Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Национализм / Политика / < Вы здесь
Республика Татарстан: сепаратистские тенденции. Продолжение
Дата публикации:  26 Сентября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Начало √ здесь.

Однако и официальное руководство Татарстана традиционно считается лидером сепаратистских тенденций внутри Российской Федерации. Его многолетний руководитель М.Шаймиев, обладая неоспоримым авторитетом среди глав российских регионов, не солидаризируется публично с радикальными взглядами, но негласно возглавляет процесс "децентрализации". Так, еще в 1990 г., после знаменитого заявления тогда еще председателя Президиума Верховного Совета РФ Б.Ельцина ("Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить", сделанного, к слову, на митинге в Казани в июне того же года), Татарстан в числе других российских автономий принял собственную "Декларацию о суверенитете". В 1991 г. руководство республики требовало допустить ее, формально - российскую автономию, к разработке и подписанию нового Союзного договора вместе с другими союзными республиками СССР - участниками так называемого "новоогаревского процесса". Главным обоснованием подобных завышенных требований татарстанской элиты служил тезис о том, что Татарстан является исторической формой государственности татарского народа, через которую реализуется его самоопределение. При этом игнорировался тот факт, что в самой республике проживает лишь четверть от общего числа всех татар России, а татарское население в ней не намного превышает русское (50 % против 42 %).

Распад СССР лишь стимулировал суверенные амбиции татарстанской правящей элиты. Так, например, в 1991-1992 г. Татарстан выступил лидером процесса политической суверенизации регионов России. В марте 1992 г., вопреки активным возражениям правительства РФ и решению федерального Конституционного суда, руководство Татарстана провело референдум по проекту новой республиканской конституции, принятие которой фактически закрепило за республикой статус суверенного государства. Это нашло свое отражение в ряде статей Конституции Татарстана, расходящихся с Конституцией России. Так, например, статья 61 татарстанской Конституции определяет республику как "суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с РФ на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения" (т.е. устанавливает конфедеративную форму ее взаимоотношений с Россией). Статья 59 Конституции РТ устанавливает, что "Республика Татарстан самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус"; там же подчеркивается, что "законы республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Республики Татарстан" (нарушение принципа верховенства Конституции РФ). Статья 62 закрепляет право Татарстана самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность. Всемерно отстаивая провозглашенный в одностороннем порядке статус, Татарстан отказался подписать в апреле 1992 г. Федеративный договор, а в декабре 1993 г. проигнорировал выборы в Государственную Думу и референдум по Конституции России. Добившись максимально возможного дистанцирования от Москвы, руководство Татарстана далее пошло на переговоры с руководством РФ с целью закрепления своего нового статуса.

Продуктом такого компромисса стал подписанный 15 февраля 1994 гг. властями России и Татарстана "Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти республики Татарстан". Наряду с этим актом были подписаны 14 соглашений, касающихся разграничения полномочий в различных сферах управления. Сам документ носил достаточно расплывчатый и противоречивый характер. Так, он определял что разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий "осуществляется Конституцией РФ, Конституцией РТ и настоящим Договором" - то есть документами, многими своими положениями противоречащими друг другу. Все это лишь сохраняло неопределенность в отношениях федерального Центра и республики. Но главное - Договор фактически подтвердил верховенство татарстанских законов над общероссийскими и закрепил за республикой такие функции, как предоставление и лишение татарстанского гражданства, "защита прав человека и гражданина", установление самостоятельных политических отношений с иностранными государствами и др., то есть узаконил узурпацию властями Татарстана целого ряда не предусмотренных Конституцией РФ для ее субъектов прав.

Примечательно, что руководство Татарстана и на перспективу планировало распространить сформулированную республиканской элитой "модель суверенизации" уже в пределах всей России. Так, созданная по решению Госсовета рабочая группа по разграничению полномочий между федеральным Центром и субъектами Федерации под руководством президента республики М.Шаймиева в своем итоговом документе ("Концепции") подчеркивает негативную роль "унитаристских" устремлений Москвы, предлагает освободить Центр от "несвойственных функций", перераспределить "предметы совместного ведения" в пользу регионов и использовать договоры последнего с отдельными регионами как "важнейший инструмент разграничения компетенций". Предлагая путь "упорядоченной децентрализации" и сохранения асимметрии в устройстве РФ, данная "Концепция" в случае ее реализации в условиях системного кризиса Российского государства способна поставить под сомнение саму целостность страны.

Достаточно далеко продвинулся Татарстан и в плане экономической суверенизации. Так, с помощью все тех же межправительственных соглашений (ставших приложением к "Договору о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий"), в собственность Татарстана была передана практически вся находящаяся на его территории федеральная собственность - уникальные предприятия ВПК и нефтегазовый комплекс, химическая и легкая промышленность. Республика фактически монопольно распоряжается добытыми на ее территории нефтью и газом, не "делясь" с Федерацией соответствующими доходами. Ведущая энергетическая компания републики - "Татэнерго" - не входит в структуру РАО "ЕЭС России" и поддерживает с ней "особые" (в т.ч. - финансовые) отношения. Но, главное, в отличие от других субъектов Федерации, Татарстан, в соответствии с межправительственным соглашением о межбюджетных отношениях, уплачивает важнейшие федеральные налоги (например, НДС) не в тех размерах, как установлено российскими законами, а как это установлено ежегодными соглашениями между российским и республиканским минфинами. Таким образом, была фактически введена в действие одноканальная система налогообложения региона, несовместимая с федерализмом. По разным источникам, Татарстан в последние годы отдавал в российскую казну всего лишь от 7 до 10 % доходов, собранных на его территории, а в течение ряда лет вообще сохранял "мораторий" на какой бы то ни было перевод налогов в Москву. Не помогла и угроза санкций - в частности, указ Б.Ельцина от 27 октября 1993 г., разрешавший правительству РФ применять суровые меры в отношении регионов-неплательщиков. При всем этом, как ни парадоксально, Татарстан оказался в числе привилегированных национальных регионов (вместе с Якутией, Башкортостаном и др.), получавших от федерального Центра без всяких на то оснований крупные субсидии (90 % от общей суммы субсидий национальным регионам против 10 % для реально нуждающихся территорий)1. Подобное благоприятное положение позволило руководству Татарстана осуществлять с 1992 г. стратегию "мягкого вхождения в рынок", вводя собственный "потребительский минимум" и формируя программы адресной помощи нуждающимся.

Второй знаковый момент в процессе суверенизации Татарстана - разногласия республики и Центра по вопросу о гражданстве. Сам вопрос о гражданстве и паспортах неоднократно вызывал противоречия между республикой и Центром. Осенью 1997 г. началась выдача новых паспортов РФ, в которых отсутствовала графа "национальность". В Татарстане демонстративно приостановили выдачу новых паспортов, а сам М.Шаймиев пригрозил, что Татарстан напечатает свои. Напряженность в этом вопросе сохранялась последние два года, пока в начале 2001 г. не было принято компромиссное решение выдавать жителям Татарстана российские паспорта с вкладышами на татарском языке. Однако еще в конце 1998 г. Госсовет Татарстана принял во втором чтении Закон "О гражданстве Республики Татарстан". Согласно этому закону, Татарстан имеет собственное гражданство, обладание которым автоматически влечет за собой обладание гражданством РФ. Документом о гражданстве Татарстана является паспорт РФ с пропиской. При этом допускается предоставление гражданства Татарстана лицам, не имеющим гражданства РФ. А это означает не что иное, как разрыв единого конституционно-правового пространства РФ и подрыв суверенитета России (поскольку предоставление и лишение гражданства является прерогативой общегосударственной власти).

В этой связи существенно, что вышеназванная инициатива Татарстана нашла позитивный отклик у федеральной власти: в середине февраля 1999 г. на совещании в правительстве по договору с Татарстаном тогдашний вице-премьер правительства РФ по работе с регионами В.Густов предложил указывать в паспорте гражданина России, проживающего в Татарстане, его татарское гражданство, а также учредить вкладыш в паспорт на национальном языке, украшенный гербом республики. Однако подобный компромисс не устранил полностью правовой коллизии между федеральным центром и республикой по вопросам гражданства. И, кроме того, фактически разделил граждан России татарской национальности на две категории: на жителей Татарстана с "национальным вкладышем в паспорте" и на жителей других регионов без наличия такового (а значит - и без закрепленного в Конституции России права определять свою национальную принадлежность).

Немалую активность проявил Татарстан и в области внешнеэкономической деятельности, выходя за пределы полномочий, делегируемых регионам России федеральной Конституцией. Начало этому процессу было положено подписанным 22 января 1992 г. главами правительств России и Татарстана Е.Гайдаром и М.Сабировым "Соглашением об экономическом сотрудничестве", передавшем Татарстану в его полную собственность землю, недра, воду и природные ресурсы. В декабре 1998 г. Госсовет Татарстана начал обсуждать проект республиканского закона о разделе продукции (СРП). В республиканском законопроекте было, в частности, зафиксировано, что Татарстан самостоятельно утверждает перечень месторождений, которые могут разрабатываться на условиях СРП независимо от их запасов. Это прямо противоречило закону РФ об СРП и действовавшему на тот момент соглашению с Минприроды, согласно которому республика имела право самостоятельно разрабатывать только месторождения с запасами до 10 млн. тонн. И лишь угрозы федерального Центра перекрыть Татарстану доступ к нефтегазовой экспортной "трубе" вынуждали его руководителей идти на компромиссы.

Однако и здесь все оказалось не слишком безоблачно - ибо, реализуя приобретенный в одностороннем порядке "экономический суверенитет" и набирая кредиты под развитие нефтяного комплекса, Татарстан за 90-е гг. успел сформировать внешний долг в 1,5 млрд. долларов, не считая многомиллиардных долгов КАМАЗа за газ, электроэнергию и по зарплате. В этой связи можно предположить, что взятый сегодня республиканскими властями курс на экономическую либерализацию связан с исчерпанием ресурсов для продолжения прежней экономической политики.

Окончание следует...

Примечания:


Вернуться1
Дмитриева О.Г. 1993. Политические игры вокруг бюджета. - Московские новости, 1993, # 28, С.9.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Национализм' (архив темы):
Сергей В. Бирюков, Республика Татарстан: сепаратистские тенденции /24.09/
Татары умудряются странным образом сочетать крайний национализм (на политико-идеологическом уровне) с межнациональной "уживчивостью" (на уровне бытовом).
Национализм vs. патриотизм? Руглый стол #32 /23.09/
Ругань по существу. В патриотизме соревнуются Святослав Каспэ, Виктор Деникин и Александр Дугин.
Михаил Ремизов, Санитары этногенеза /22.09/
Человеческие сообщества являются великими агрегатами "крепостного права" и, без сомнения, таковыми пребудут, несмотря на все усилия (де)конструктивистов. Заметки по следам недели.
Вот я, вот я превращаюсь в ничего /19.09/
Более-менее четко Россия могла себя определить лишь в качестве противника, соперника - сперва Европы, потом Америки. Вне противостояния мы превращаемся в ничто. Колонка редактора.
Юрий Солозобов, Русские на том свете. Окончание /19.09/
Конец этого света уже наступил в отдельно взятой стране, и тот свет пришел прямо сюда. Теперь эмиграция уже ничего не решает. Вся страна эмигрировала, не выходя из дома.
Сергей В. Бирюков
Сергей В.
БИРЮКОВ
Кандидат политических наук

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: