Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Обществоведение / Политика / < Вы здесь
Исчислять, любя!
Дата публикации:  18 Октября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Разумеется, перепись - это мобилизационное мероприятие. Смысл "ревизий" в Древнем Китае и Египте, в Греции и Израиле был один и тот же: оценить будущие налоги и определить количество мужчин, способных носить оружие. "И подал Иоав список народной переписи царю, - написано во Второй Книге Царств (XXIV, 9), - и оказалось, что Израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч".

Здесь важно верно определить не только утилитарный, но и символический смысл переписи, отделить позитивное содержание "исчисления народа" от страхов и фобий, связанных с этим мероприятием. Переписи, где бы когда бы они ни проводились, не были самой любимой в народе процедурой. Вот характерное высказывание А.Пороховщикова, народного артиста России: "Я не вижу смысла проводить сейчас перепись населения. У меня сразу же возникает вопрос: зачем государству знать, где, сколько и какого народу у нас живет - чтобы нас удобнее было обворовывать? На эту акцию будет потрачена огромная сумма народных денег, а результат - сплошной туман, как было и в предыдущие годы".

Такая невнятная мобилизация вызывает волну негативной реакции и самых невероятных слухов. В некоторых городах Ставропольского края распространяются листовки с призывом не участвовать в российской переписи населения. Утверждается, что перепись проводится по указке некоего мирового правительства со штаб-квартирой в Брюсселе. Тем более что в бывшей Югославии (Македонии, Косово) перепись предваряла развертывание сил НАТО на территории страны. Как сообщала BBC, одним из пунктов мирного соглашения являлось проведение до выборов переписи для уточнения национального состава населения.

Возникает вопрос, всегда ли мобилизация бывает только негативной. Возможна ли позитивная мобилизация народа, и, в узком смысле, есть ли примеры "исчисления" как проявления любви. Здесь следует более внимательно обратиться к переписи, проведенной Моисеем (Числ 1:1-54) по повелению Всевышнего. Бог приказывает: "Произведите исчисление всего общества сынов Израиля", причем за первые тринадцать месяцев после Исхода из Египта такая перепись производилась трижды.

В чем духовный смысл приказа Всевышнего пересчитать Его народ? Ведь Бог знает число детей Израиля, для этого Ему не надо объявлять перепись. Говоря современным языком, "собирание в одну кучу формальных сведений о гражданах, производимое через соответствующие организации", было Его постоянной "полезной, но рутинной и малозаметной работой". Зачем же Он тогда приказал провести ее публично? И какова истинная природа переписи населения?

Эта заповедь комментируется следующим образом: "Потому, что дороги Ему (сыны Израиля), Он считает их все время: когда они выходили из Египта, Он посчитал их, когда они морально пали из-за (греха) золотого тельца, Он посчитал их; прежде чем спуститься к ним (в Мишкан), Он посчитал их. Ведь первого Нисана Шатер был воздвигнут, а первого Ияра (следующего месяца) Он посчитал их".

Попробуем разобраться в символьной сути переписи. Когда люди "исчисляются", подвергаются пересчету, они связываются отношениями равенства: и первого в стране человека, и самого последнего считают только один раз. Это перекликается с сообщением официального сайта переписи: "Смысл переписи в том, чтобы узнать состав населения страны, области, города и т.д. И главное, перепись далека от политики, в ней все равны ..."

Перепись Моисея как знак любви Бога направлена на сущность каждого - на его душу. На то, что всех объединяет, чем обладают все в равной мере. Следовательно, цель переписи - это возвысить душу каждого, сделать так, чтобы каждый вспомнил о ней. В книге "Хорошая работа" Э.Шумахера есть такие слова: "Перепись населения рассматривает людей как статистические единицы. А они не единицы. Каждый человек - это вселенная".

Как отмечают комментарии, Бог считает свой народ все время. Но всеобщая мобилизация не может быть постоянной, потому евреи пересчитывались всего трижды в течение первых тринадцати месяцев после Исхода из Египта. Затем еще один раз (38 лет спустя), во время странствий по пустыне, и потом очень редко. Считается, что до наших времен перепись проводилась всего 9 раз, в десятый раз перепись произойдет, когда придет Мошиах. (Для справки - Первая советская перепись была проведена в 1920 году, в дальнейшем в Советском Союзе прошли еще семь переписей: в 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 годах, примерно раз в 10 лет).

Тем самым позитивная мобилизация не только возможна, более того, она необходима для задачи сплочения и восстановления общества после рабского плена, снятия давления популяционного стресса. Перепись не только обеспечивает единообразие реакций у подчиненных и упрощает, по Луману, процесс управления. Перепись восстанавливает цельность общества, его разрозненные фрагменты складываются в единое политическое целое.

Итак, первая перепись была проведена во время выхода евреев из Египта не только с целью учета и контроля. Она подняла у них дух самопожертвования до такого уровня, что они были готовы последовать за Ним в незасеянную и бесплодную пустыню (Ирмиягу, 2:2). "Воспринимая перепись как знак любви Его к народу своему, мы можем приблизить тот союз, который был заключен во время дарования Закона, когда Он взял народ Израиля в жены. Также как через Тору Израиль соединяется со Вс-вышним" (Зогар, ч. 3,936).

Такая высшая санкция на проведение всеохватных действий является архетипическим основанием "руководителя, воплощающего в себе государственный подход". Без сакрального подтекста перепись становится в глазах народа малоосмысленным и пугающим мероприятием. Как пишет философ, когда "наследие безвозвратно потеряно, осталась лишь перепись некогда бывшего имущества".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Обществоведение' (архив темы):
Политологии не существует /17.10/
- по крайней мере, в России. Ближе всего к разработке методов и понятийного аппарата политологии подошли "интриганы-теоретики", которых иногда называют "политологами-практиками". Колонка редактора.
В.М. Хвостов, Что должны и что не должны изучать социологи /17.10/
Монография профессора Хвостова вышла в 1917 году, но, к сожалению, мало кого научила уму-разуму. До сих пор большинство исследователей общества слабо осознают близость своего предмета к предмету этологии и при этом недостаточно дистанцируются от разного вида социальных прожектеров.
Владислав Савин, Культурный генотип России. Окончание /16.10/
"Служить бы рад, прислуживаться - тоже." Служение как способ выжить.
Не надобно умения, когда есть число. Руглый стол #33 /16.10/
Ругань по существу. От наскоков со стороны безответственных журналистов перепись защищают: Валерий Тишков, Александр Ослон, Юрий Левада и Владимир Соколин.
Владислав Савин, Культурный генотип России /15.10/
Начиная с середины 90-х гг. социологические исследования фиксируют изменения в направлении восстановления культурных ценностей и архетипов, характерных для народов, составляющих российскую цивилизационную общность на протяжении последних веков.
Юрий Солозобов
Юрий
СОЛОЗОБОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: