Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Обществоведение / Политика / < Вы здесь
Писали, писали...
Колонка редактора

Дата публикации:  10 Октября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Помнится, на первом курсе меня в числе прочих первокурсников заставили бегать по каким-то метростроевским конторам с гэллаповскими "простынями" - многостраничными анкетами. Анкеты были полны всяких нескромных вопросов, на которые метростроевцам предлагалось добровольно ответить. Эта добровольность меня и спасла: отказ отвечать тоже считался результатом, о чем я не забывал сообщить метростроевцам. Я отстрелялся раньше всех, вернув руководителю проекта кипу пустых "простыней", на каждой из которых красовалась надпись (сделанная рукой респондента под мою диктовку): "Отказываюсь отвечать".

Следует отдать Гэллапу должное: он изобрел репрезентативную выборку. После Гэллапа глупо опрашивать огромные массы народа. Главное - так выбрать опрашиваемых, чтобы по результатам опроса небольшой группы людей адекватно судить об ответах, которые дали бы все прочие. Одним словом, после Гэллапа глупо проводить перепись населения, гоняя несчастных теток-опросчиц по квартирам, двери которых закрыты наглухо: россияне не особенно склонны делиться с госслужащими конфиденциальной информацией. Теткам этим остается поступить со всеми нами так же гуманно, как я в свое время поступил с метростроевцами, - либо заполнить опросные листы самостоятельно, "на коленке", получив необходимые данные из какой-нибудь устаревшей базы ФСБ (диски с этими базами находятся в свободной подпольной продаже). Понятно, что перепись - это не выяснение общественного мнения. Переписчиков интересуют сведения менее личные, более формальные... Но почему бы не получить эти сведения через ЖЭКи, паспортные столы, ЗАГСы, через учебные части вузов, через канцелярии школ, через неустаревшие базы той же ФСБ, наконец?

А тогда не будет внешнего эффекта! Собирание в одну кучу формальных сведений о гражданах России, производимое через соответствующие организации, было бы полезной, но рутинной и малозаметной работой. Не думаю, что "наверху" сидят идиоты. Все, что я сказал, им понятно лучше меня. Значит, внешний, пиарный эффект переписи - основной эффект, который ждут от переписи ее устроители.

Таким образом, все разговоры об использовании не столько результатов, но самого процесса переписи в политических целях не просто не лишены смысла, но суть единственно осмысленные разговоры на эту тему. Я, однако, не собираюсь брать на себя функции "обвинителя" и "разоблачителя". Просто хотелось бы понять, для чего на самом деле производится данное театральное действо - массовое заклание теток-опросчиц на алтаре освященной государством бестактности?

Чтобы сразу покончить с обвинениями, следует понять, для чего вообще нужны общественные науки. Точные науки надстроились над техническими навыками - и через некоторое время превратились из "надстройки" в "базис": ни один инженер сегодня не будет отрицать пользы, приносимой для его дела теоретической физикой. Точные "академические" науки отвечают (по-своему) на общий вопрос об устройстве мира, но это любопытство лишено смысла, если потом не будут сделаны частные, технические выводы о том, как этим миром управлять. Методы управления определенными частями мира разрабатываются уже в рамках технических наук. "Академические" гуманитарии также удовлетворяют свое любопытство по поводу устройства мира - и любопытство это также было бы лишено смысла, не существуй практической психологии, прикладной социологии и пиара, то есть не существуй областей знания и деятельности, связанных с управлением людьми. Любой философ, филолог, историк или психолог работает в конечном итоге для того, чтобы менеджер и пиарщик совершенствовали свои методы. Сокрушаться по этому поводу так же наивно, как наивно было нытье физиков-ядерщиков по поводу атомной бомбы. Ядерная физика бессмысленна без ядерного оружия, философия бессмысленна без политтехнологий.

Итак, я уже попытался показать, что перепись - акция не исследовательская, но политтехнологическая. Демонстративная. Что нам (и всему миру) пытаются продемонстрировать? Если не принимать во внимание содержание дебильных рекламных плакатов ("Сколько костылей нужно россиянам? Решит перепись!") - проведение переписи служит для демонстрации россиянам простого факта: вас сосчитали! Пусть вы лично послали переписчицу подальше, но ваш сосед (кажется) не послал. И теперь власти располагают, наконец, точными сведениями (почти) обо всех россиянах. Тот же мессидж послан всем иностранным заинтересованным лицам.

После чего заинтересованным лицам в России и за рубежом можно представить результаты этой самой переписи - которые, я уверен, составлены заранее. Поскольку, учитывая уже отмеченное мной негативное отношение россиян ко всякого рода бестактным вопросам, никаким иным способом, кроме высасывания из пальца, эти результаты добыть невозможно.

Теперь было бы интересно порассуждать на тему, какие результаты устроители переписи считали бы выгодным обнародовать. Строить прогнозы следует, исходя именно из этих рассуждений.

Кирилл Якимец


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Обществоведение' (архив темы):
Юрий Солозобов, Человек с "рыжьем". Окончание /27.09/
Миф о новых русских и пределы управления мифом. Новый вождь не выдержал испытания смехом.
Юрий Солозобов, Человек с "рыжьем" /25.09/
Миф о новых русских и пределы управления мифом. Пытались сделать яппи - а получился йетти.
Владимир Кантор, Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе конца XIX - начала XX века. Окончание /16.08/
"Проповедь сверхчеловечества, приведшая к методическому производству недочеловеков, - вот факт, который, без сомнения, должен быть разоблачен, но который требует также истолкования" (Камю).
Владимир Кантор, Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе конца XIX - начала XX века. Продолжение /14.08/
Бесформенная масса презирает слабость и молится силе. Свободная от внешней (религиозной) формы народная жизнь безумна (идиотична в клиническом, а не в "достоевском" смысле).
Владимир Кантор, Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе конца XIX - начала XX века /12.08/
Формализация человеческих отношений - как способ избежать "войны всех против всех"? Тоталитарный способ правления стал фактором социализации и объединения масс, отказавшихся от наднациональной религии христианства.
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: