Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20021024-kaz.html

Подготовка к подсчету осенних цыплят
Внешняя политика прошедшей недели

Александр Казаков

Дата публикации:  24 Октября 2002

Прошедшая неделя во внешней политике России прошла как бы при сдерживаемом дыхании. В повестке зависли принципиальные - "судьбоносные", извините за выражение, - вопросы, такие как "Калининград", "Резолюция по Ираку" (= "Судьба ООН"), а в это время идет пристрелка к будущим решениям (приезд Йорико Кавагути, предваряющий визит Дзюньитиро Коидзуми в январе, визит Берлускони, предваряющий баталии с Евросоюзом по Калининграду) или доработка тех вопросов, которые были "горячими" пару-тройку недель назад (Грузия). Вообще, вся внешнеполитическая работа шла как бы не в полную силу, по крайней мере - ее публичная часть. Понятно, что за кулисами идут напряженнейшие консультации и переговоры, о результатах которых мы узнаем позже, если узнаем вообще.

Впрочем, все эти "промежуточные", "предварительные" и "фоновые" встречи и соглашения тоже достойны того, чтобы сказать о них несколько слов.

Грузия: Кто, кто в домике живет?

Известно кто - чеченские боевики вкупе с их арабскими патронами и грузинскими "патронташами". Вообще мне в последнее время в связи с телодвижениями самого Эдуарда Шеварднадзе и других грузинских политиков все больше приходят в голову всякие детские штучки. Например, такая: старший мальчик тащит за шиворот нашкодившего пацаненка, а в это время мимо проходит парень еще постарше. Пацаненок обращается к самому старшему, который при этом не курсе дела, и жалуется, что его обижают. Старший - по принципу "большой да дурной" - сначала (!) приказывает отпустить маленького, а потом (!) спрашивает, что происходит. Когда до него доходит, что маленького должны были наказать, например, за то, что украл варенье из общественной столовой, он признает справедливость наказания, но... малого давно и след простыл.

Именно в таких образах мне рисуется, например, игра Грузии с Евросудом по правам человека (в данном случае неважно, кто начал игру - Тбилиси или Страсбург, - потому что и там, и там достаточно больших оригиналов), с которым грузинский Минюст вдруг взялся обсуждать вопрос об экстрадиции чеченских боевиков, задержанных при переходе российско-грузинской границы с оружием в руках аж в начале августа. Пытаясь вырвать свой воротник из цепких рук России - которая, по любым меркам, находится в своем праве, - Грузия обращается к чиновникам в Страсбурге, которые не въезжают в ситуацию. По крайней мере, сейчас. А когда въедут - на что рассчитывают Шеварднадзе и его поклонники? - либо Грузия станет кандидатом в НАТО и Россия отстанет, либо чеченские бойцы начнут заварушку в Абхазии или в Южной Осетии, а тогда всем будет уже не до экстрадиции, либо Шеварднадзе уйдет на покой, весь такой красивый и богатый.

Самое интересное, что в данном конкретном случае нарисовавшийся тупичок с экстрадицией боевиков выгоден как Грузии, так и России. Это, разумеется, в том случае, если откинуть подозрения в искренности как Тбилиси, желающего защитить боевиков от российского произвола, так и Москвы, стремящейся остановить террористов. Действительно, пока чеченские боевики находятся в подвешенном (в переносном, к сожалению, смысле) состоянии, у российских властей есть постоянный рычаг политического давления на Тбилиси, а у властей грузинских - перманентный повод жаловаться на это давление.

Вопрос о совместном патрулировании, который решался в Ереване на прошлой неделе параллельно - в полном смысле слова - с вопросом об экстрадиции боевиков, в отличие от последнего, более чем серьезен. В идеальном варианте совместное патрулирование границы могло бы наглухо закрыть ее от шастающих туда-сюда боевиков. Но в жизни идеальные варианты, как правило, не проходят, особенно с таким партнером, как Шеварднадзе.

Сначала опять начались детские игры. Вот представьте себе, что ребенок стоит на подоконнике при открытом окне, а папа резонно просит его слезть: "Разобьешься ведь!" В соответствии с детской логикой сынишка решает, что если папа его о чем-то просит, то это нужно папе, а не ему. Поэтому в ответ обеспокоенный папаша слышит непосредственное: "Я не буду падать с третьего этажа, если ты купишь мне новые кроссовки".

Не напоминает поведение Шеварднадзе? Грузинский президент всему миру жалуется на то, что с российской территории на его землю понаползли всякие вооруженные до зубов "криминальные элементы". На это российская сторона предлагает ему реальное сотрудничество на границе с целью перекрыть проход для боевиков. Последовательность очевидна: сначала закрываем границу, потом разбираемся с разделенными и оставшимися без тыловых баз боевиками, мы - в Чечне, вы - в Панкиси. Если нужно, поможем, если нет - делайте это вместе с американцами, турками, латышами, с кем хотите, но делайте. И вот тут как раз Шеварднадзе (как всегда, после прямого разговора с Путиным в Кишиневе, а не во время него) заводит речь о "новых кроссовках". Давайте, мол, вместе патрулировать границу, обмениваться информацией и средствами связи, проводить совместные мониторинги, но при этом в Панкиси - ни на шаг, а еще границу России с непризнанной Абхазией тоже усиленно патрулировать. Это не говоря уже о том, что Тбилиси все чаще стал делать намеки на необходимость проведения "антикриминальной операции" в Южной Осетии. Эдуард Амвросиевич что, забыл, как он едва удрал из Сухуми?

Остается надеяться, что на этот раз у Тбилиси не будет семи пятниц на неделе, подписанный 17 числа протокол об усилении охраны границы приведет к реальному совместному патрулированию и спецнаряды будут вести постоянное боевое дежурство.

Впрочем, на фоне других событий недели тбилисские хоровые залпы выглядят все же арьергардными боями. До следующих критических дней у Шеварднадзе и его команды.

Японию заклинило. Москву, правда, тоже

Ценность подготовительного визита главы МИД Японии Йорико Кавагути была определена задолго до ее появления на трапе самолета в Москве - когда она демонстративно рассматривала в бинокль Южно-Курильские острова с японской территории. Это такая традиция у японских политиков. Иногда, правда, они облетают "свои" северные территории на вертолете. Сразу стало ясно, что во время визита речь пойдет о периферийных по отношению к мирному договору - так и не подписанному со времен Второй мировой - вопросах. Правда, от своей периферийности эти вопросы не потеряли своего качества.

Как известно, в ходе предстоящего 10 января будущего года визита в Россию японского премьера Дзюнъитиро Коидзуми будет подписан "Совместный план действий" - двустороннее соглашение о долгосрочном сотрудничестве. Если называть вещи своими именами, то этот "План" является своего рода паллиативом мирного договора. В нем можно прописать все аспекты политического и, главное, экономического взаимодействия, оставив за скобками проблему островов.

Снижение на 11% уровня экономического взаимодействия двух стран за прошедший год связано не только с экономическим спадом в Японии, но и с тем, что правительство Коидзуми, вслед за своим лидером, в погоне за популярностью поставило во главу угла в отношениях с Россией именно проблему островов. Такой облегченный вариант наращивания популярности, разумеется, имеет и обратную сторону. Назвался груздем... Да, прежние японские лидеры вели более тонкую игру. К ним в большей степени была применима характеристика "восточные политики". А Коидзуми, который еще во время предвыборной кампании хвастался своим прозападным обликом, и пример, похоже, берет с западных политиков. С американских, если быть точнее, с их прямолинейностью, нахрапистостью и ощущением себя пупом земли.

Но странное дело, ведь японские политики не могут не понимать, что от сокращения экономического и инвестиционного сотрудничества с Россией страдает - при нынешних обстоятельствах - прежде всего сама Япония. Ведь это в Японии идет экономический спад, а не в России. Это Япония потеряла политическую ориентацию в тихоокеанском регионе. Так что популистский подход к курильской проблеме может ударить по правительству Коидзуми бумерангом.

Впрочем, переговоры г-жи Кавагути с Виктором Христенко в рамках шестого заседания межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам показали, что японские политики видят опасные подводные камни своего курса. Стороны договорились об интенсификации сотрудничества, прежде всего, в энергетической области. Так, например, в реализацию проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" японские компании уже вложили, по словам Христенко, более миллиарда долларов.

И именно в этой области проведенные в понедельник переговоры получили подтверждение своей практичности в пятницу, когда крупнейшая японская нефтеперерабатывающая компания "Ниппон Ойл" заявила о закупке российской нефти в объеме 2 миллионов баррелей. Это можно оценить как прорыв, ведь прямые закупки нашей нефти Япония прекратила еще в 1978 году. Нефть пойдет с Урала через Новороссийск с перегрузкой в Средиземном море в супертанкер и далее вокруг Африки. Это в два раза дольше, чем из Персидского залива, но в Черном и Средиземном море никто пока не собирается воевать с Россией, как в Заливе с Ираком.

Не менее плодотворными, по словам участников, были переговоры о сотрудничестве России и Японии по проекту восстановления Транскорейского железнодорожного коридора и присоединения его к Транссибу. Этот проект сопровождается взаимодействием Москвы и Токио в рамках "шестерки" по межкорейскому урегулированию. Вопросы космических технологий (Россия запускает японские спутники при помощи своих носителей, а Япония успешно провела на прошлой неделе очередные испытания своего космического челнока) и рыболовства тоже получили, кажется, новый импульс.

Все это говорит о том, что "Совместный план действий" в качестве паллиатива мирного договора может сработать и привести к полномасштабному сотрудничеству России и Японии на общее благо. Главное - "не тилибомкайте пимпиську", то есть проблему Южных Курил.

Надо ведь иметь в виду, к тому же, что цена Курильских островов для Путина и Коидзуми различна. Если Путин с предельной выгодой - как экономической, так и политической, - продаст японцам Курилы и при этом выиграет "битву за Калининград", то кредит доверия к нему россиян если и понизится, то только на Дальнем Востоке и незначительно. Так что ВВП может себе позволить такую роскошь даже сейчас, когда до выборов еще сравнительно далеко, и уж тем более после выборов. А вот если Коидзуми подпишет с Россией мирный договор, согласившись с нынешним статус-кво по Южным Курилам, то его политическая карьера - а возможно, и политическое существование всей его партии - на этом закончится.

Хотя все равно самым прагматичным представляется вариант "совместного владения" с отложенным на неопределенный срок окончательным решением. Для этого и российскому, и японскому лидерам надо сделать только по полшага навстречу друг другу, сдвинуться с мертвой точки. Есть шанс договориться так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Осталось только выяснить, кто волки, а кто - овцы.

Апельсины и не только из "Marocco"

Свидание ВВП с марокканским королем Мухаммедом Шестым, помимо подписанных двусторонних соглашений в области морского рыболовства, о сотрудничестве в области почтовой и электрической связи и информационных технологий, а также меморандума о взаимопонимании между Российским авиационно-космическим агентством и Королевским центром дистанционного зондирования (вот так!) Марокко, имело целью знакомство с арабским лидером, который обещает стать одной из ключевых фигур не только средиземноморского, но и всего исламского мира. Возможно, через несколько лет после того, как отойдут от большой политики нынешние североафриканские тяжеловесы, такие, как Каддафи или Мубарак.

ВВП уже при первой встрече с марокканским королем помянул важную роль Рабата в достижении арабо-израильских мирных договоренностей, которые сейчас так успешно зарываются в землю, несмотря на все усилия "ближневосточного квартета" и прочих музыкальных коллективов.

Конечно, "сверка часов" с марокканским лидером по ближневосточному урегулированию и иракскому кризису была чрезвычайно полезной, но Кремль, привечая сравнительно молодого и "прогрессивного" короля, наверняка имел в виду и дальние цели. Например, восстановление присутствия России в средиземноморском регионе, который своей вотчиной считает Франция, и укрепление позиций Москвы в арабском мире, которые были в значительной мере утеряны с момента деидеологизации внешнеполитического курса России.

Вне всякого сомнения, Россия должна налаживать максимально тесные связи со всеми странами и объединениями во всех регионах мира, если хочет сохранить за собой статус мировой державы. Тогда, глядишь, в тяжбе между Рабатом и Мадридом за крохотный островочек Перехиль - с готовностью всего мощного Евросоюза к мобилизации - в качестве посредника могла бы предложить себя Москва. Почему не вести себя как Вашингтон, который готов "мирить" всех со всеми во всем мире. Америка так построила свою внешнюю политику, что имеет возможность вести себя, как СССР в старом анекдоте: "Вооружен до зубов и ко всем со своей любовью лезет". Разница - правда, принципиальная - заключается в том, что в том анекдоте СССР был с голой ж... .

Что ж, судя по реакции Мухаммада VI, ВВП сделал хороший задел в решении долгосрочных задач. Так что присутствие Марокко в России - и наоборот - не ограничится, скорее всего, памятным с советских времен черным ромбиком Marocco на апельсинах.

Берлускони хочет быть паровозом

Сильвио Берлускони подтвердил свою репутацию самого оригинального европейского политика. Несмотря на то, что к переговорам были анонсированы такие сложные вопросы, как "иракский" и "калининградский", говорил по ним, да и то после переговоров на пресс-конференции, российский президент, а Берлускони отмалчивался.

В том, что касается кризиса вокруг Ирака, оно понятно. Берлускони уже заявил себя союзником США в этом вопросе, но в то же время настаивает на том, что Россия для Италии - стратегический партнер. Так что в ситуации, когда союзник и стратегический партнер уперлись лбами, Берлускони предпочитает отмолчаться и не попасть в тиски.

Другое дело - Калининград. С одной стороны, Берлускони давно уже заявил, что он поддерживает Москву в этом вопросе, причем не слабее, чем Жак Ширак. И он прекрасно понимает, что во второй половине 2003 года, когда Италия будет председательствовать в ЕС, он сможет еще все успеть сделать. И поэтому, возможно, не пожелал дразнить гусей до времени.

Молчание Берлускони в этот приезд в Москву насчет Калининграда было, однако, вполне компенсировано другими его мессиджами. Самый главный из них - и в этом Берлускони, без всякого сомнения, идет впереди Европы всей - состоит в том, что Россия со временем должна стать полноправным членом Евросоюза. Итальянский лидер не согласен с Романо Проди, который считает, что, мол, Россия настолько огромна, что ее вступление в ЕС разрушит Союз. Чисто эмоционально г-на Проди можно понять. Действительно, если взглянуть на карту Евразии, то весь - даже расширенный - Евросоюз окажется средних размеров шишкой на теле России. Другое дело, что финансовый и промышленный потенциал этой "шишки" значительно выше, чем у всей огромной России. По крайней мере, в ближайшей перспективе.

Но у Берлускони совсем другие - геополитические - мотивы. "Российская Федерация должна приблизиться к Европе, - заявил он после переговоров с ВВП. - Вплоть до окончательной цели - примыкания к Европейскому Союзу. Тогда Европа станет авторитетным субъектом с военной и политической точек зрения, и мы вместе сможем разделить (читай отобрать - А.К.) с США роль защитника и стража во всем мире". Что и требовалось доказать. А ведь ВВП еще год назад предложил Европе именно эту перспективу. При таком благожелательном для России подходе со стороны итальянского премьер-министра как-то даже и не хочется просчитывать, в чем заключается его корысть. Это и так очевидно. Если Италия не может обойти "трех китов" Европы - Германию, Францию и Великобританию - на экономическом поле, то можно ведь попробовать обыграть их на поле политическом. А для этого требуется агрессивность, напористость и даже некоторая безоглядность в выдвижении сумасшедших идей и проектов. Если они даже не будут реализованы, то Рим, по крайне мере, окажется в центре внимания во время их обсуждения. "Не догоню, так хоть согреюсь".

Кстати, эта дух захватывающая перспектива, как мне уже доводилось писать, бросает совсем другой свет на проблему Калининграда. Если - при поддержке "паровоза" Берлускони - Россия поставит вопрос взаимоотношений с Евросоюзом столь глобально, то все вопросы с калининградским транзитом покажутся европрейцам, действительно, техническим заданием средней степени сложности. В любом случае можно изменить градус общения с Брюсселем по этой теме.

Так что браво, синьор Берлускони. Пробивайте для нас место в евросоюзном клубе, а мы потом решим, хотим ли его занять.