
Татары умудряются странным образом сочетать крайний национализм (на политико-идеологическом уровне) с межнациональной "уживчивостью" (на уровне бытовом).
Национализм vs. патриотизм? Руглый стол #32 /23.09/
Ругань по существу. В патриотизме соревнуются Святослав Каспэ, Виктор Деникин и Александр Дугин.
Михаил Ремизов, Санитары этногенеза /22.09/
Человеческие сообщества являются великими агрегатами "крепостного права" и, без сомнения, таковыми пребудут, несмотря на все усилия (де)конструктивистов. Заметки по следам недели.
Вот я, вот я превращаюсь в ничего /19.09/
Более-менее четко Россия могла себя определить лишь в качестве противника, соперника - сперва Европы, потом Америки. Вне противостояния мы превращаемся в ничто. Колонка редактора.
Владимир Архангельский
Владимир
АРХАНГЕЛЬСКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: