Русский Журнал / Политика /
www.russ.ru/politics/20021211-chu.html

Как общественники могут влиять на партийные программы?
Александр Чуев

Дата публикации:  11 Декабря 2002

Общественные организации, безусловно, влияют на деятельность политических партий и на оформление конкретных вопросов партийных программ. Влияние это зависит от тематики направлений, в которой работают эти общественные организации. Могу отметить, что гуманитарное влияние общественных организаций на политический процесс, и в частности - на партийную деятельность, намного сильнее, чем чисто "технические" аспекты их участия в партстроительстве.

Роль общественных организаций в деятельности партии зависит от электоральной политики той или иной партии. Сегодня в России есть партии, которые при формировании своей политической программы не учитывают общественные организации (например, СПС), есть партии, которые ориентируются на роль общественных организаций более продуманно и активно ("Яблоко"), и есть партии, которые работают с общественными организациями очень плотно (КПРФ). О влиянии голоса общественных организаций на партийную политику можно говорить только в одном отношении: насколько от этого голоса зависит политический успех. Если политическая партия характеризуется как социально-стратовая, то она не может не учитывать при постановке определенных вопросов мнение заинтересованных общественных организаций. Такие партии заявляют себя однозначно как социально-ориентированные. Другой тип влияния общественных организаций на партийные решения особенно заметен на примере относительно небольшой партии, которая специально строит свою программу как социально-оирентированную с целью привлечь лишние избирательские голоса.

Нужно отметить, что традиционные общественные организации, которые сохранились еще с советской эпохи (общества ветеранов, различные профессиональные союзы и т.д.), гораздо более эффективно воздействуют на программы политпартий и на власти вообще. Они знают, как это делать, у них существует годами накопленный опыт взаимодействия с руководителями самого различного уровня. Как правило, представители этих организаций устанавливают хорошие отношения с исполнительными властями на том уровне, на котором функционируют. В этом плане, если иметь в виду уровень опыта не6посредственного лоббирования, степень влияния "традиционалистов", безусловно, выше.

Можно разделить все политически активные общественные организации на несколько групп. В первую группу входят жестко профессионально и социально стратифицированные организации: профсоюзы, ветераны, общества героев, союзы работников и т.д. Во вторую группу можно включить не менее влиятельную категорию религиозных организаций. Третья группа - более узкий круг людей, которые представляют общественные организации, имеющие значительные финансовые рычаги влияния. Эта группа сосредоточена на локальном уровне влияния на политические платформы и за пределы локального лоббизма как правило не выходит. Есть группы общественных организаций, чья влиятельность определяется либо значительным количеством людей, их составляющих, либо админресурсом, финансовым ресурсом и т.п.

Общественные организации, использующие активные имиджевые стороны влияния ("Идущие вместе", например), на самом деле серьезной роли в политическом процессе не играют. Они способны повлиять на умонастроения, а также на выработку определенных законопроектов, но лишь опосредованно.

Можно выделить также, с некоторыми оговорками, четвертую группу - общественные организации гуманитарного толка, которые специализируются в сфере правозащитной или благотворительной деятельности. Опять же, их пути влияния на активных политических игроков те же: либо количеством людей, либо при помощи финансовых рычагов. Однако здесь есть некоторые особенности. Активные связи с международным сообществом и масс-медиа позволяют отнести четвертую группу к ресурсным организациям, но их влияние на политическую сцену оказывается не столько в активе, сколько в пассиве, являясь неким механизмом сдерживания или торможения негативных общественно-политических явлений. Их активное лоббирование направлено не столько на конструирование конкретной политической программы действий, сколько на критическую работу, на пресечение того или иного направления политики.