Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Национализм / Политика / < Вы здесь
Правый марш
Краткий обзор националистической прессы девяностых годов. Часть II

Дата публикации:  27 Сентября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Золотой век националистической прессы

овые националисты" попытались учесть ошибки своих предшественников. Они стали выпускать газеты, предназначаемые для различных читающих слоев. Практика официозных бюллетеней и антисемитских "фэнзинов" была отвергнута. Издания "новых националистов" давали материалы по широкому спектру тем: от политического анализа до новостей рок-музыки. Радикализм как стиль стал своего рода визитной карточкой подобных изданий. Более того, за получением известности последовало усиление (а не наоборот, как у РНЕ) радикализма. Основными характеристиками "новой" националистической прессы можно назвать:

- Отсутствие жестких партийных рамок, недогматичность.

- Наличие широкого круга "своих" авторов.

- Вторжение в общественную жизнь, попытка влияния не только на нацтусовку, но и на оппозиционный лагерь в целом.

Лидерами этого направления сразу же стали "Лимонка" и "Штурмовик", а также, но уже в меньшей степени, "Империя" и "Эра России" (позднее "Я - русский"). Подробнее стоит остановится на "Штурмовике", ибо "Лимонка", во-первых, уже достаточно хорошо изучена, а во-вторых, все-таки не совсем националистическое издание в общепринятом смысле.

"Штурмовик" появился на свет в конце 1994 года и через короткое время занял место самой популярной праворадикальной газеты, а также, по мнению создателей "Справочника по политэкстремизму", активно конкурировал с "Лимонкой" и красным "Бумбарашем" за лавры самого экстремистского издания. Создателем и бессменным главным редактором "Штурмовика" стал бывший командир Северного ополчения НПФ "Память" Константин Касимовский. Официально "Штурмовик" являлся печатным органом Русского Национального Союза, однако, как и у всех "новых", партийность не была выражена так жестко, как, например, в том же "Русском порядке". Да и сама организация не стала откровением в националистической среде. Численность в период расцвета не превышала тысячи человек, а деятельность РНС в основном и состояла в издании "Штурмовика". Кроме этого "редакцией Штурмовика" было проведено несколько шумных и скандальных мероприятий - митинги в честь годовщины мюнхенского пивного путча, пикетирование немецкого посольства в защиту арестованного американского нациста Герхарда Лаука, а также несколько рейдов эрэнэсовских бритоголовых штурмовиков по Москве. Под ударом оказывались и рэпперы, и сектанты - в 1994 году был разгромлен центральный штаб "Аум Сенрике".

Для российской нацтусовки "Штурмовик" оказался довольно авангардной и, что самое главное, интересной газетой. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в прошлом году на знаменитой газетной точке у Музея Ленина ушлые торговцы толкали старые номера газеты (1996-1997г.) по двадцать - тридцать рублей за номер.

Газета форматом А3 - "Штурмовик" выходил раз в две недели, хотя номинальную периодичность, на должном уровне выдерживать не всегда удавалось. Всего вышло около пятидесяти номеров, тираж которых до сих пор не ясен. С одной стороны, обозначенные двадцать тысяч вызывают большие сомнения, с другой - тираж был явно больше двух-трех, о которых писала пресса того времени, - при задержании Касимовского в Красноярске у него было изъято шесть тысяч экземпляров одного номера. К тому же подобные издания циркулируют несколько иным образом, чем официальные. Порой один экземпляр издания такого рода прочитывает до десятка читателей, так что фактически тираж помножается на несколько раз.

Популярность "Штурмовика" тем интереснее, что издание, мягко говоря, не обладало хоть сколь-нибудь приличной материальной и организационной базой. Обыкновенный домашний компьютер, полная загруженность редактора сугубо технической работой. Тем не менее, газета просуществовала несколько лет на полной самоокупаемости. В этом заключается еще одна невообразимая особенность изданий такого рода. Общеизвестным фактом является, например, то, что из всех российских политических газет только радикально-патриотическая "Завтра" является прибыльным изданием.

Итак, что же привлекало читателей в "Штурмовике"? Газета ориентировалась на радикально настроенных граждан, посему практиковала вызывающий стиль. Заголовки типа "Новое поколение выбирает национал-социализм" или "Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем", скандальные обложки. Чего стоит Гитлер под лозунгом "Революция грядет". Но главное - содержание газеты, где можно было обнаружить откровенные призывы к насилию и свержению конституционного строя: еще одна особенность того времени - крайняя свобода прессы, зачастую понимаемая как вседозволенность. Из программной статьи Касимовского "Насилие как приводной ремень революции": "Наша стихия полного, всеобъемлющего разрушения. Нам нечего терять кроме своей крови, а поэтому мы готовы разрушить современный мир, произвести революцию против него во имя созидания Нашего Мира... Мы вневременной десант, посланный в настоящее, чтобы разрушить его. Мы плеть в руках Христа, изгоняющего торговцев из храма". Особый интерес со стороны бритоголовых вызывали так же апологетические жизнеописания деятелей Третьего Райха. Касимовский со товарищи вообще (в отличие, например, от "скромных" баркашовцев) не стеснялись откровенно нацистской риторики. Тут же были и анекдоты на национальную тематику ("Сегодня в нашем концлагере соревнование по водному поло. Евреи в желтых шапочках, цыгане - в зеленых. Крокодилы выступают без шапочек"), и полемика о целях и задачах "национальной революции", и методы, характерные для желтой прессы. Когда в "МК" появилась статья, критически разбирающая деятельность скин-движения, "Штурмовик" немедленно отреагировал заметкой, полной хамских выпадов в адрес автора статьи Евгения Карамьяна. В довершение всего был опубликован домашний телефон журналиста и предложение подискутировать о бритоголовых. Через пару месяцев вконец замученный ночными звонками нацистов Карамьян был вынужден сменить номер.

Впервые в нацпрессе "Штурмовик" ввел постоянную рубрику, освещающую контркультурную жизнь, причем не только в скинхед-варианте. Не стесненная строгими идеологическими рамками газета пропагандировала симпатичных ей персонажей рок-среды вроде Романа Неумоева или Александра Непомнящего. Активно сотрудничал "Штурмовик" и с Корпорацией Тяжелого Рока Сергея Троицкого - Паука.

Как ни странно для политического издания, но главным хит-материалом газеты за весь период ее издания стал текст некоего Димы Макеева - каталог ста сортов российского пива. И без того склонная к алковозлияниям редколлегия "Штурмовика" долго не могла успокоиться, пока не продегустировала значительную часть прописанного в статье.

В какой-то момент "Штурмовик" стал активно осваивать используемый доселе только "Лимонкой" мат. Причем порой без многоточий, что, в свою очередь, заимствовано у "Штурмовика" современной "Лимонкой". В общем, каждый из националистической среды - от фанатичного поклонника Гитлера до незаидеологизированного металлиста или футбольного фаната - мог найти себе заметку по вкусу. Более того, газета очень хорошо продавалась и в киоске Государственной Думы. И если внимательно просмотреть некоторые материалы, нетрудно заметить, что в маргинальной среде такой информации было не достать. Значит, не обходилось без слива "сверху". Следовательно, кто-то из официозных компатриотов видел в "Штурмовике" союзника по борьбе. А генерал Макашов вообще собирался сделать Константина Касимовского своим общественным помощником.

В конце 1997 года ФСБ "накрыло" типографию, в которой печатался "Штурмовик", что стало смертельным ударом для газеты. Полгода безуспешных мытарств по типографиям в надежде напечататься и удар с другой стороны - Минпечати аннулирует регистрацию - стали последним гвоздем в крышку гроба этого вызывающе экстремистского издания

1998 год вообще стал кризисным для большинства нацизданий. Выход из Национал-Большевистской партии группы Александра Дугина в одночасье лишил "Лимонку" почти всех ее постоянных и основных авторов. Газета через какое-то время восполнила численный состав авторов, но, качественно так и не восстановилась. Строго говоря, сегодняшняя "Лимонка" (регистрацию которой, кстати, все же аннулировал Минпечати) - уже совершенно другое издание. "Я - Русский" начал обратную трансформацию в традиционную ультраправую газету. Давно устарели "последние" номера очень популярной когда-то "Империи"...

Новые методы

...Зато заработал новый издательский аттракцион. Группа активистов уже несуществующего Фронта национал-революционного действия начала выпуск "Хулиганиста", "информационно-аналитического издания юбилейных русских людей, исповедующих радикальный хулиганизм, а также левых черносотенцев и правых ситуационистов". В качестве издателей был обозначен Орден Футуристического Мракобесия, организация, прославившаяся одной-единственной, к тому же несостоявшейся, акцией. Перед самым 850-летием Москвы мракобесы хотели провести пикет (Префектура Центрального округа не разрешила) с требованием перенести столицу России в поселок Блинные кучи, что в Орловской области. "Хулиганист", как правило, состоял из новостей и комментариев к ним. В качестве примера: "Какой-то козлина по фамилии Дидуров, отказал в проведении рок квартирника в доме-музее Булгакова. Ему видите ли не понравилось словосочетание "Святая Русь" в одной из лирических баллад рок-группы "Руководство к действию". Наверное, Дидуров, козлина, по еб... хочет. Враз поймет, что значит Святая Русь". Или "Умер Собчак. Вот так вот запросто - взял и умер. Без суда и следствия". В общем, первый опыт праворадикальной "оранжевой". Но несмотря на внешнюю несерьезность проекта, идеи в основном продвигались вполне серьезные, в духе "Штурмовика" или "Лимонки". И почитателей у подобного стиля нашлось немало. Когда все правоэкстремисты вышли в Интернет, "Хулиганисты" тоже открыли свой сайт и значительно опередили по количеству заходов иные националистические сайты. Народ, уже довольно давно и равнодушно реагирующий на традиционный националистический язык, восторженно принимал те же самые идеи, выраженные "хулиганистами". Сейчас "Хулиганист" не выходит, зато недавно та же группа авторов выпустила журнал "Мракобес" (www.kraizemli.narod.ru.), ставший, в какой-то степени, преемником "Хулиганиста".

Примерно в то же время пошел активный выпуск скинхедовских изданий и газет, издаваемых Сергеем Троицким - Пауком. Они были в значительной степени завязаны на музыку, но активно проповедовали ультраправые идеи.

Жизнь после смерти

Сегодня националистическая пресса находится в определенном упадке. В центре продолжает выходить десяток газет, среди которых, пожалуй, выделяются издания Братства св.преп. Иосифа Волоцкого - "Царский опричник" и "Просветитель". За консервативными, клерикально-монархическими названиями скрываются агрессивные, национал-радикальные газеты. За их изданием стоит часть бывшей редакции "Штурмовика". Другая часть во главе с Константином Касимовским основала газету "Правое сопротивление" (www. nationalism.org). Судя по редсовету, в котором представлен десяток деятелей национал-радикального движения, осуществляется попытка сделать что-то вроде печатного органа объединенных националистов. Однако довольно удачное начало пока не имеет продолжения - газета несколько месяцев не выходит.

Зато активизировалась провинция. Среди пестрого списка названий хочется обратить внимание на газету с экстравагантным названием "Новый небесный барабанщик", что издается в Архангельской области, в маленьком городке Коноша. Издание любопытно без оценки его политической линии - этакий национал-патриотический региональный "Московский комсомолец".

***

Без сомнения, можно констатировать, что сегодняшнее прямое влияние националистической прессы на общественные процессы ничтожно. Однако воздействие подобных изданий все же имеет опосредованный характер. Как точно заметил Владимир Прибыловский, они занимаются в основном формированием атмосферы хаоса и нагнетанием истерии в обществе. Хотя, многим все же хочется верить, что подобные издания могут кого-то увлечь и "наверху". Во всяком случае, тех, кто хотел бы оседлать тенденции к авторитаризации политической власти. Рецептов в нацпрессе предостаточно...

И главное. Националистические издания для многих стали трамплином в центральную прессу. Сегодня старых авторов "Лимонки", "Штурмовика" и других им подобных без труда можно встретить в редакциях от газет "Завтра", "НГ", "Стрингера" и "Московского комсомольца" - вплоть до журналов "Playboy" и "Медведь", до "Нашего Радио" и канала "Культура". Сказать, что они поменяли взгляды?.. Маловероятно. Как недобро заметил один из русских "фюреров" Илья Лазаренко: "Если человек хоть раз вошел в контакт с националистами, он уже никогда не перевоспитается". Кто знает, быть может, именно так и именно сегодня радикальные националистические идеи становятся, в превращенной форме, достоянием массового читателя?..


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Национализм' (архив темы):
Владимир Архангельский, Правый марш /26.09/
Краткий обзор националистической прессы девяностых годов. Часть I.
Сергей В. Бирюков, Республика Татарстан: сепаратистские тенденции. Продолжение /26.09/
"Фактический сепаратизм" Шаймиева позволил Татарстану безболезненно "войти в рынок".
Сергей В. Бирюков, Республика Татарстан: сепаратистские тенденции /24.09/
Татары умудряются странным образом сочетать крайний национализм (на политико-идеологическом уровне) с межнациональной "уживчивостью" (на уровне бытовом).
Национализм vs. патриотизм? Руглый стол #32 /23.09/
Ругань по существу. В патриотизме соревнуются Святослав Каспэ, Виктор Деникин и Александр Дугин.
Михаил Ремизов, Санитары этногенеза /22.09/
Человеческие сообщества являются великими агрегатами "крепостного права" и, без сомнения, таковыми пребудут, несмотря на все усилия (де)конструктивистов. Заметки по следам недели.
Владимир Архангельский
Владимир
АРХАНГЕЛЬСКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: