Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Гражданское общество / Политика / < Вы здесь
Как общественники могут влиять на партийные программы?
Дата публикации:  11 Декабря 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Общественные организации, безусловно, влияют на деятельность политических партий и на оформление конкретных вопросов партийных программ. Влияние это зависит от тематики направлений, в которой работают эти общественные организации. Могу отметить, что гуманитарное влияние общественных организаций на политический процесс, и в частности - на партийную деятельность, намного сильнее, чем чисто "технические" аспекты их участия в партстроительстве.

Роль общественных организаций в деятельности партии зависит от электоральной политики той или иной партии. Сегодня в России есть партии, которые при формировании своей политической программы не учитывают общественные организации (например, СПС), есть партии, которые ориентируются на роль общественных организаций более продуманно и активно ("Яблоко"), и есть партии, которые работают с общественными организациями очень плотно (КПРФ). О влиянии голоса общественных организаций на партийную политику можно говорить только в одном отношении: насколько от этого голоса зависит политический успех. Если политическая партия характеризуется как социально-стратовая, то она не может не учитывать при постановке определенных вопросов мнение заинтересованных общественных организаций. Такие партии заявляют себя однозначно как социально-ориентированные. Другой тип влияния общественных организаций на партийные решения особенно заметен на примере относительно небольшой партии, которая специально строит свою программу как социально-оирентированную с целью привлечь лишние избирательские голоса.

Нужно отметить, что традиционные общественные организации, которые сохранились еще с советской эпохи (общества ветеранов, различные профессиональные союзы и т.д.), гораздо более эффективно воздействуют на программы политпартий и на власти вообще. Они знают, как это делать, у них существует годами накопленный опыт взаимодействия с руководителями самого различного уровня. Как правило, представители этих организаций устанавливают хорошие отношения с исполнительными властями на том уровне, на котором функционируют. В этом плане, если иметь в виду уровень опыта не6посредственного лоббирования, степень влияния "традиционалистов", безусловно, выше.

Можно разделить все политически активные общественные организации на несколько групп. В первую группу входят жестко профессионально и социально стратифицированные организации: профсоюзы, ветераны, общества героев, союзы работников и т.д. Во вторую группу можно включить не менее влиятельную категорию религиозных организаций. Третья группа - более узкий круг людей, которые представляют общественные организации, имеющие значительные финансовые рычаги влияния. Эта группа сосредоточена на локальном уровне влияния на политические платформы и за пределы локального лоббизма как правило не выходит. Есть группы общественных организаций, чья влиятельность определяется либо значительным количеством людей, их составляющих, либо админресурсом, финансовым ресурсом и т.п.

Общественные организации, использующие активные имиджевые стороны влияния ("Идущие вместе", например), на самом деле серьезной роли в политическом процессе не играют. Они способны повлиять на умонастроения, а также на выработку определенных законопроектов, но лишь опосредованно.

Можно выделить также, с некоторыми оговорками, четвертую группу - общественные организации гуманитарного толка, которые специализируются в сфере правозащитной или благотворительной деятельности. Опять же, их пути влияния на активных политических игроков те же: либо количеством людей, либо при помощи финансовых рычагов. Однако здесь есть некоторые особенности. Активные связи с международным сообществом и масс-медиа позволяют отнести четвертую группу к ресурсным организациям, но их влияние на политическую сцену оказывается не столько в активе, сколько в пассиве, являясь неким механизмом сдерживания или торможения негативных общественно-политических явлений. Их активное лоббирование направлено не столько на конструирование конкретной политической программы действий, сколько на критическую работу, на пресечение того или иного направления политики.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Гражданское общество' (архив темы):
Итоги Тольятти. Сообщество гражданской экспертизы /06.12/
По инициативе Фонда "Институт экономики города" была проведена экспертиза Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Москва-Тольятти: итоги. Граждане vs. эксперты? /02.12/
Черту подводят Наталья Баранова, Анатолий Голов и Галина Козлова.
Игорь Джадан, Гражданское общество и его враги /28.11/
В России под "мобилизационным обществом" следует понимать не общество, мобилизованное государством, а общество, мобилизующееся на защиту своих собственных интересов при помощи государства.
Юрий Солозобов, Тамбовский волк вам гражданин! Окончание /27.11/
Граждан можно мобилизовать только на борьбу, причем в первую очередь - на борьбу за ближайшие интересы. История крестьянской войны в Тамбовской губернии 1920-1921 гг.
У. Макбрайд, Глобализация и межкультурный диалог. Окончание /27.11/
Американизация vs. гражданское общество. "Так как же насчет американской нации при нынешнем положении вещей, насчет американского гражданского общества как питомника сопротивления гегемонической культуре, за которую Соединенные Штаты несут самую большую ответственность?"
Александр Чуев
Александр
ЧУЕВ
Зампредкомитета ГД по делам общ. объединений

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: