Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Политгендер / Политика / < Вы здесь
Рушимся?
Колонка редактора

Дата публикации:  24 Октября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На последних Гражданских дебатах (Александр-Хаус, 22.10.02) эксперты обсуждали Проект федерального Закона ╚Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации╩. Основная претензия к законопроекту - его чрезмерная оторванность от жизни.

Видимо, именно абстрактность, "романтичность" закона (по выражению одного из участников дебатов) привела к тому, что так и осталось невыясненным, опасен этот законопроект для власти губернаторов или, наоборот, как считает М.Колеров, представляет собой "капитуляцию" перед губернаторами.

Скорее, прав Г.Павловский, решивший вообще не выяснять вопрос о том, кому выгоден такой закон: "Я изучал этот текст, пытаясь понять: в чьих он интересах? Я так и не понял┘ Этот закон - идеальный бухгалтерский кристалл, он создан, исходя не из интересов, а из теоретических соображений┘ Закон для территорий, а не для населения." Россия в законопроекте предстает как пустая "территория, над которой носится Минфин".

Нас, впрочем, волнует не столько данный законопроект, сколько проблема "абстрактности в политике". Именно эта проблема, полагаю, лежит в основе последних драматических событий - о чем я написал отдельно. С этой же проблемой связаны "непонятки" вокруг самоуправления: то ли оно у нас существует, то ли не существует┘ Это же на месте выяснять надо, а не в кабинете! В больших городах, скорее всего, самоуправления не существует, поскольку население городов - по ряду объективных причин - слишком индивидуалистично. В мелких населенных пунктах самоуправление, по идее, должно существовать. В областях, жители которых если не помнят, то хотя бы уважают традиции, самоуправление, очевидно, есть. Примером может служить Чечня.

Речь, сами понимаете, идет не о юридическом, но о фактическом существовании. Разрыв же между юридическими "реалиями" и фактами приводит к драмам.

Империя, в отличие от федерации, группируется вокруг центра. "Эманации" центра имеют, как известно, не только культурный, но и непосредственно управленческий характер. Если пользоваться схемой Шпенглера (а я ею пользуюсь весьма охотно), то при переходе к фазе цивилизации культурное влияние центра сходит на нет - что нельзя сказать об управленческих инициативах. Но инициативы эти теряют жизненность - в результате чего империя разваливается┘ Либо сохраняется, превратившись в федерацию.

Россия пока что является империей, однако "вертикаль" везде и всюду утыкается в пустоту: у знаков, из которых составлены документы, зачастую отсутствует денотат. Информация, доходящая "наверх" через ведомства, искажается (либо сочиняется) в интересах ведомств - что объяснимо и неизбежно. А другой информации нет, поскольку сами термины, в которых эта информация опосредуется, устарели.

В результате нарастает сепаратизм "денотатов", не укладывающихся в знаковые/управленческие схемы империи. России, чтобы выжить, необходимо срочно превращаться из однополярной системы - империи в многополярную систему - федерацию. В принципе, даже умиротворение Чечни можно произвести руками самих чеченцев - в том случае, если Чечня осознает себя не провинцией империи, а регионом федерации.

Кирилл Якимец


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: