Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Эпоха перемен / Политика / < Вы здесь
Началась ли история опять? Окончание
"Policy", June-August 2002

Дата публикации:  12 Ноября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Начало - здесь.

Ислам, как и христианство, индуизм, конфуцианство или любая другая великая религиозная или культурная традиция, представляет собой систему чрезвычайной сложности, которая развивалась разнообразными путями в течение долгого времени. В период, отмеченный выше, когда христианская Европа разрывалась религиозными войнами, разные верования мирно уживались под властью Оттоманской империи. В XIX и начале XX века существовали важные либеральные тенденции в исламе в Египте, Иране и Турции. Турецкая Республика Кемаля Ататюрка стала одним из наиболее последовательных секуляризированных режимов в современной истории.

Исламский мир отличается сегодня от других мировых культур в одном важном отношении. В последнее время только он является источником неоднократного возникновения значительных радикальных движений, которые отвергают не просто западную политику, но и основной принцип модернити, принцип религиозной терпимости. Эти группы праздновали 11 сентября как унижение общества, которое, в их представлении, порочно по своей сути. Эта испорченность - не просто вопрос сексуальной вседозволенности, сексуальных меньшинств и прав женщин в том виде, как они существуют на Западе, но происходит, по их мнению, от самой секуляризации. Они ненавидят то, что государство в западных обществах должно обеспечивать религиозную терпимость и плюрализм, а не служить религиозной истине. В то время как люди в Азии, Латинской Америке, бывшем социалистическом блоке или Африке считают западный консьюмеризм привлекательным и желают воспроизвести его по мере возможностей, фундаменталисты - такие как саудовские ваххабиты, Усама бен Ладен или "Талибан" видят в нем свидетельство упадка Запада.

Поэтому, это не просто "война" против терроризма, как это изображают американское и британское правительство. Но причина этой войны и не в американской политике в Палестине или по отношению к Ираку, как полагают многие мусульмане. К сожалению, базовый конфликт, перед которым мы стоим, гораздо шире, и затрагивает не только небольшие группы террористов, но и всю общность радикальных исламистов и мусульман, для которых религиозная идентичность затмевает все другие политические ценности. Именно радикальные исламисты формируют фон недовольства. Именно такие исламисты отказываются верить, что мусульмане участвовали в атаке на Всемирный торговый центр, обвиняя в ней Израиль. Они могут выражать недовольство американской политикой, но воспринимают эту политику как часть большого антимусульманского заговора (для удобства забывая, что США в прошлом поддерживали мусульман в Сомали, Боснии, Косово и Чечне).

Если мы признаем, что основная борьба идет не просто с несколькими террористами, но с радикальными исламистами, которые рассматривают мир как манихейскую войну верующих и неверующих, то, следовательно, мы говорим не о небольшой и изолированной группе фанатиков. После 11 сентября Усама бен Ладен пользуется устойчивыми симпатиями по всему исламскому миру за сопротивление США: от жителей трущоб в Карачи до технических специалистов в Бейруте и Каире и граждан Великобритании и Франции пакистанского и алжирского происхождения. Специалист по Ближнему Востоку Даниель Пайпс считает, что радикализированная часть населения составляет от 10 до 15 процентов исламского мира.

Исламо-фашизм

Почему неожиданно возник этот вид радикального исламизма? Социологически, причины этого не могут сильно отличаться от тех, которые привели в движение европейский фашизм в начале XX века. В исламском мире большая часть населения в предыдущем поколении была связана с традиционной деревенской или племенной жизнью. Эти люди прошли процесс урбанизации и оказались под влиянием более абстрактной формы ислама, которая зовет их обратно к более чистой версии религии, так же как экстремистский германский национализм пытался воскресить мифическую давно забытую расовую идентичность. Эта новая форма радикального ислама чрезвычайно привлекательна, потому что претендует на объяснение культурной дезориентации, которая вызывается процессом модернизации.

Следовательно, можно прояснить вопрос, если сказать, что сегодняшний конфликт - это не просто борьба с терроризмом и не борьба с исламом как религией или цивилизацией, а скорее борьба с исламо-фашизмом - то есть радикально нетерпимой и антисовременной доктриной, которая недавно получила распространение во многих частях исламского мира.

Обвинения в исламо-фашизме должны быть адресованы Саудовской Аравии. Многие годы судьбы королевской династии Саудитов были тесно переплетены с пуританской сектой ваххабитов. Королевская семья долго пыталась получить легитимность и защиту от духовенства, продвигая ваххабизм. Саудовские правители сделали новые огромные инвестиции для продвижения своей версии ислама в 1980-е и 1990-е годы, особенно после неудачной попытки захвата Великой Мечети в Мекке в 1979 году. Ваххабистская идеология соответствует определению исламо-фашизма: учебник, разрешенный к использованию в саудовских школах, объясняет, что "мусульмане обязаны быть лояльным друг к другу и принимать во внимание неверность своих врагов". Саудовские правители продвигают эту доктрину не только на Ближнем Востоке, но также и в США, где, по некоторым данным, они вкладывают сотни миллионов в строительство школ и мечетей для продвижения своей версии ислама. Все эти деньги, как следствие, позволили Усаме бен Ладену и его последователям купить себе страну, Афганистан, чтобы использовать ее как тренировочную базу для целого поколения арабских фанатиков. В этом плане США несут ответственность за невмешательство после вывода советских войск и за то, что отказались от ответственности за создание здесь стабильного и умеренного политического порядка.

Основное объяснение взлета исламо-фашизма в 1980-е и 1990-е годы связано с такими "базовыми причинами", как бедность, экономическая стагнация и авторитарная политика на Ближнем Востоке, которые стали горючим материалом для политического экстремизма. Но мы должны совершенно ясно представлять, что в действительности лежит в основе этих базовых причин, особенно в свете частых обвинений в том, что США и другие западные страны могли бы действовать более активно, чтобы значительным образом нивелировать эти причины.

На самом деле, мировое сообщество через такие международные агентства, как Всемирный Банк, все время помогало мусульманским странам, так же, как и США в своих двухсторонних отношениях с такими странами, как Египет и Иордания. Однако очень малая часть этой помощи принесла какую-то пользу. Исламский мир можно было реформировать экономически и политически, но лишь некоторые мусульманские правительства (и ни одно арабское) вступили на путь таких стран, как Южная Корея, Тайвань, Чили или Мексика, чтобы открыть свои страны глобальной экономике и заложить основания для устойчивого развития. Ни одно арабское правительство самостоятельно не решилось уйти ради установления демократического правления, как это сделала испанская монархия после диктатора Франко, или Националистическая партия на Тайване, или различные военные диктатуры в Аргентине, Бразилии, Чили и других частях Латинской Америки. Нет ни единого примера того, чтобы богатые нефтью страны Персидского залива использовали свое богатство для создания устойчивого индустриального общества, а не для создания общества испорченных рантье, которые со временем становились все более и более фанатичными исламистами. Именно эти недостатки, а совсем не то, что внешний мир сделал или не сделал, являются основной причиной стагнации мусульманского мира.

Будущее

Вызов, перед лицом которого сегодня оказались США и другие западные государства, больше, чем борьба с мелкой бандой террористов. Исламо-фашистское море, внутри которого плавают террористы, представляет собой идеологический вызов, который в некоторых аспектах является более фундаментальным, чем вызов коммунизма. Каким будет движение истории теперь? Будет ли радикальный ислам привлекать все больше приверженцев и получать новые и более мощные виды вооружений, которые будут использованы против Запада? Этого мы не можем знать наверняка, но некоторые факторы будут здесь ключевыми.

Первый состоит в успешном исходе военных операций в Афганистане против "Талибан" и "Аль-Каиды", а после них - против Саддама Хуссейна в Ираке. Несмотря на то, что людям хотелось бы верить, что идеи живут или умирают как результат их внутренней моральной истинности, сила играет большую роль. Германский фашизм не рухнул из-за своих внутренних моральных противоречий, он был уничтожен, потому что Германия была разбомблена до основания и оккупирована союзными армиями. Усама бен Ладен приобрел огромную популярность в исламском мире после успешных ударов по башням-близнецам. Разрушение его основной базы в Афганистане и его возможная смерть или захват американскими военными сделают все то, что он представляет, гораздо менее притягательным. Военная кампания против Ирака создаст большой радикализирующий эффект, если только она не завершится быстро и четко, оставив после себя порядочный и демократический режим.

Второе и наиболее важное изменение должно идти изнутри самого ислама. Мусульманское сообщество должно решить вопрос о мире с модернити, и особенно - с ключевым принципом секуляризированного государства и религиозной терпимости. Исламский мир сегодня находится в таком же положении, в каком христианская Европа находилась во время Тридцатилетней войны в XVII веке: религиозная политика ведет к потенциально бесконечному конфликту, не просто между мусульманами и немусульманами, но между различными течениями мусульман (многие из недавних взрывов в Пакистане являются результатом шиито-суннитской вражды). В эпоху биологического и ядерного оружия это может привести к катастрофе для всех.

Существует надежда, базирующаяся на внутренней исторической логике, что возникнет более либеральное течение ислама. Исламская теократия привлекает людей только в абстрактном плане. Те, кто действительно вынужден жить под властью таких режимов, как, например, в Иране или Афганистане, имеет дело с жестокими диктатурами, лидеры которых не в состоянии справиться с проблемами бедности и стагнации. Даже после событий 11 сентября в Тегеране и других иранских городах продолжались демонстрации, в которых десятки тысяч молодых людей выступали против исламского режима и требовали более либерального политического порядка. Они сменили старый лозунг "Смерть Америке" на возгласы "Мы любим тебя, Америка" даже в то время, как американские бомбы падали на сторонников "Талибан" в соседнем Афганистане.

На самом деле, кажется, что если и есть страна, которая может вывести исламский мир из сегодняшнего затруднительного положения, то это будет Иран, который 23 года назад стал инициатором волны фундаменталистского гнева, свергнув шаха и вручив власть аятолле Хомейни. Поколение спустя в стране вряд ли кто-то моложе 30 лет продолжает испытывать симпатию к фундаментализму, и если Иран сумеет создать более современную и толерантную форму ислама, то это послужит важным примером для остального мусульманского мира.

Мусульмане, заинтересованные в более либеральной форме ислама, должны прекратить обвинять Запад в клевете на ислам и направить усилия на то, чтобы в своем сообществе изолировать и поставить вне закона экстремистов. Некоторые факты говорят о том, что это уже происходит. Американские мусульмане постепенно осознают степень влияния ваххабизма на их собственное сообщество, а мусульмане по всему миру могут придти к осознанию этого, если в Афганистане события решительным образом повернутся против фундаменталистов.

Борьба между западной либеральной демократией и исламо-фашизмом не является борьбой между двумя одинаково созидательными культурными системами, которые обе могут контролировать современную науку и технологии, создавать богатство и иметь дело с фактическим разнообразием современного мира. Западные институты имеют на руках все карты и по этой причине будут продолжать распространяться по всему миру. Но чтобы перейти к отдаленному будущему, мы должны выжить в ближайшем будущем. К сожалению, в историческом процессе не существует ничего неизбежного, и трудно добиться положительного результата при отсутствии соответствующего руководства, смелости и решимости сражаться за ценности, которые делают современные демократические общества возможными.

Перевод Андрея Коноваленко


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Эпоха перемен' (архив темы):
Константин Крылов, Пробуждение от идиотизма. Окончание /12.11/
Если на Западе что и изменилось после 11 сентября, так это одно: уровень отторжения идиотических масс от власти. Грубо говоря, в Америке (и, в некоторой степени, на Западе в целом) массы вновь полюбили свое правительство.
Сергей Митрофанов, Раскольниковизация России /11.11/
Сегодня Россия пытается решить "вопрос Раскольникова" (о "твари дрожащей") в свою пользу. Мы неожиданно оказались в стране "превентивных ударов", цензуры и агрессивно-лояльной молодежи.
Александр Артемов, Снова "три силы" /11.11/
Перед нами исторический вызов, повод и побуждение использовать свою метафизическую свободу, свою самостоятельность в поисках нового, не менее трудного, но положительного пути, призванного вдохнуть жизнь и сознание в развитие человечества.
Константин Крылов, Пробуждение от идиотизма. Продолжение /10.11/
К феноменологии низости: "низкий человек", в отличие от "благородного мужа", любит врагов. Поэтому "низкий человек" хорошо поддается управлению - как со стороны властей, так и со стороны тех, кто стремится разрушить существующий порядок.
Фрэнсис Фукуяма, Началась ли история опять? /06.11/
"История, понимаемая как эволюция человеческих обществ через различные формы правления, достигла своей кульминации в современной либеральной демократии и рыночном капитализме". И тем не менее, "движение, которое в состоянии нанести огромный ущерб современному миру, даже если оно представляет лишь небольшое число людей, ставит пред нами серьезные вопросы о жизнеспособности нашей цивилизации".
Фрэнсис Фукуяма
Фрэнсис
ФУКУЯМА
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: