Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20021110-kr.html

Пробуждение от идиотизма. Продолжение
К феноменологии низости

Константин Крылов

Дата публикации:  10 Ноября 2002

Начало - здесь.

Вообще говоря, "идиотизм" как личная позиция иной раз бывает оправдан. Например, в некоторых случаях он может быть проявлением ответственного самоограничения: неумный и некомпетентный человек, добровольно воздерживающийся от участия в делах, которые для него не по уму, ведет себя правильно - и даже, можно сказать, единственно возможным для него способом споспешествует гражданской жизни, не мешая ей1. Есть еще всякие социально-экономические причины для идиотического поведения, разбирать которые было бы долго. Следует, однако, помнить, что, помимо политики и экономики, есть еще и психология. Древние, например, считали, что "идиотизм" есть, прежде всего, проявление определенных качеств души идиота, которые они определяли как низость.

Противопоставление "высокого, благородного" и "низкого, подлого" является одной из основ традиционного понимания общественной жизни. При этом все попытки элиминировать эти понятия, сведя их, скажем, к "аристократической надменности" благородных и "приниженности" подлых, работают только в тех случаях, когда сами эти понятия уже теряют свое значение - например, когда само понятие "благородства" приватизируется правящим классом - или, наоборот, становится трофеем побеждающих низов. Поскольку же таких переходов из рук в руки было слишком много, мы в дальнейшем постараемся не пользоваться словами, на которых остались слишком жирные следы чужих пальцев. Будем лучше говорить о "достойном человеке" и "низком человеке"2.

Прежде всего: "достоинство" и "низость" не сводятся к несколько обрыдшим "добру" и "злу". "Достойный" человек не обязательно "добрый". Чаще он совсем не "добр". Соответственно, "низкий" - не обязательно "злой". Более того, он и не бывает по-настоящему "злым", хотя зла может принести много. Принести - но не совершить: это разные вещи.

Если говорить совсем коротко, "большие" люди отличаются от "маленьких" своим отношением к друзьям и врагам, а точнее - к "своим" и "чужим".

Будем называть "своими" (или "нашими") всех тех, кто относится к нам хорошо, причем это отношение достаточно устойчиво. "Свой", как поется в детской песенке, "в беде не бросит, лишнего не спросит", поможет, утешит, простит, и так далее. Напротив, "чужой" относится к нам в лучшем случае равнодушно, а в худшем - враждебно. То есть от "чужих" можно ожидать "самого скверного".

Так вот. Существуют две стратегии поведения по отношению к "своим" и "чужим". Достойный человек прежде всего делает добро своим, а не чужим. Также он помогает друзьям и наказывает врагов. Низкий же поступает ровно наоборот: отвратительно относится к "своим", но заискивает перед "чужими", а перед врагами лебезит и унижается, и даже любит их.

При этом низких людей, как показывает практика, значительно больше, чем достойных.

На первый взгляд это может показаться странным: понятно ведь, что поведение низкого человека выглядит некрасиво, да и недальновидно. Тем не менее, оно вполне объяснимо. Дело в том, что низость предполагает крайне суженный временной горизонт. Для "мелкого человечка" важно только то, что происходит сейчас, - ну и, может быть, произойдет в самое ближайшее время. Все, что выходит за эти рамки, он не то чтобы не помнит или не предвидит - для него это просто незначимо. "Это будет завтра", а "завтра" - это что-то несуществующее. При подобном видении мира низость оказывается вполне рациональной стратегией. "Свои" на то и свои, что будут поддерживать и помогать "своему", и даже терпеть какие-то неудобства - по крайней мере, в известных пределах. Получается, что в каждый конкретный момент времени, локально, "свои" могут рассматриваться как дойная корова - или как шея, на которую можно сесть. "Свои" для низкого человека - всего лишь бесплатный источник ресурсов и услуг. Если же окружение низкого человека по какой-то причине отказывается играть эту роль, он возмущается и негодует, причем абсолютно искренне: с его точки зрения, "свои" не выполняют свои обязанности перед ним (при этом ни о каких своих обязанностях он, разумеется, и не думает).

"Чужие" же на то и чужие, что они не обязаны относиться к низкому человеку хорошо - и он это понимает. Соответственно, он старается быть с ними поосторожнее, чтобы они не сделали ему ничего плохого. Что касается явных врагов, то, опять же, наилучшая локальная стратегия по отношению к ним обычно состоит в уступках, унижениях, услужливости: в каждый конкретный момент бывает легче чем-нибудь откупиться, чем идти на риск открытого конфликта, в котором нужно не только тратить ресурсы и усилия, но и рисковать. То, что потом придется платить вдвое, чтобы удовлетворить возросшие аппетиты врага, низкий человек не принимает во внимание: ведь это будет "завтра", "потом" - а значит, сейчас это не важно. "Потом" все как-нибудь "образуется само собой".

Может показаться, что при таком подходе к жизни у низких людей не может быть никаких "своих". Отчасти это так: среда "подлых людишек" всегда сильно атомизирована. Однако, как правило, какие-никакие "свои" есть даже у самого низкого человека. Правда, они обычно сами являются низкими людьми, и поэтому терпят подобное обращение с собой. К тому же обиды низкими людьми быстро забываются. Низкий человек кое-как перебивается, постоянно вытирая ноги о других, по-мелкому обкрадывая, вымогая и пользуясь чужой минутной слабостью - чтобы потом самому быть использованным в качестве половой тряпки. Этот своеобразный взаимообмен, однако, не скрепляет общество низких, а лишь разобщает его. В результате, в случае столкновения с серьезным врагом, мелкие человечишки оказываются неспособны ни на какое организованное сопротивление. Напротив, все думают только об одном - как бы подольстится к врагу, скормив ему с потрохами кого угодно, только бы не себя.

Особенно интересным свойством низкого человека является его любовь к врагам. Низкий человек не просто откупается от тех, кто ему вредит, но еще и восхищается этими "сильными людьми", и - при малейшей возможности - пытается стать для них "своим", хотя бы на время. Более того: враги вызывают у него не только страх, но и уважение - известная поговорка "боится, значит - уважает" здесь полностью применима. Уважение обычно переходит в восхищение, особенно же если враг вдруг по какой-то причине проявляет милосердие к низкому человеку - то есть бьет не сильно. Пожалуй, это единственная ситуация, в которой низкий человек способен на что-то вроде благодарности.

Низкий человек очень ценит свою жизнь, более того - считает ее высшей ценностью. Разумеется, воспринимает он ее - как и все остальное - локально, как жизнь "здесь и сейчас". Низкий человек не только "продаст за копейку", но и предаст (все и вся) при первом же приступе страха - а напугать его очень легко3. Однако же он не способен и не желает совершать никаких усилий для того, чтобы продлить свою жизнь или сделать ее более полноценной в будущем. Он даже не может поддерживать свое физическое состояние на должном уровне: минутное удовольствие от лишней кружки пива или от случайного секса с незнакомым партнером обычно полностью подавляет мысли о возможных последствиях4. Можно сказать, что низкие люди живут так, как будто их действия не имеют никакого значения (или очень быстро его теряют - "мало ли что я вчера говорил"), зато жить они будут вечно ("завтра будет то же, что и вчера", а смерть всегда находится где-то за гранью восприятия).

Нетрудно догадаться, что низкому человеку ни в коей мере не свойственны никакие "гражданские добродетели". Как правило, низкий человек потребительски относится к государству, в котором живет, - поскольку оно свое. Он никогда не будет ничего делать для него, если его к этому не принуждать силой. Он аполитичен - что, впрочем, не мешает ему интересоваться политикой. Но воспринимает он ее только как забавную возню, тему для досужей болтовни. Разумеется, низкий человек всегда пацифист, а то и пораженец: война - это дело начальства, которое (по его глубочайшему убеждению) затевает "всякие разборки" исключительно для того, чтобы сделать плохо лично ему, "простому человеку". Если же ему все-таки приходится брать в руки оружие, то из него получается плохой солдат, но хороший каратель.

Тем не менее, низкие люди по-своему удобны в качестве "населения". Трусливые и неблагодарные, они зато терпеливы, легко переносят плохое обращение, а главное - не путаются под ногами у "специалистов по управлению" и беспредельно манипулируемы. Их не нужно даже обманывать: по-настоящему серьезными вопросами они в принципе не интересуются, а мнения по текущему положению вещей можно вкладывать им в голову, даже не заботясь о выстраивании какой бы то ни было непротиворечивой картины. Идиот не помнит, что ему говорили вчера, а завтра забудет то, что ему скажут сегодня. При этом скрывать ничего не надо. Оруэлл напрасно заставлял сотрудников "Министерства Правды" заниматься сложными подчистками истории, а своего героя - прятать обрывок газеты с крамольной фотографией. Обычный идиот, посмотрев на самый разоблачающий документ, сказал бы "ну и че?" - после чего повернулся к "телескрину", в надежде увидеть куда более захватывающую тайну - обнаженную молочную железу.

Достойные люди, в свою очередь, способны на реальную солидарность, охотно делают добро "своим" и всегда стараются отплатить добром за добро, а злом за зло. Второе даже важнее, так как предполагает еще и готовность к риску и потерям. Способность и желание мстить врагам - необходимый (хотя и недостаточный) признак достоинства5.

Связано это с тем, что временной горизонт достойного человека шире: он думает об отдаленных последствиях своих действий (в том числе и о тех, которые наступят уже после его смерти). Как правило, "люди длинной воли" способны строить далеко идущие планы и достигать отдаленных целей. Далеко не всегда эти цели бывают хорошими - как с точки зрения "низких людей", так и с любой другой. Тем не менее, одно моральное правило достойный человек обычно соблюдает: он должен быть полезен для своих и опасен для врагов. Разумеется, подобные люди могут предать "свое" и плениться "чужим". Однако даже сознательное предательство - это осознанный и продуманный поступок, далеко отстоящий от той "ежеминутной измены", которая является для низких людей нормальным образом жизни. Достойные люди живут так, как если бы им предстояло умереть завтра, а их делам - пережить века.

Окончание следует...

Примечания:


Вернуться1
Правда, это же самое рассуждение, будучи хоть чуть-чуть пережато, может быть использовано для оправдания любой тирании: достаточно признать, что большинству граждан не по уму устраивать свою жизнь самим, и призвать специалистов, которые сделают это лучше. Этот парадокс был исследован еще Платоном (решившим дело, как мы помним, в пользу специалистов) - но мы пока воздержимся от разбора этой темы.


Вернуться2
Можно было бы еще использовать древнекитайские термины цзюньцзы и сяожень, почти точно соответствующие тому, о чем пойдет речь ниже.


Вернуться3
Особенно ярко это проявляется в экстремальных ситуациях. Казалось бы, террорист, требующий от пилота, чтобы тот направил самолет на высотное здание, не имеет никаких шансов на успех: кто же будет выполнять самоубийственное требование? Однако нож у горла оказывается убедительным аргументом даже в таких ситуациях: низкий человек органически не способен добровольно принять смерть, даже когда жить в любом случае остается всего несколько минут.


Вернуться4
В развитых идиотиях (например, в Европе и США) для того, чтобы хоть как-то держать население "в форме", в массовое сознание внедряются искусственные психозы: культ "отличной фигуры", почти обязательные занятия спортом, панический страх перед некоторыми продуктами (например, содержащими холестерин) и так далее. Однако все это помогает только в качестве паллиативов. Очевидно, что страдающая ожирением тетка в необъятных розовых шортах, заказывающая себе три гамбургера, и при этом запивающая их кока-колой лайт, занимается банальным самообманом. Тем не менее, это типичное для низких людей поведение.


Вернуться5
При этом, разумеется, достойные люди способны в некоторых случаях прощать своих врагов. Но это не имеет ничего общего с низостью. Низкий человек "прощать" как раз не умеет - он может только забыть. Впрочем, в тех редких случаях, когда у него появляется возможность безнаказанно (например, анонимно) отомстить, он всегда ей пользуется - так что "забвение" это весьма относительно. Но чаще он просто срывает зло на "своих" (поскольку "свои" годятся еще и на это).