Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20021028-brim.html

Чеченский экстремизм и палестинская интифада. Окончание
Сравнительный анализ исторических вызовов России и Израилю

Шимон Бриман

Дата публикации:  28 Октября 2002

Начало - здесь.

Потеря безопасности и равнодушие Центра

История сохранила редкий архивный документ - мольбу к Хрущеву о помощи от жителей села Буковка Чечено-Ингушской АССР. Наивное письмо в ЦК КПСС и Совет Министров СССР точно выражает отчаяние русских жителей автономии под напором возвращающихся чеченцев. При всех коренных отличиях идейного поселенчества еврейских "митнахалим" (поселенцев Иудеи, Самарии и Газы) от тогдашних мотивов русского освоения Чечни, очень важно подчеркнуть несомненное сходство: и в 1957 году на советском Кавказе, и сейчас в Израиле десятки тысяч людей испытывают одинаковое чувство заброшенности, потери личной безопасности и необходимости ежедневно противостоять натиску агрессивных мусульман.

Процитирую это письмо от 24 апреля 1957 года1. "Мы, русские люди, обращаемся к нашему Правительству всепобедоносному в борьбе за мир, дружбу и демократию. Хотим Вам рассказать о постигшей нас судьбе и недружелюбном народе, все прибывающем из Казахстана. Прожили мы (в Чечне) в братской семье трудолюбивой 12,5 лет. За этот промежуток времени на этих запущенных землях, до основания загробленных, с приходом русских мы сумели очистить много тысяч кустарников, которые веками не давали никакой пользы. Мы сумели построить ГЭС, дом культуры, много общественных построек и ферм. Зацвели наши вновь посаженные сады и виноградники". Точно такая же картина возрождения заброшенной древней земли наблюдается сейчас в Иудее и Самарии, где еврейские поселения и новые города преобразили дикие горно-пустынные районы, создав современные системы водоснабжения, агротехники и развитой индустрии, а также новые рабочие места, в том числе и для местных арабов.

"С прибытием чечен они надругаются над нашими достижениями, они хотят превратить нас в своих рабов. Запугивают нас в том, что русские скоро оставят не только землю на территории ЧИ АССР, а даже и свои штаны. Они применяют выживание русских из домов под всякими предлогами. Эти русские семьи или продают хозяйство, или уезжают куда смотрят глаза. (Чеченцы говорят:) земля наша, русским делать нечего, русские нам мешают жить. Все равно жить мы с русскими и дагестанцами вместе не можем, и два волка в одной берлоге жить не смогут. Мы теперь будем держать свой старый закон кавказский. Избрали себе муллу и под руководством муллы творят чудеса, от которых уши вянут. (Поэтому) мы просим оказать нам государственную Вашу помощь, и разрядить эту атомную бомбу, в которой смертоносный яд заряжен против русских и против государства нашего".

Но "бомба" не разряжалась из-за наплевательства центральных властей, бездействия армии и милиции. Драматические события разыгрались в Грозном. Город был основан русскими в начале XIX века как военная крепость. В 1950-х годах большинство населения составляли рабочие нефтяной отрасли. Прибывающие чеченцы были не в состоянии "выдавить" давно сложившееся население города. Грозный выглядел русскоязычным островом в море окружающих его чеченских сел. Схожая ситуация наблюдается, например, в израильской Галилее, где Кармиэль и Нацерет-Илит сознательно строились как еврейские городские бастионы среди арабских деревень и в противовес арабскому же Назарету. Кстати, одной из причин антиарабских выступлений еврейской молодежи Нацерет-Илита в октябре 2000 года стала реакция на арабскую жилищную экспансию, на хулиганские вторжения арабов из Назарета.

Чувство незащищенности перед чеченскими экстремистами привело к самому настоящему восстанию жителей Грозного против советской власти, не желающей оградить своих граждан от неистового потока "возвращенцев". Искрой стало убийство Степашина - 23-летнего рабочего химзавода. Его избили и зарезали чеченцы возле Дома культуры (через 40 лет чеченцы "зарежут" карьеру другого Степашина - тогдашнего премьер-министра РФ). Прощание с молодым рабочим породило 25 августа 1958 года стихийный протест жителей Грозного под лозунгами: "Чеченцы убивают русских! Надо этому положить конец и потребовать выселения чеченцев из города".

Три дня - 26-28 августа 1958 года - в Грозном не было советской власти. Здание обкома подверглось разгрому. Толпа набрасывалась на "начальников" в подвале, избивала их и срывала одежду. Грозненцы захватили здания МВД и КГБ. Под красными знаменами они ворвались на телефонную станцию. С приемной Хрущева в ЦК говорил инженер из Гудермеса, потребовавший обуздания чеченцев - "учитывая проявление (с их стороны) зверского отношения к народам других национальностей, выражающееся в резне, убийстве, насиловании и издевательствах". Вошедшие в Грозный войска подавили это "русское восстание"; 57 человек были арестованы и осуждены. Потакание чеченскому экстремизму продолжилось вплоть до 1990-х годов, когда именно русское население Чечни стало первой жертвой режима Дудаева.

Грозненское античеченское восстание 1958 года - пример того, как мирное население, доведенное до крайности равнодушием центральных властей, берет инициативу по самозащите в свои руки. В этой связи можно прогнозировать появление неформальных отрядов еврейской самообороны среди поселенцев Иудеи-Самарии, которые захотят взять в свои руки защиту поселений и прилегающих трасс. Интересно заметить, что уже летом 2001 года в некоторых СМИ появились объявления "Русская защита от русского оружия". В этих текстах репатрианты из СНГ, в том числе бывшие солдаты и офицеры (русские и евреи по национальности), прошедшие Чечню и другие "горячие точки", предлагали поселенцам свои охранные услуги по борьбе с арабскими террористами, в арсенале которых находятся автоматы Калашникова и другое советское оружие.

Если сохранится пассивное отношение правительства Израиля к акциям палестинцев против еврейских жителей страны, то нельзя исключать вероятности неповиновения отрядов еврейской самообороны легальным структурам безопасности Израиля - армии и полиции. Возможны также ответные (или упредительные) акции таких отрядов (или отдельных лиц) против арабов по принципу "кровь за кровь".

Фатальные решения и лидеры-разрушители

Оба этноса - чеченцы и палестинцы - десятки лет бросают неразумные вызовы соседям и создают смертельную опасность для окружающих государств. Палестинцы делали бездумные ставки, поднимая восстание против англичан в 1936-1939 годах, сговариваясь с Гитлером (иерусалимский муфтий в 1940-х гг.), не желая принимать любые планы ООН по разделу Палестины и идти на малейшие компромиссы с евреями. Та же склонность к катастрофическим решениям выразилась в бегстве 1948 года по призыву вожаков, желавших дать авиации арабских стран простор для бомбометания. На каждом историческом отрезке палестинцы выдвигали из своей среды руководителей, склонных именно к крайним поступкам и призывам, что всегда приводило местное арабское население к социально-демографическим и политическим катастрофам.

Фатальные решения Арафата - мятеж в Иордании 1970, разжигание беспорядков и гражданской войны в Ливане в конце 1970-х годов, "старая" (1987-1991) и "новая" (с осени-2000) интифады, всегда с обильной кровью. Для Ясера Арафата эта кровь ничего не стоит, как и для чеченских полевых командиров, благодаря которым Грозный превращен в щебенку, а экономика республики отброшена к уровню 1945 года. И палестинские, и чеченские вожаки прикрываются лозунгами защиты своих народов, но как раз экстремистская позиция лидеров привела к нищете и 60-процентной безработице в ПА, к массовому бегству и разорению сотен тысяч простых чеченцев.

Наличие в руководящих слоях интифады и чеченской герильи деструктивных личностей не только ведет оба движения к неминуемому кровавому финалу, но и заставляет задуматься о специфике тех народов, которые порождают таких вожаков и охотно подчиняются им. Лидеры-разрушители из всех возможных опций выбирают самые крайние и гибельные варианты, приносящие страдания народам, потерю родины, развал местных инфраструктур, причем поставленные радикальные цели так и не достигаются. Психологи и политологи давно заметили, что, например, глава ПА Ясер Арафат нервозен и пессимистичен в периоды затишья и мирных переговоров с Израилем. Но престарелый лауреат Нобелевской премии мира преображается, отдавая приказы на обострение обстановки: срабатывают привычки десятков лет террористической деятельности, подпольной работы по подготовке убийств израильтян. Вполне возможно, что только смена поколений среди руководителей Чечни и ПА выявит новых лидеров, более склонных к разумному диалогу.

Палестинские и чеченские боевики готовы обмениваться отрядами, понимая, что они на разных фронтах, но вместе воюют с "неверными". Шамиль Басаев и иорданец Хаттаб, желая красиво выглядеть перед своими исламскими спонсорами, заявляли о намерении послать группы боевиков на помощь палестинцам. Чувство одной судьбы и сопереживания чеченцам прослеживается даже в карикатурах Палестинской автономии: в газете "Аль-Кудс", например, изображается президент РФ Владимир Путин, поедающий трупы чеченцев из окровавленной миски (карикатура художницы Джохи Омайи).

Если палестинские арабы прославились своей склонностью идти за авантюристами и лидерами-неудачниками, теряя шансы на достойное будущее и процветание, то в мусульманском мире лишь чеченцы могут соперничать с ними в "невезучести" своего мятежного экстремизма. Палестинцы сегодня - это чеченцы Ближнего Востока.

"Ичкерия", ПА и "нефтедоллары"

Для того чтобы сравнить угрозы, стоящие перед РФ и Израилем, можно процитировать интервью президента России В.В.Путина финской газете "Хельсингин саномат" (сентябрь 2001г.). Анализ ситуации в Чечне, сделанный российским лидером, в точности совпадает с реалиями Палестинской автономии. Путин заявил: "Чечня превратилась в преступный анклав. Там начали управлять люди, которые с интересами чеченского народа не имеют ничего общего. После ухода России образовался вакуум, который был мгновенно заполнен фундаментализмом из ряда мусульманских стран. Территория республики была разбита на куски, во главе которых встали так называемые полевые командиры. Единственным источником существования стал грабеж". Президентом России были названы такие составляющие независимой "Ичкерии", как наркотрафик, похищения людей, нападения на Дагестан для отторжения дополнительных районов от РФ, расхищение пенсионных и иных средств из госбюджета России.

Параллели с Палестинской автономией просто бросаются в глаза. ПА возникла в 1993 году после ухода Израиля из районов с большинством арабского населения (сектор Газа, города Западного берега Иордана с окрестными деревнями). Хасавюртовские соглашения 1996 года породили полную самостоятельность Чечни; полевые командиры начали дележ нефтескважин. Россия высылала пенсии, расхищаемые боевиками, а Израиль ежемесячно переводил в ПА в виде возврата НДС миллионы долларов, на которые палестинцами закупалось оружие, строились военные лагеря и велась антиизраильская пропаганда в школах и местных СМИ.

Анклавы ПА возглавляются регионально-клановыми командирами, над которыми нет законов и власти даже Арафата. Например, районом Иерихона руководит Джибриль Раджуб - бывший начальник службы безопасности ПА на Западном берегу, имевший процент от доходов иерихонского казино. Его конкурентом в борьбе за власть является Мухаммед Дахлан - глава сил безопасности в секторе Газа. С каждого грузовика, направляющегося из Газы в Израиль, взимаются поборы, идущие на самый верх.

Коррупция палестинских лидеров достигла заоблачных высот. По личным счетам Арафата и десятков его сподвижников распределяются сотни миллионов долларов, поступающих от международных фондов, банков и благотворительных организаций, а нищету абсолютного большинства рядовых палестинцев сваливают на сионистов.

Палестинская улица взвинчена разрухой и непрекращающейся антиизраильской агитацией. Исламский фундаментализм и организации террора находят все большую поддержку. Только за два летних месяца 2001 года с 18 до 21 процента выросло число сторонников террористических организаций ХАМАС и "Исламский джихад". Осенью 2001 года, по сообщению Статистической службы ПА, 84,6 процентов опрошенных палестинцев высказались за продолжение боевых действий против Израиля. За 2002 год симпатии палестинцам к террористическим организациям только возросли. Демократические свободы в ПА ликвидированы; царят спецслужбы, которые расстреливают людей по подозрению в сотрудничестве с Израилем.

Нынешняя Палестинская автономия, взявшая курс на интифаду, является для государства Израиль такой же стратегической угрозой, какой является чеченская герилья для России 1994-2003 годов. Даже сегодня, когда основные банды чеченских сепаратистов уже разбиты, "чеченский узел" остается мощнейшим дестабилизирующим фактором, угрожающим целостности Российской Федерации.

Атака исламских террористов против США 11 сентября 2001 года открыла новый этап в мировой политике. Всемирная война с террором, возглавляемая Америкой и странами-союзниками, дает России и Израилю уникальный шанс. Интернационал террора включает в себя злейших врагов России и Израиля (в рядах талибов Афганистана, например, сражались чеченские и палестинские наемники). На фоне антииракской операции (зима 2002/2003) обе страны могут навсегда покончить со стратегическими угрозами своей безопасности. Европейское сообщество и США фактически закроют глаза на все прошлые и будущие действия россиян в Чечне.

Новая политическая обстановка в мире объективно способствует более тесным и дружественным отношениям (а, возможно, и стратегическому союзу) России и Израиля. Перед двумя нашими странами, имеющими ментально-цивилизационную и языковую "спайку", стоят общие проблемы, общие враги и схожие задачи.

Президент РФ Владимир Путин заявлял на встречах в Москве с израильским премьер-министром Ариэлем Шароном (4/09/2001 и в октябре 2002 года): "В Израиле живет значительная часть граждан - выходцев из бывшего СССР и России. Мы хотим, чтобы они жили в условиях мира и безопасности". С другой стороны, Россия по-прежнему заинтересована в дружбе со странами ислама и в сбыте туда своей военной техники. Нельзя исключать опасности того, что танки, самолеты, ракеты и атомная энергия, полученные мусульманскими государствами из России, в конечном итоге будут применены для уничтожения тех самых "выходцев из СССР и России", о безопасности которых так заботится президент РФ.

Истинным интересом России на Ближнем Востоке является вовсе не спасение палестинских псевдодрузей, покровительство которым только позорит россиян перед цивилизованным миром. Главная забота Москвы в регионе - это сохранение явно завышенных цен на нефть в районе $25-30 за баррель. Еще в 1973 году Кремль спровоцировал Войну Судного дня (атаку Сирии и Египта на Израиль), которая резко подняла цену на нефть с $3 до $12 и далее, оттянув на 15 лет крах СССР благодаря золотому дождю нефтедолларов. 2002-2003 годы будут самыми трудными для бюджета РФ: придется выплачивать Западу огромную часть долгов. С удержанием цен на нефть ниже $25 долларов средства в бюджете точно не появятся.

Поэтому очень скоро России будет не до ПА и не до "коспонсорства" в мирном процессе. Обострение ситуации в регионе, которое возникнет в первую очередь из-за военной операции США против Ирака, а во вторую очередь - при ликвидации режима и инфраструктуры Арафата, сохранит высокую нефтецену и потребует лишь невмешательства России. Как и 30 лет назад, бюджет РФ заинтересован в войне на Ближнем Востоке.

По всей видимости, 2003 год станет решающим годом в свете тех исторических вызовов и задач обеспечения безопасности, которые стоят перед Россией и Израилем.

Примечание:


Вернуться1
Государственный архив РФ, Ф. А-259, Оп.7, д. 9230, лл. 88-89.