Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: PR и СМИ / Политика / < Вы здесь
"Власть" или "инструмент"?
Колонка редактора

Дата публикации:  14 Ноября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На сегодняшних "Гражданских дебатах" В.Третьяков объявил о новой компьютерной игре, в которую он приглашает поиграть всех желающих. Игра называется "Республика.Ру" и позиционируется в качестве "общественного средства массовой информации", поскольку заполнять новый сайт должны сами читатели. Потом, видимо, ежели игра окажется популярной, Третьяков под брэндом "Республики" раскрутит уже не игровой, а настоящий политический сайт... Как тонко подметил Глеб Павловский: "Я очень люблю слово "республика", потому что республика легко превращается в империю, не нуждаясь в смене названия".

И так всегда, согласитесь: мы уже привыкли, что под маркой "общественного" протаскивается некая частная либо государственная инициатива. Возможен, однако, и обратный процесс, на который указал Г.Павловский, а именно - превращение частной инициативы в общественную. Так произошло (до некоторой степени) с нашими СМИ, которые, конечно, сохранили многие черты советского "Агитпропа", но при этом превратились и в "общественный институт" (пока шел процесс постперестроечного "передела собственности"). Павловский даже указал, что СМИ стали в большей степени общественным институтом, нежели политические партии: если бы КПРФ была, к примеру, общественным институтом, Березовский купил бы КПРФ, однако "Борис Абрамович дрянь не покупал", поэтому вместо КПРФ купил ОРТ.

К данному этюду можно добавить и кое-какие строгие соображения, также озвученные на "Дебатах". Государственные СМИ - это СМИ, принадлежащие государству. Частные СМИ - это СМИ, находящиеся в частном владении. А общественные СМИ принадлежат кому? Обществу? Тут я вновь процитирую Г.Павловского. В одном из своих давних интервью он задал ехидно-риторический вопрос: "А кто такой народ"? Действительно, "общество", "народ" - это вполне метафизические термины. Рассуждая конкретно, приходится говорить об общественных организациях...

И тут-то вся пиарная бодяга остается в стороне, обнажая чисто технический вопрос об общественных СМИ как принадлежащих общественным организациям. Можно долго и нудно говорить о юридической стороне дела, но идеологическая (т.е. метафизическая) сторона дела исчерпана. Государственные СМИ - инструмент в руках государства, частные СМИ - инструмент в руках частных лиц, "общественные" СМИ - вовсе не "демократический" инструмент в руках некоего "общества", вовсе не пресловутая "четвертая власть", а самый обычный инструмент в руках той или иной общественной организации. Далее уже можно говорить о развитости и влиятельности общественных организаций в России (то есть по сути - завести совсем другой разговор по теме "Гражданское общество"), но вопрос о "четвертой власти" уже закрыт: никакой такой "власти" не существует, а существует инструмент. Дальнейший разговор интересен лишь в том случае, ежели идет не о "сути" СМИ, а об их эффективности в качестве инструмента "бескровного управления".

Так вот, последние события показали, что в указанном качестве наши СМИ работают недостаточно эффективно - о чем я написал в "Кремлевке" и не буду повторяться. Разумеется, те "государевы люди", которым поручено работать со СМИ, не могли заранее знать, что Яндарбиев, например, лучше подходит на роль "русского бен Ладена", чем Масхадов - хотя В.В.Путин быстро сориентировался и заявил, что заказчиков теракта следует искать за рубежом (эту идею подхватил Джемаль). Но ни Президент, ни Джемаль не отвечают за управление средствами массовой информации. А те, кто отвечает, допустили сумбур - в котором, как водится, оказались виноваты "стрелочники".

Один из участников "Дебатов" предложил - и, на мой взгляд, совершенно справедливо - разработать планы взаимодействия властей со СМИ на случай форс-мажорных обстоятельств, раздать редакторам запечатанные конверты с соответствующими инструкциями и даже "проводить учения". Что ж, нашим журналистам (уточняю: работникам средств массовой информации, а не специализированных малотиражных изданий) не помешает в качестве "вольтера" хороший фельдфебель... Тем более что о существовании Вольтера знают далеко не все наши журналисты.

Кирилл Якимец


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'PR и СМИ' (архив темы):
Олег Басов, Без тормозов /06.11/
Государство не смогло оперативно осуществить контроль над СМИ (что в данной ситуации было бы необходимо) - и журналисты принялись "фрондировать". Это вполне естественно: журналисты стремятся себя продать - покуда являются бесхозными.
Дмитрий Юрьев, В защиту ограничений свободы слова /04.11/
"Гнусный танец на костях жертв, который сплясал хэллоуиновской ночью тыквоголовый подберезовик Иван Рыбкин, стал первым, но очень знаковым случаем возвращения технологий 1998 г. - методов медийно-рельсовой войны, не отягощенной ни совестью, ни состраданием, ни элементарным следованием фактам".
Жан Бодрияр, Зеркало терроризма /01.11/
Сегодняшнее насилие, насилие, производимое нашей гипермодерностью, - это террор. Симулякр насилия, возникающий не столько из страстей, сколько из телевизионного экрана, - насилие, заключенное в самой природе образов.
Александр Алексеев, Московский синдром /31.10/
Когда СМИ освещают некоторую проблему, делают ее достоянием публичности, предполагается, что общество станет действовать некоторым образом. Но вряд ли можно надеяться, что общество, подвергнутое пыткам, будет действовать адекватно.
Владимир Никитаев, Происхождение терроризма из духа трагедии /30.10/
"Поэтика" Аристотеля как руководство по антитеррору. Приведет ли трагедия заложников к катарсису, то есть к очищению, возвышению и ясности в "общественной душе", или, наоборот, к грязи, тяжести и смуте - зависит не только от властей, но и от СМИ. Им ли не знать, при каких условиях шоу терпит крах?
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: